Вернуться на главную

Самоценность и самооценка

Дата публикации:
17 марта 2023

0

(0)

111

0

0

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

автор

Самоценность и самооценка

Самоценность… Когда в 2005 году я выбирала это слово для названия моего сайта "Школа самоценности", проверив в интернете, обнаружила, что поисковик не выдал ни одного запроса! Сейчас в это трудно поверить…

Оттого, что это понятие сложно для восприятия, во всём, что сейчас во множестве публикуется на эту тему, нет внятного представления о Самоценности. Как, впрочем, и о самооценке. После того, как изданы две моих книги на тему Самоценности, я просто обязана внести ясность в этом вопросе, что такое Самоценность, и как она соотносится с самооценкой (на мой взгляд).

Для этого необходимо понимать, что внутри каждого из нас есть "социум", в котором существуют определённые отношения "между двумя". Это Личность — наша "социальная оболочка" и Индивидуальность — то, что в нас от природы. И в зависимости от качества этих отношений в человеке складывается Самоценность или оценивание себя (самооценка).

Каждый из нас рождается в мир своей уникальной Индивидуальностью. В ней как в программе саморазвития заложены способности, задатки, таланты — все внутренние возможности для дальнейшего развёртывания. Как, например, в маленьком жёлуде присутствуют все свойства и задатки стать могучим дубом со всеми его будущими ветвями и корнями. Индивидуальность каждого способна раскрыться и воплотиться заложенными в ней свойствами, если не мешать этому процессу саморазвития с раннего детства, а создавать для этого все необходимые условия.

В отличие от Индивидуальности с Личностью мы не рождаемся. Она формируется в отношениях ребёнка со своей мамой как адаптация к социуму и несёт в себе социальную функцию общения с другими и с Собой. Личность начинает складываться в ребёнке в самом раннем возрасте запечатлеванием маминого образа как первоначального контакта с миром, который "вселяется" в его сознание, постепенно образуя второе "я", похожее на маму.

Согласно воззрениям Л.С. Выготского, "личность — первичное, что созидается вместе с высшими функциями сознания в социальных отношениях… и сами эти функции, перенесённые в личность… становятся основой социальной структуры личности", внутренним "диалогом" по типу "субъект-субъект" (Выготский Л.С. "Конкретная психология человека").

То есть Личность можно рассматривать как внешнее "я" относительно Я-Внутреннего с функцией защиты и посредника между Внутренним миром и миром внешним. Из этой позиции у Личности два вектора внимания: внутрь — к Себе и вовне — к миру. Соответственно, и два уровня отношений: с Собой и другими. Поскольку в отношениях человека с другими повторяются его отношения с Собой, в работе с клиентом его внимание должно быть переведено с других на себя. Для того чтобы человек мог разбираться со своей Личностью и менять её отношение к своей Индивидуальности с оценочно-критикующего на принимающее, самоценностное.

Как и где нарушается Самоценность в человеке? Происходит это при формировании Личности в ребёнке раннего возраста в условиях неценностного отношения к нему со стороны матери (или замещающей родительской фигуры). Отчего ребёнок сам (его Личность) также неценностно начинает относиться к Себе (своей Индивидуальности), чем отменяется его природная Самоценность и заменяется самооценкой.

Когда воспитание опирается на родительскую критику и оценки ребёнка, часто в виде готовых ярлыков (трус, глупый, лентяйка и т.п.), они становятся регуляторами детского поведения. Фиксирующие внимание ребёнка на "плохих" своих качествах, родительские оценки формируют в его сознании образ "себя-Плохого". Отвергая "Плохой образ" ребёнка, каким быть нельзя, родителями взамен предлагается "Идеальный образ", каким быть следует (смелым, умным, трудолюбивым), чтобы им нравиться. И ребёнок оказывается между двумя образами себя, один из которых негативный, и его нужно изжить из себя, а другой — идеально-положительный, но недостижимый.

Когда ребёнку удаётся приблизиться к образу "я-Идеальный" — он нравится маме, и она награждает его принятием и любовью. А когда он не справляется с этой задачей быть "хорошим", он теряет право на мамину любовь. И внутренне попадает в состояние образа "я-Плохой" с чувством угнетённости, недовольства собой и переживанием невозможности соответствовать ожиданию.

При таком воспитании ребёнок эмоционально проживает в конфликтующих между собой образах себя, как на качелях, от подъёма в восторженном ожидании достичь "Идеала" до эмоционального падения в переживание образа "я-Плохой". Ведь "Идеальный образ" себя — всегда недостижимая вершина, приводящая в отчаяние от невозможности её достичь. Таким образом, родительские оценки "расщепляют" восприятие ребёнка на себя-Плохого и себя-Хорошего. Навязанными образами себя ребёнок "отчуждается" от своего "Реального Я", что отменяет его Самоценность.

Родительская негативная оценка переживается ребёнком как непринятие его таким, какой он есть, и запрет быть Собой, признание его плохим и ожидание-требование быть другим, отверженность и разочарование в себе от невозможности стать лучше. Веря маминым оценкам, ребёнок соглашается с ними, оценивая себя плохо, и постепенно сам начинает критиковать и не любить себя в названных качествах.

Самооценка олицетворяет собой переход ребёнка на внутренний автоматический режим оценивания и критики Себя. Вместо родителей она контролирует своё поведение, запрещая, подавляя в себе детские чувства, желания, намерения, проявления, волю.

То есть то, что мы называем самооценкой и привыкли воспринимать её как собственное мнение о себе, на самом деле является прямым продолжением родительской оценки, когда "ты-оценка" перестраивается в "я-оценку", на самом деле оставаясь всё той же родительской оценкой, но уже внутри себя.

Внешние родительские запреты на то или иное своё проявление становятся внутренними, и уже изнутри себя самооценка напоминает, какой я "не такой". Поэтому вполне справедливо было бы называть Самооценку Самообесценкой — обесцениванием Себя. На её основе в человеке формируется комплекс неполноценности.

Под влиянием самооценки чувства, которыми ребёнок реагировал на родительскую оценку, возвращаются вновь и вновь, когда он уже взрослый. Теперь самооценка вместо родительской оценки запугивает себя собственным плохим отношением к себе с тем же финалом: страхом отвержения себя, с одной стороны, и отчаянием от невозможности стать идеальным, с другой.

Всё, чем влияли на поведение ребёнка родители, уже "из собственной головы" начинает транслировать самооценка. Конфликт между навязанными образами "себя-Плохого" и "я-Идеального" мы и называем Внутренним конфликтом. Когда человек самооценкой обесценивает сам себя, указывая на свои "недостатки" и предъявляя себе требование быть Идеальным.

Внутренний конфликт в себе затрудняет удовлетворение внутренних потребностей, вследствие чего и появляются всевозможные проблемы, с которыми человек обращается к психологу. Однако психологи чаще всего работают над "повышением самооценки" вместо того, чтобы помочь человеку избавиться от неё. В этом причина неэффективной терапии. И, напротив, разоблачение самооценки позволяет человеку от неё избавиться и вернуться в своё Реальное Я для своей гармоничной жизни, чтобы выстраивать такие отношения с Собой, которые мы называем Самоценностью.

Проблемы в отношенияхПонимание себяДетско-родительские отношенияВоспитание детейСамопознаниеПсихология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Там — в раннем детстве надо менять наше будущее

4.5

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

Там — в раннем детстве надо менять наше будущее

Значение раннего детства в человеческой судьбе недооценивается, наверное, потому, что для обыденного сознания не совсем очевидна связь взрослых проблем человека с первыми годами его жизни . Когда воспитание считается обычным делом, родители не...

Читать далее
Он и Она: любовь или зависимость?

5.0

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

Он и Она: любовь или зависимость?

"Лишь влюбляясь, начинаю Себя ощущать" Из клиентской истории (женщина, 45 лет): "Хочется взаимопонимания в отношениях. Боюсь, что с мужем это невозможно никогда. Причина конфликтов всегда в его словах: критика моих способов воспитания, порядка в...

Читать далее
"Не люблю себя!"

5.0

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

"Не люблю себя!"

"Как полюбить нелюбимое?" "…Всё моё отношение к себе можно описать такой фразой: я всю жизнь пытаюсь полюбить человека, который мне не нравится, но с которым мне, увы, суждено прожить всю жизнь. Мне страстно хочется быть не собой — быть другой. А...

Читать далее
На границе контакта: "Люблю-Уважаю-Благодарю"

3.4

Аватар специалиста Надежда Цветкова

Надежда Цветкова

На границе контакта: "Люблю-Уважаю-Благодарю"

"Послание воды: Любите себя" Так называется книга всемирно известного исследователя и мыслителя Масару Эмото, в общем-то, далёкого от психологии человека, кто, изучая воду под микроскопом, пришёл к очень важному в психологии заключению: " Любить...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Как вы заботитесь о родителях?

0

Аватар специалиста Людмила Семенова

Людмила Семенова

Как вы заботитесь о родителях?

Как вы заботитесь о своих родителях? Очень часто можно слышать: «Я же обязан / обязана заботиться о своих родителях. И в этом чувствуется такая большая гордость взрослого человека. Во многих семейных ситуациях, когда дети занимают такую позицию,...

Читать далее
Расстановки по Хеллингеру и их критика

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Расстановки по Хеллингеру и их критика

Расстановки по Хеллингеру - популярный метод психотерапии, который позволяет работать с родом, родовой системой и родовым полем. "Поле" - понятие отчасти метафорическое, а отчасти метафизическое, и оно подразумевает общее пространство между...

Читать далее
Причины неприятия себя

0

Аватар специалиста Светлана Кисова

Светлана Кисова

Причины неприятия себя

Неприятие себя — это состояние, при котором человек испытывает негативные чувства и мысли по отношению к своей личности, внешности, способностям или действиям. Это состояние может оказывать серьезное влияние на психическое здоровье, и на качество...

Читать далее
Разбор фильма Little Children (“Как малые дети”, 2006)

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Разбор фильма Little Children (“Как малые дети”, 2006)

Осторожно, спойлеры! Ниже будет разбор фильма, но сначала небольшое лирическое отступление про принятие и отрицание реальности. В комментариях к фильму на Кинопоиске увидела фразу, что мол режиссер своим морализаторством испортил фильм и убил...

Читать далее