Сергей Гармаш: "Человек может всё"
683
0
0
683
0
0
Сергей Гармаш родился 1 сентября 1958г. в Херсоне в рабочей семье. Был непростым ребенком, пару раз его исключали из школы. Об актерской профессии не думал — мечтал после школы поступить в "мореходку". В Днепропетровское театральное училище решил поступать, поскольку ему показалось, что там проще сдать экзамены. Окончив училище, получил специальность актера кукольного театра. После службы в армии отправился в Москву и поступил в школу-студию МХАТ. По окончании её был принят в труппу Московского театра "Современник". В кино начал сниматься с 1984 года ("Отряд"). Частичная фильмография: "Моонзунд" (1987), "А был ли Каротин" (1989), "Бесы" (1992), "Пистолет с глушителем" (1993), "Время танцора" (1997), "Ворошиловский стрелок", "Поклонник" (1999), "Нежный возраст" — премии "Ника" и "Золотой Овен", "Механическая сюита" (2001), "Дневник камикадзе", "Марш-бросок", "Любовник" (2002), "Свои" — премия "Золотой Орел", "72 метра", "Мой сводный брат Франкенштейн" (2004), "Бедные родственники" (2005), "Охота на пиранью" (2006), "12" (2008).
Сергей Леонидович, не могли бы вы выразить ваше отношение к психологии?
Я знаю, что сейчас психология — это модно, в какой-то мере людей это интересует. Но если бы меня спросили, существуют ли у меня какие-то знания по психологии, я бы, конечно, не смог бы сформулировать научно, что такое психология. Но на уровне внутреннего самообразования, внутренних ощущений знания о психологии у меня существуют. И, прежде всего, из литературы.
А какая литература дала вам эти знания?
В первую очередь, безусловно, Достоевский. Если вы что-то хотите узнать о человеке как таковом, если вы хотите узнать на что способны его психика, его душа, каких высот и падений она может достигать, то читайте Достоевского. Конечно, сюда можно также добавить и Толстого, и Чехова, и Бунина, который был тончайшим психологом. Чего стоят, например, его "Тёмные аллеи", говорящие об исключительно тонком знании психологии женщин и мужчин.
А в школе-студии МХАТ вы не изучали психологию?
Отдельных занятий по психологии у нас не было. Но то, чем мы там занимались, чему нас учили, безусловно, вытекает из этой области. Например, система Станиславского, которая сложилась в нашей школе, предполагала всевозможные упражнения, которые занимали у нас практически весь первый курс. Это были упражнения на внимание, на развитие фантазии, на воображение, на взаимодействие, на чувства партнёра. В итоге это приводит к тому, что ты можешь ощутить, что такое Я в предлагаемых обстоятельствах. Думаю, что где-то на подсознательном уровне, я занимаюсь психологией всю свою жизнь.
Например, мы на первом курсе занимались такими вещами, как наблюдение. Перед занятиями мы все собирались, и должны были рассказать, как прошло твоё утро, что случилось такого, что было интересным или необычным. Если ты был наблюдателен, то, наверняка, мог описать внешность людей, которых встретил в метро, может быть, даже процитировать их реплики. А может быть, ты смог увидеть особенность их характера или их настроение. Я, наверное, на протяжении всей своей жизни людей наблюдаю. Наблюдаю своих коллег на сцене, просто окружающих меня людей. Я не делаю этого специально, это такая подсознательная работа.
Помню, я снимался в 1985 году у Володи Хотиненко. Мы жили в псковских Печорах. Это малюсенький городишко, там даже кинотеатр не работал. И было два места: либо ресторан, либо монастырь. Мы то водку пили, то в монастырь ходили. В монастырь ходить было невероятно интересно. Интересно наблюдать за монахами, но не как за некой экзотикой, хотя её там тоже хватало (я, например, там я впервые увидел монаха с бородой ниже пояса). Но, прежде всего, наблюдая за людьми, начинаешь более глубоко думать о самом себе, о своей жизни.
Однажды я увидел на службе человека. Он стоял босиком, в расстёгнутой рубашке, без креста. И человек, когда начиналась служба, крестился, а после последнего приложения к плечу, клал земной поклон. Склонялся до земли. И от этого поклона начинал креститься, в достаточно медленном ритме на протяжении всей службы. Вот я смотрел на него и думал: "Господи, что же сделал этот человек, чего он просит, за что он просит прощения, или за что он благодарит?" И этот человек, его действия заставили меня задуматься о многих вещах: "а как бы я себя вел, если бы на мне был страшный грех?" или "мог бы я таким образом избавиться от душевной боли?".
А были ли в вашей жизни ещё какие-нибудь ситуации, которые заставили очень сильно задуматься?
Когда я первый раз попал в псковсую Печору, там был один монах. Он был удивительным. Когда я встречался с ним взглядом, он спокойно смотрел, не на меня, но одновременно и не сквозь меня. Чтобы иметь такой взгляд, нужно много работать. Я чувствовал, что у этого монаха какое-то особенно глубокое внутреннее содержание. И мне до того захотелось внутренне прикоснуться к этому содержанию, что я начал ходить вокруг него, ходить. Наконец, подошел к нему и говорю: "Святой отец, могу я вас спросить?". Он говорит: "Да". Я говорю: "А вот когда царь сюда приезжал, эта церковь уже существовала?" Он говорит: "Да". Теперь понимаю, что, отвечая, он знал, что меня, на самом деле, интересует не это. И дальше почти дословно. Я говорю:
— А могу я вас спросить?
— Да.
— Скажите, а вы давно здесь, в этом монастыре?
И дальше он говорит без всякого нравоучения, очень спокойно.
— Молодой человек, когда вы задаёте эти вопросы, то вы думайте, для чего вы их задаёте. Вот скажите, что в вас изменит то, что вы узнаете, что я здесь три года или тридцать три года?
И вдруг праздность моего вопроса становится абсолютно материальной, такой определённой. Но я с упорством кретина задаю ещё вопрос:
— А вы могли бы отсюда уйти в мир?
— А зачем?
Вот что такое для меня психология. Сидит человек, который сказал мне две-три фразы, но который вызывает невероятный интерес. Не просто своим обликом, своей бородой, или тем, что находится в одном из старейших монастырей России. Нет, он интересен потому, что в нём есть содержание. Может я и ошибаюсь, но думаю, что многие психологические проблемы идут как раз от этого — от нехватки внутреннего содержания.
Что, по вашему мнению, может помочь человеку обрести это внутреннее содержание?
Я думаю, что важен следующий момент. И это касается всех основных сторон нашей жизни. Мы хотим больше выигрывать, чем проигрывать. А в первую очередь, нужно научиться проигрывать.
Что значит научиться проигрывать?
Например, вы мне говорите "какая прелесть Сейшельские острова", а я там ещё не был. С одной стороны, я могу закусить губы и пожалеть себя, трижды за день вспомнить, что я там не был, испортить настроение себе и другим. А с другой стороны, я могу сказать себе: "если я хочу туда поехать, то я сделаю всё возможное, чтобы это осуществить". И тогда проигрыш превращается в выигрыш.
У меня такое правило: никогда в проигрыше не нужно искать виновных. Проигрыш — это твой проигрыш. Его надо правильно принять, сделав определённые выводы. У меня был такой случай. Когда я поступал в Щукинское училище, я вызвался первым читать, и провалился с таким грохотом, что казалось, земля разверзлась передо мной. При чём я уже был дипломированный специалист, до армии уже работал. Я страшно испугался людей, которых там увидел, у меня дрожали колени, и произошёл так называемый актёрский зажим. И вот после такого "падения" я пошёл бесцельно бродить по Москве. И вдруг меня посетила совершенно простая мысль: Что тебе даёт этот испуг? Он тебе ничего не даёт. Зачем позволять испугу руководить своей жизнью? И тогда я подумал, что если это повторится, я просто развернусь и уеду. Эта мысль прибавила немного бодрости. А потом я подумал: " а почему я выбрал новый репертуар? Почему бы не почитать то, что я знаю давно?" И вот я ходил, думал. И в понедельник пришел в Щукинское театральное училище спокойный, как танк. Бабах, и выхожу сразу во второй тур. После чего бегу на экзамены в студию МХАТ. Читаю там, а мне говорят: " погоди, не уходи, придёшь на второй тур прямо сегодня". И потом сразу: "сдавай документы, проходи врача, не будет тебе третьего тура, придёшь прямо на конкурс". На следующий день бегу в ГИТИС. И там тоже прохожу второй тур. Короче, одно поражение трансформировалось в несколько побед. А почему? Я думаю, что внутри моего сознания произошёл какой-то щелчок. Когда я вот так ходил, я созерцал город, и подспудно во мне шла беседа. И что-то внутри меня сказало, что если повести себя по-другому, то всё можно исправить. Важно только постараться попасть в то состояние, когда этот щелчок возможен.
Сергей Леонидович, что бы вы могли сказать человеку, который запутался, не знает, как найти выход из ситуации, находится в состоянии проигравшего?
Я скажу образно. Если бы у вас что-то рассыпалось, например, разбилась бы ваза, то я бы вам не советовал сложить рассыпавшееся. Я бы вам посоветовал взять цветы, какой-нибудь конструктор, бумагу и краски, глину, другие материалы, и из всего этого вместе попробовать сделать что-то новое. Главное — не пытаться собрать разбитое. Не идти никогда одним путём, а проявить фантазию и попытаться соединить вещи другим образом.
Продолжая тему внутреннего содержания, что ещё, по вашему мнению, нужно уметь делать в жизни, чтобы его обрести?
Я бы сказал, что нужно уметь искренне радоваться за своих друзей.
Это сложно.
Да, и если вы думаете, что я скажу, что у меня всегда это получается, то это будет неправдой. А ещё труднее искренне радоваться за тех, кто тебе не нравится. Но на самом деле, в этом есть смысл. Это может продлить твою жизнь. Я в этом убеждён.
А что ещё может продлить жизнь?
Еще в советские времена директор института долголетия сказал, что у каждого существуют свои рецепты, но вообще хорошо спать столько, сколько хочешь, выпивать в день стакан хорошего сухого вина, и чтобы абсолютно отсутствовало чувство зависти. Мне этот набор понравился невероятно.
Сергей Леонидович, если не секрет, сколько лет вашему младшему сыну?
Ему 8 месяцев, разница с первой дочкой — 18 лет.
Вы знаете, у меня иногда появляется желание заскочить на подножку троллейбуса сзади. Живо желание вести себя неадекватно своему возрасту. Но это, наверное, лучше, чем пластическая операция. Я не боюсь быть смешным. Потому что знаю, что это делает тебя сильнее.
А что ещё человека может делать сильнее?
Во-первых, уметь до конца признавать свою неправоту. Во-вторых, надо уметь по-настоящему ставить себя на место человека, которого не понимаем или к которому готовы предъявлять претензии. Иногда у меня это получается, а иногда нет.
Что вы сами делаете, когда попадаете в сложную ситуацию?
Когда у меня случаются всякие проблемы, то я никогда не стараюсь решить их в одну секунду, забыв об остальных делах. Почему? По многим причинам. Во-первых, какой-то внутренний механизм мне подсказывает, что всегда нужно какое-то время для обдумывания. Если бросаться сломя голову решать проблемы, можно только всё испортить. Не надо дёргаться, жизнь всё равно мудрее нас. И то время, которое я беру на обдумывание сложившейся ситуации, обязательно мне что-то подсказывает.
Во-вторых, надо старательно пытаться видеть положительное даже в проблемной ситуации. А на это тоже нужно время.
В-третьих, несмотря на проблемы, жизнь всё-таки продолжается. А если ты бросишь всё, и начнёшь решать только эту проблему, то ты рискуешь, наоборот, увязнуть в ней еще больше. Надо продолжать жить: пить, есть, любить — и параллельно решать эту проблему.
Есть в системе Станиславского такие понятия, как большой и малый круг внимания. Малый круг — это я разговариваю с вами, на вас такая-то блузка. Большой круг — я сижу с вами, но вижу, что вот ещё женщина сидит, а вон те двое пошли, а на улице весна. Чем больше ты можешь соединять большой круг с малым, тем ты будешь профессиональнее. Я говорю сейчас об актёрской профессии, но это актуально и для всей жизни. Ты можешь разговаривать, общаться, а при этом ещё и элегантно быть одетым, делать хорошо какие-то вещи, то при этом это не значит, что ты теряешь нить задачи, которую необходимо решить.
Сергей Леонидович, специально для психологического портала, скажите, пожалуйста, что-нибудь жизнеутверждающее и позитивное.
Я, наверное, скажу вот что. Человек может всё. Мы ничего не знаем о наших потенциальных возможностях. Наш мозг очень мало изучен, и может быть, если найти определенный код, то завтра мы можем начать писать не хуже, чем Агата Кристи. Я знаю один хрестоматийный случай. Пожилая женщина, домработница у одного профессора, попала в аварию, её привезли в склиф, и она в коматозном состоянии начала говорить на латыни. И когда вызвали специалиста, тот сказал, что она "Илиаду" читает. Оказывается, когда она убирала, профессор учил с учениками "Илиаду" и её мозг записал всю информацию. Вопрос только в том, чтобы возродить всё то, что кроется в глубинах нашего подсознания. Дать толчок.
Так и хочется сказать, что иногда в этом помогает психология.
Безусловно. Психология — это часть моей профессии и жизни.