Вернуться на главную

Сексуальное раскрепощение или Тантра?

Дата публикации:
6 сентября 2015

0

(0)

1097

0

0

Аватар специалиста Наталья Еременко

Наталья Еременко

автор

Сексуальное раскрепощение или Тантра?

С большим удовольствием прочла статью Андрея Сафронова "Тантра и неотантра" (см. в сети), в которой тепло упоминается мой главный учитель Йоги и Тантры Лев Иванович Тетерников. Возможно, в каких-то местах текста чтение и вызывало лёгкое сопротивление, но очень быстро приходило понимание того, что автор статьи прав. В общем же, меня так впечатлила суть и талантливое изложение статьи, что я решила выразить свою точку зрения на некоторые, затронутые в статье вопросы. Заранее прошу считать её моей личной, не претендующей на истину в последней инстанции.

Итак, для начала, что для меня Тантра? Это не религия, не философия, не вероисповедание, это путь развития. Постоянное преодоление собственных границ. Постоянное перешагивание через собственные стереотипы, убеждения, привычки, стандарты — в общем, через себя самого или себя саму. Конечно же, это не сексуальное раскрепощение, которое часто ставят во главу угла. Скажу по секрету, мой опыт и опыт моих знакомых говорит о том, что после практик Тантры наступает эффект, обратный ожидаемому новичками: энергия перестаёт так часто, как раньше, скапливаться в области свадхистханы и требовать выхода через половой акт. В итоге, для практикующего Тантру секс перестаёт иметь особое значение и становится, как говорил Лев Иванович, "транспортным средством к Богу".

Ещё раз повторюсь: перестаёт иметь особое значение, то есть волнует, но не больше, чем вкусная еда или встреча с друзьями. Не поэтому ли Ошо говорил: занимайтесь сексом, пока он вам не надоест, и вы поймёте, что это не самое главное в жизни? Кто-то возразит: нет же, секс — это самое ценное, что у меня есть, что со мной будет, если я потеряю к нему интерес? Вот тут и начинается настоящая Тантра…

С точки зрения Тантры (как я её чувствую), только отказавшись от прошлого опыта и оценок, можно впустить в свою жизнь развитие, счастье, радость и чудеса, о которых мечтает каждый. Эта формула насколько проста в понимании, настолько же сложна в повседневном применении. Потому что рассуждать с умным видом о безусловной божественной любви намного проще, чем с этой же любовью обнимать прыщавого незнакомца с дурно пахнущими носками, оказавшегося с тобой в паре на практическом семинаре. И тут не обойтись без авторитетного тренера, который найдёт слова убеждения и поможет пройти через страхи, комплексы, возмущение и прорвать защиты стоящего за всем этим эго.

Признавая иллюзорность представлений о самом себе, участник начинает смотреть на окружающий мир новым взглядом, взглядом совершенного существа, Дживы Мукти. Поэтому у людей после первых тренингов Тантры случаются мощные прорывы и глобальные изменения в жизни. Когда сваливается опостылевший груз общественного мнения и чужих ценностей.

В таком состоянии не сложно развестись, бросить работу, переехать в другой город… Но дальше возникает вопрос: я — Бог, и что дальше? И оказывается, что быть Богом — это не так просто, поскольку нужно брать на себя ответственность за все происходящее, нужно удерживать в себе состояние любви и благости, нужно принимать свой мир таким, каким ты, — Бог! — его создал. Не самый приятный сюрприз — согласитесь. Поэтому участники тренингов дальше не идут, а залипают на энергию тренера или подсаживаются на экстатические состояния, которые дают им упражнения, типа рефлекс-оргазма, а в их повседневной жизни ничего так и не меняется. Или того хуже: становятся потерянными, разболтанными (хорошо, если не в психушке), являя собой пример того, как вседозволенность становится непосильным испытанием для неустойчивых умов.

Тут Андрей Григорьевич пишет: чтобы идти дальше, нужны новые инструменты. Только умалчивает, что это начало движения по лезвию бритвы. До чего может довести постоянное стремление к более сильным переживаниям, можно увидеть на примере спортсменов-экстремалов, которые оказываются на кладбище раньше других. Или тусовщиков с Казантипа, который упоминает Андрей Сафронов в своей статье, как образец раскрытой свадхистханы. Это мнение, как по мне, очень двояко и в некоторой степени даже опасно для широкого обнародования, поэтому я поясню свою точку зрения немного подробнее. Среди казантипских тусовщиков, с которыми я провела 10 лет бок о бок на танцполах легендарной "Республики Щастья", я не встречала, наверное, ни одного представителя с таким высоким уровнем осознанности, чтобы позволить безболезненно для своей кармы экспериментировать с раскрытием свадхистханы. Ведь мало иметь раскрытую свадхистхану, она ещё должна быть наполненной. А этим вопросом не озабочен ни один тусовщик. Особенно, под таблеткой "экстези".

Интересная ирония судьбы. В своё время Александр Шульгин распространил МДМА специально для того, чтобы помочь человеку раскрыть центры любви и удовольствия. А Альберт Хоффман и вовсе прочил для своего "трудного ребёнка ЛСД" грандиозную мистическую роль в судьбе человечества. Только к духовному развитию и Тантре ни "экстези", ни "марки" отношения не имеют, превратившись из инструмента для постижения секретов подсознания в источник дешёвого кайфа. Не потому что инструменты некачественные, а потому что задачи перед юзерами стоят далеко не самые высокодуховные. А как говорил Лев Иванович, "главное — не то, что ты делаешь, а в каком состоянии ты это делаешь". И был сто раз прав. Иначе тусовщики, вроде меня, не променяли бы тот самый танцевальный "Казантип" на другой Казантип — Тантрический, где Тетерников 15 лет подряд проводил свои фестивали Тантры.

Вообще, сколько бы духовные маргиналы ни говорили о том, что наркотики продвигают человека к просветлению, я вижу в этом попытку оправдать свою слабость к ним. Вещество как раскрывает человека в момент своего экстатического воздействия, так же и схлопывает после того, как его действие подошло к концу, оставляя "искателя истины" как минимум неудовлетворённым и с жаждой новых, более смелых экспериментов, а как максимум с чувством вины и бессмысленности всего произошедшего. Задача же Тантрика — шагнуть в зону неизвестного и трансформируя новый опыт, расширить зону повседневную комфорта.

Те, кто интересуется Тантрой и знают о ритуале "майтхуна", могут спросить, зачем же Тантра использует запретные пять "м" (мясо, рыба, алкоголь, зерно, секс) с целью продвинуть адепта по пути его духовного развития? И представители современной продвинутой молодёжи наверняка воспримут это как индульгенцию, чтобы пуститься в самые смелые эксперименты, наращивая количество и дозировку "инструментов для духовных поисков", как когда-то делал великий мистик Алистер Кроули, пока не умер от передозировки героином. По моим ощущениям задача майтхуны — не податься во все тяжкие, а устоять перед сильнейшим соблазном потерять себя, свою осознанность в водовороте ярких переживаний, не создавать новых реакций ума (т.е. санкар), с тем, чтобы освободиться от старых. Хотелось бы мне увидеть на Казантипе хоть одного персонажа, беспристрастно наблюдающего за тем, как его мозг взрывается на множество мелких капелек под влиянием музыки и "экстези" или занимающегося любовью с глубоким осознанием священности и сакральности происходящего акта.

В этом и состоит разница между простым сексуальным раскрепощением, где нет никаких запретов, от пресловутого Тантрического секса, где каждая часть тела священна и является объектом восторга и поклонения. Не зря ведь говорят: "Для чистого — всё чисто, для святого — всё свято". Вот почему Тантру считают самым быстрым путём, но и самым опасным. Тантра — для смелых и честных. Если ты готов быть честным с самим собой и, как говорил Лев, "не прятаться за ножку стула", то вся твоя жизнь может превратиться в духовный путь — путь Тантры. Здесь все время ходишь, как по лезвию бритвы, рискуя свалиться. Свалиться не в "хорошее" или "плохое", а выпасть из срединного состояния невовлечения в происходящее и лишиться ценного опыта.

Будда в своё время использовал для этого медитацию прозрения и наблюдение за телом, а Тантра использует для этого саму жизнь, которая каждую секунду провоцирует и делает вызов, проверяя: а готов ли ты не потерять себя, если случится это или то? Поэтому тех, кто остаётся жить в социуме, ставя своей задачей двигаться по пути духовного роста, ждут более серьёзные уроки, чем отшельников в гималайских пещерах, где каждая травинка способствует внутреннему созерцанию и просветлению. Но в случае успеха их ждёт и более стремительный прорыв. Именно об этом очень доходчиво говорит Андрей Лапин в своём фильме "Тантра — путь бесстрашных", где между стёбом и иронией скрывается удивительная глубина, увы, понятная только тем, кто сам уже успел пережить Тантрический опыт. Для новичков этот фильм покажется не только бессмысленным, но и аморальным. Поэтому напрашивается второй вариант выхода за пределы собственных границ (особенно актуальный для начинающих): идти не за внешними изменениями, а за внутренними. А это достигается даже путём повтора одной и той же практики, если каждый день делать её по-новому и осознанно. Иначе не состояла бы "Вигьяна Бхайрава Тантра" — древнейший Тантрический трактат — из 112 коротких рецептов, заключающих в себе исчерпывающий атлас дорог к Истине.

Самопознание

Смотрите также