Вернуться на главную

Роль народной игрушки в воспитании детей

Дата публикации:
6 сентября 2016

0

(0)

2727

0

0

Аватар специалиста Злобина Светлана Николаевна

Злобина Светлана Николаевна

автор

Роль народной игрушки в воспитании детей

Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены деревянные лодочки, погремушки, коньки, волчки, птички, мечи, детские музыкальные инструменты — дудочки, трещётки, жужжалки.

Современная классификация игрушек выделяет образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых, особенности их быта, труда, материальной культуры; дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей реальности (погремушки, головоломки, жужжалки); игрушки одинарные или в наборе; объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и те, которые нужно смастерить собственными руками; моторные игрушки — скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Через игру, использование игрушек дети социально адаптировались к реальной жизни, учились жить в среде сверстников, выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Игрушки помогали воспроизводить все жизненные ситуации, проживая их в игровой форме с раннего детства — свадьба, рождение младенца, ухаживание за ним, приём гостей, ведение быта, воспроизведение обрядов и т.д., обыгрывалось детьми, позволяло глубоко знакомиться с обрядовой культурой, приобщала к устоявшимся народным традициям, определённому устою.

Например, как много, оказывается, может нести для ребёнка обыкновенная тряпичная кукла. До нашего времени сохранились самобытные конструкции кукол, изготавливаемые без использования иглы с помощью скрученной ткани, щепок, брусков, веток с сучками. Более поздние по времени куклы, в изготовлении которых использовались иглы, набивались материалами, символизирующими природные силы — льноволокно, зерно, опил, шишки, древесную золу.

С помощью тряпичной куклы дети узнавали о значении и роли матери в семье. Куклы раскрывали перед детьми такие функции как рождение, выкармливание, воспитание потомства, передача традиций растущему поколению.

В тряпичных куклах через типизацию образов, представление ярких национальных характеров получали отражение национальные идеалы и ценности, национальные особенности, особая славянская ментальность.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

Психология и психотерапияСамопознание

Смотрите также