Вернуться на главную

Роль руководителя в формировании благоприятного СПК в коллективе

Дата публикации:
11 июля 2013

0

(0)

6267

0

0

Аватар специалиста Наталья Видинева

Наталья Видинева

автор

Роль руководителя в формировании благоприятного СПК в коллективе

Эффективность воздействия руководителя коллектива предприятия на социально-психологический климат во многом зависит от нравственного облика руководителя, от его профессиональной компетентности и культуры, от умения грамотно, оперативно организовать практическую деятельность.

Социально-психологический климат — это содержательная характеристика межличностных отношений в группах, коллективах. Это состояние коллектива, которое характеризуется уровнем социального восприятия и мерой удовлетворённости его членов различными сторонами общения и взаимодействия

Он неодинаков в разных коллективах и по-разному оказывает влияние на членов коллектива. Его влияние сказывается, прежде всего, на психологическом самочувствии людей. Климат проявляется, главным образом, в таких групповых эффектах:

  • сплочённость как степень единства действий (поведения) сотрудников;
  • взаимная совместимость как возможность бесконфликтного общения и согласованности действий сотрудников в условиях их совместной деятельности;
  • состояние уровня идентификации как принятие сотрудниками целей, ценностей и норм групповой жизни коллектива;

Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

  • высокая требовательность и доверие сотрудников друг к другу;
  • доброжелательная деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов жизни коллектива;
  • удовлетворённость принадлежностью к учреждению;
  • высокая степень взаимопомощи;
  • достаточная информированность членов организации обо всех аспектах её внутренней жизни.

Влияние на социально — психологический климат оказывает управленческая деятельность начальника, а также стиль его руководства, его личностные качества.

Руководителю нужно учиться владеть своими эмоциями, знать приёмы устранения, как личного раздражения, так и способы, с помощью которых он может поднять настроение коллектива.

Наиболее часто способствуют конфликтам такие качества людей, как склонность настаивать на своём, не считаясь с доводами другого, категоричность суждений, импульсивность, необдуманность слов, склонность к обвинению других.

На благополучность социально-психологическог климата в коллективе оказывают внимание следующие особенности руководителя:

  1. Способность воспринимать общие нужды и проблемы коллектива и принимать на себя ту долю работы по удовлетворению этих нужд и решению проблем, которую остальные члены коллектива взять на себя не могут.
  2. Способность быть организатором совместной деятельности: руководитель должен уметь грамотно формулировать задачу; уметь планировать совместную деятельность с учётом интересов и возможностей каждого члена коллектива; использовать для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции; обладать способностями и умениями вызывать желание у подчинённых выполнять работу лучше и качественнее.
  3. Чуткость и проницательность, доверие к людям: руководитель должен находить время, чтобы выслушать людей; должен знать интересы, способности каждого подчинённого, кто в чём нуждается; быть готовым вступиться за подчинённого, если с ним обходятся несправедливо; иметь способность к сопереживанию.
  4. Представительские склонности: именно руководитель — выразитель общих для коллектива позиций его членов; должен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам; ставить вопросы о нуждах коллектива перед руководством; готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива; являться представителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руководством.
  5. Эмоционально-психологическое воздействие: руководитель должен уметь убеждать, поощрять; должен обладать авторитетом, в том числе и неформальным (к нему могли бы обратиться как по рабочему вопросу, так и по любому личному).
  6. Оптимизм: руководитель должен быть уверен, что подавляющее число проблем, которые встают, разрешимы, своим оптимизмом он должен "заражать" и подчинённых.

Факторы эффективного взаимодействия руководителя с подчинёнными:

  1. Уважение. Сотрудник начинает уважать руководителя в тот момент, когда почувствует уважение к себе, исходящее от руководителя. Проявляйте заботу о подчинённом как о личности, и он всегда поможет вам в трудной ситуации.
  2. Доверие. Сотрудник ждёт поддержки и доверия руководителя. Доверие возрастает, если действия руководителя способствуют продвижению работников. Доверие исчезает, если руководитель поддерживает рост некомпетентных людей.
  3. Обучение. Эффективность руководителя связана с тем, чему у него можно научиться. Поэтому нужно превосходить подчинённых, нужно уметь выступать в роли учителя. Руководитель не учит, у него учатся.
Психология и психотерапияСаморазвитие

Смотрите также