Школьные конфликты — выходим без потерь?
358
0
0
358
0
0
Бесконфликтно жить в обществе невозможно. Ведь известно, что никогда не конфликтует только тот человек, которому нечего защищать, который не отстаивает собственное мнение и право на личное пространство. То же происходит у детей. Как на конфликты детей реагировать взрослым? В какой момент должны вмешиваться родители, учителя и психологи? Должны ли они вообще участвовать в детских разборках? И как защитить своё чадо от дерзких выпадов сверстников, научить его давать достойный отпор обидчикам рассказывает Борис Приленский, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Тюменской государственной медицинской академии, профессор, директор Академии имени профессора Ю.Ф. Приленского.
Несмотря на то, что ссоры и даже драки в школе доставляют множество негативных эмоций как самому ребенку, так и его родителям, они всё же полезны — учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Поэтому нужно не тревожиться, а учить детей выходить из них с честью. Ведь конфликты между детьми — это довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем не только для выстраивания личных отношений, но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны уметь конфликтовать. Но делать это правильно, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга. Помощь родителей здесь очень важна.
Чем младше ребенок, тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании маленького человека вырабатываются определённые модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте. А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим, и особенно к более слабым детям.
Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам: взаимные оскорбления и сплетни, предательство, любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью, борьба за одного парня или одну девочку, отсутствие взаимопонимания между детьми, неприятие отдельной личности коллективом, соперничество и борьба за лидерство, неприязнь "любимчиков" учителей, личные обиды. Нердко в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.
Говоря о школьных конфликтах, следует обратить внимание на такое явление, как детская жестокость. Когда рождается малыш, он любит весь мир вокруг, улыбается каждому. Ничего при этом плохого не произносит, и выражение лица у него ласковое. Но чтобы ребёнок стал жестоким, его надо этой жестокости научить. И, конечно, учителя — это, прежде всего, родители. Мы все знаем о трудном подростковом возрасте, где идёт адаптация человека в социальной среде. Он быстро меняется, самоутверждается. И каждый делает это по-своему. Кто-то через собственные успехи: хорошо учится или имеет спортивные достижения, побеждает на олимпиадах или просто помогает старушке перейти через дорогу. Но, к сожалению, большинство детей выбирают гораздо лёгкий путь — самоутверждаются за счёт слабых, унижая их физически и морально. Так поступают люди с комплексом неполноценности, который формируется исподволь, когда ребёнок слышит, что он — дурак, ничего не умеет. Близкие люди сами приучают его к мысли, что он хуже других. Наступает момент, когда ему хочется почувствовать себя хорошим, но он точно так же, как папа или мама, которые его унижали, начинает унижать, оскорблять или бить других.
Что делать с этой жестокостью?
Направлять в более конструктивное русло. Например, в спорт. Детская игра также позволяет проигрывать ситуации с победой, обретением власти, лидерством и демонстрацией силы. Сейчас, к сожалению, дворовые игры отмирают. Их всё больше заменяют компьютерные. И это плохо, потому что в компьютерной игре нет полного эмоционального вовлечения. Человек сидит неподвижно и не может сжечь свою энергию. Поэтому с раннего детства, пока игра для ребёнка очень важна, надо с ним играть, читать народные сказки, проверенные столетиями. Родителям также стоит задуматься, стоит ли добрые отечественные мультфильмы менять на те, в которых нет сюжета, где страх и ужас?
Взрослым надо серьёзно отнестись к тому, что смотрит, читает, в какие игры играет, какую музыку слушает их ребенок, потому что сейчас закладывается основа, на которой будет строиться его личность.
У Рея Бредбери есть замечательный рассказ "Вельд". По сюжету, вечно занятые родители нашли себе замену — создали для своих детей комнату, которая реализовывала все их желания. Мальчик и девочка постоянно находились в этой виртуальности. В результате они научились лицемерить, лгать, перестали играть в добрые игры и создали львов. Когда в комнате появились родители, то эти фантастические животные сожрали взрослых. Дети продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей — матери и отца. Разве это не чудовищно?! Когда мы не занимаемся со своими детьми, не думаем над теми словами, которые им говорим, то в обязательном порядке получим что-то ужасное. Ведь каждое слово — кирпичик фундамента личности ребёнка. Если это понимать, тогда сценарий, по которому формируется маленький человек, будет положительным и позитивным, тогда мы можем воспитать здорового гармоничного человека.
Как стать успешным и счастливым ещё при жизни Дорогой читатель, если вы человек успешный и процветающий, то тратить своё время на прочтение этой статьи вам не стоит! Я же обращаюсь к тем из вас, кому хочеться разобраться в механизмах формирования...