"Слова — самый сильный наркотик, который использует человечество!" — Киплинг.
Нас окружает интереснейший мир. Мы движемся в постоянном потоке общения: работа, близкие, друзья, отдых… Можно ли руководить происходящим вокруг? Как научиться влиять на людей и способствовать правильному, непринуждённому общению, при котором о вас сложиться нужное мнение.
Во время продуктивного общения мы можем пробуждать в человеке определённые чувства интересы, менять его установки, намерения, представления и оценки.
С помощью предлагаемых техник можно формировать в людях положительные качества, положительные привычки, менять его образ жизни, помогать достигать результатов. Вы тоже в накладе не останетесь — получите желаемое.
Все мы умеем делать комплименты. Я же расскажу, как их усилить и сделать наиболее эффективными. И как их использовать.
Итак, комплимент. Он прост в осуществлении, ёмкий, точечный, помогает устанавливать хорошие отношения с людьми. В античные времена это правильно подметил римский поэт, Публий Сир: "Мы интересуемся другими людьми, когда они интересуются нами".
Прежде чем перейти к методам, которые повышают эффективность комплимента, надо отметить факторы, снижающие ее:
- Использование слов (наверное, возможно и др.) передают сомнения в истинности сказанного, либо накладывают ограничения (сегодня или достаточнои т.п.). Пример: "Ты достаточно умна", "Ты сегодня выглядишь хорошо", "За таким лидером, наверное, пойдут все сотрудники".
- Использование стандартных фраз или комплимент качеству, который все говорят данному.
- Вы сами не верите в то, что говорите!
Методы, усиливающие эффективность комплимента
Прежде чем произнести комплимент нужно понять, как вы это будете делать, с какой интонацией, мимикой. Искренность — необходимое условие. Оттого, как произнесено, будет зависеть 70% успеха и 30% принесёт правильная речевая конструкция.
- Такой метод, как детализация поможет построить нестандартный комплимент:Использование оригинальных эпитетов. Пример: В противопоставление обычному: "Какие у вас красивые волосы" можно предложить заменить волосы на "пряди" или "локоны", то есть детализировать. А если добавить содержательные эпитеты, такие как "шелковистые", "огненные", "струящиеся", "игриво ниспадающие", можно добиться изысканности, лёгкости и нестандартности. Пример: "Я любуюсь твоими локонами, игриво ниспадающими на прекрасные плечи!" Достоверность и правдивость — важнейшие критерии любого комплимента. Большинство людей склонны новую информацию подвергать сомнению, поэтому похвала должна иметь доказательства. Факты — лучшие доказательства: "Подведение итогов прошлого периода показало вашу способность лучше всех концентрироваться на работе".Использование числительных: "После вчерашнего совещания все 26 директоров высказались о тебе очень положительно".
- Поможет повысить эффективность сравнение с авторитетным образом, представляющим в нашем социуме некий эталон, на который нужно ровняться. Всем приятно соответствовать эталону. Пример:"Вы, как профессионал в области торговли, обязательно оцените наш товар" (и собеседнику, если он считает, себя экспертом в этой области, ничего не останется, как с должным вниманием отнестись к предлагаемому товару).Или "Вы, как интеллигентный человек, сочтёте мои мысли прогрессивными"."Вы, как настоящий спортсмен, показали высокий класс в игре".
- Очень хороший способ — обратить внимание на сильные качества собеседника, о которых не каждый ему говорит, и на его достижения. Важно:в нижеизложенных методах большую роль играет и сама конструкция: "Вы, как…", "Судя, по-вашему…" Далее в тексте будут приведены способы построения комплиментов при помощи подобных "магических" обращений. Например:"Судя, по-вашему, оптимизму, вам по плечу эта трудная задачей"."Ваша положительная энергия заряжает весь коллектив"."Ваша доброта располагает к доверию"."Ты обзвонил 30 клиентов? Удивительная работоспособность для новичка, завтра это количество точно увеличится!""Милый, я как девочка, всегда радуюсь твоему умению делать подарки!"
- Упор на качества, которые хотелось бы видеть в человеке. Что делать, если нужное положительное качество отсутствует или слабо проявлено? Необходимо отследить, когда человек совершит маленький "подвиг" и выделить его. Однажды испытав гордость за себя, он захочет и в дальнейшем получать подобные положительные эмоции. Это прекрасный шанс корректировать поведение человека. Например:Ранимому человеку, в редкий момент демонстрации уверенности, важно услышать: "В твоих действиях прослеживалось столько личностной силы, которая бывает у людей с крепким внутренним стержнем". Вас раздражает неаккуратность мужа, разбросанные вещи. Как можно корректировать ситуацию? Нужно заметить, в какой жизненной области это качество развито наиболее сильно. Возможно, в сфере планирования и систематизации дел, в нарезании овощей или идеальном бритье. Задача заключается в том, чтобы акцентировать на нем внимание в его положительном проявлении, подкрепив похвалой. Чем чаще человек слышит о своей аккуратности, тем сильнее вероятность, что он будет переносить это свойство в другие области.
- Важно подмечать качества, при помощи которых сделано достижение. Например:"Эту фирму смог создать именно такой идейный и харизматичный лидер, как ты".
- Комплимент может строиться на снятие негативных эмоциональных состояний. Если вам известен комплекс человека, можно устранить его, умело используя следующие техники. Пример:Любящий мужчина восхищён всем обликом своей избранницы, искренне расхваливая каждую часть её желанного тела, убирая тем самым прежние комплексы женщины. Пример: "Дорогая, я любуюсь стройной линией твоих ног".Дети часто чувствуют страх перед каким-либо действием, будучи неуверенными, что справятся с ним. Подбадривающий комплимент — верный помощник в борьбе с этим явлением. Пример: "Твои прежние рисунки очень понравились всем, мы с нетерпением ждём новые".Если человек стремится к признанию, например сотрудница на работе, руководитель всегда может мотивировать её работоспособность фразами: "Ты нужна (необходима) — куда я без тебя".
- Негативные качества всегда имеют обратную положительную сторону. Если вы хотите поменять полярность качества, необходимо акцентировать на нем внимание с помощью восхищения или похвалы. Но делать это в той ситуации, когда оно выступает не как минус, а как плюс. Пример:Супругу-скряге можно заметить: "Милый, твоя экономия позволила уменьшить затраты вашей компании". (Минуя обвинения в личной скупости, мы подчеркнули сферу, в которой негативное качество преобразовано в позитивное).Эгоистичному человеку лучше сказать: "Благодаря твоей целеустремлённости, настойчивости, ты смог добиться повышения в карьере". Очень эффективно направлять комплимент на личность — "Только Вы…" Этим подчёркивается уникальность собеседника: "В нашей компании только Вы владеете такими новейшими технологиями управления персоналом".
- Гипнотические фразы в Комплименте. В формировании комплимента рекомендуется прибегать к фразам, которые "гипнотически" влияют на оппонента:"Я знаю…" — увеличивают эффективность своей неоспоримостью. И воспринимается как факт:"Я знаю, ты волшебник!""Я знаю, Вы у нас мудрец!""Сразу чувствуется…" После неё необходимо вставить качество, на котором хотелось бы сделать акцент. Например:"Сразу чувствуется, что вы обладаете, особым терпением!""Сразу чувствуется, что вы разбираетесь в экономической терминологии!"
- Использование своих чувств является очень сильной техникой. Такие фразы, как:"Мне приятно…" (подставляем нужное качество):"Мне приятно иметь дело с человеком, который наделён таким чувством юмора!""Очень интересно…" (подставляем) — "услышать Ваше авторитетное мнение!""Очень интересно услышать Ваше авторитетное мнение!""Мне доставляет особую радость…" (подставляем) — "общение с таким славным ребёнком как ты!""Мне доставляет особую радость общение с таким славным ребёнком как ты!"
- Надстройка снизу. Фразы как бы говорят, что вы не вполне сведущи в данном вопросе, а ваш собеседник явно лидирует:"Я завидую…", "Я у вас учусь…" Уступая первенство, вы добиваетесь расположения и вместе с тем влияния на собеседника. Например:"Я завидую тому, как вы умело обращаетесь с сотрудниками"."Я завидую вашему вкусу"."Я всегда у вас учусь, вашей системности".
- Не менее сильное воздействие на собеседника возымеет фраза с употреблением наречия — "впервые…":"Я впервые ощутил такую положительную энергию"."Я впервые сталкиваюсь с таким интересным и любознательным человеком"."Комплимент — все равно что поцелуй через вуаль!" (Виктор Мари Гюго). Следующий метод хорош тем, что действует не напрямую, а через вуаль увлечений, хобби, объектов любви и почитания. Например:Женщину хвалят через детей:"Я завидую вашему ребёнку, что у него такая мать!""Только у такой заботливой женщины могут быть такие развитые дети!"Если мужчина гордится своей избранницей:"Такому мужчине полагается подобный бриллиант";" У вас прекрасный вкус на женщин".Супруге своего знакомого: "Судя по облику и успешности вашего мужа, сразу видно, что рядом с ним мудрая женщина!"Глядя на фото: "Ваша уверенная поза на фото характеризует вас как человека с явными лидерскими способностями".Через спорт: "Да, только настоящие спортсмены выбирают марки мячей такого класса".Через еду, одежду и др.:"Вы — обладатель хорошего вкуса"."Ты настоящий гурман".
Выигрышные методы использования комплиментов в обыденных ситуациях
- Следующий метод радует тем, что эффективен в момент своего промаха. Он хорош для снятия ощущения собственной вины. От этого непродуктивного качества необходимо избавляться. Как? С помощью переключения внимания со своего проступка, на положительные свойства в обиженном человеке. Пример. Мужчина проявил неосторожность, разглядывая другую женщину в присутствии своей супруги и на взгляд, полный претензий, тут же заметил:Милая, твоя фигурка гораздо лучше. Какая ты у меня эффектная, я сравниваю и горжусь, что иду именно с тобой. Я знаю, ты у меня очень мудрая и знаешь, что я никуда от тебя не денусь".
- Быстрое переключение внимания собеседника с одной темы на другую. Женщина, в состоянии сильного эмоционального накала не владеет собой, выплёскивая различные ругательства. В этот момент есть возможность прервать её комплиментом, сбив с мысли и заставив реагировать на новую информацию. Пример: "Батюшки, как сияют твои глаза, когда ты злишься". Подобный способ можно применить и в споре с мужчиной, правильно направляя комплимент. Мужчина может скептически отреагировать на комплимент о внешности, а если сделать попытку остановить спор, указав на его интеллектуальные особенности — примирение произойдёт быстрее. "Ты, даже в состоянии гнева, можешь ясно систематизировать свои мысли, я завидую таким способностям".
Методы использования комплиментов в деловых ситуациях
Переговоры. У всех участников есть продуманный сценарий, отходить от которого собеседник не намерен. При помощи комплимента можно переключить собеседника на другую волну, запустив положительные эмоции. Оппонент убеждённо излагает свою концепцию и совершенно неожиданно, "не в тему", следует сказать: "ООО, у Вас модель телефона, которую я тоже планирую приобрести" (машина, часы и др.). Собеседник вынужден включиться в новый диалог с вами, теряя при этом нить прежнего разговора. Обменявшись несколькими предложениями на заданную тему, вы также внезапно возвращаетесь к прежней со словами: "Ну что, мы договорились о цене?"