Вернуться на главную

Региональная обучающая программа по танцевально- двигательной терапии: специфика, проблемы, возможности

Дата публикации:
12 мая 2012

1.0

(1)

1686

0

0

Аватар специалиста Елена Котеленко

Елена Котеленко

автор

Региональная обучающая программа по танцевально- двигательной терапии: специфика, проблемы, возможности

В 2002 году я закончила специализацию по танцевально-двигательной терапии (ТДТ) в Москве (Институт Практической Психологии и Психоанализа). И так сложились обстоятельства, что практически сразу после окончания специализации стали поступать предложения о проведении различных семинаров и тренингов с использованием ТДТ в других городах России и стран СНГ. Иногда это была разовая поездка, и дальше интерес к ТДТ заканчивался. А иногда сотрудничество продолжалось дальше. Это способствовало моему профессиональному развитию и становлению, а также мне было очень интересно общаться с другими на тему ТДТ. И в этом присутствовал элемент просветительства и, можно сказать, даже ликбеза. Я очень много рассказывала людям о направлении ТДТ, о его индивидуальности и специфике, о сходстве и отличии от других направлений психотерапии. Рассказывала о профессии танце-терапевта, об Ассоциации ТДТ, как о профессиональном сообществе и о специализации, как о форме обучения профессии. Для многих было открытием, что есть такое направление, и что оно имеет свой статус и место в психотерапевтическом мире, что танец может быть использован в психотерапевтической модальности, что танцевально-двигательное и телесно-ориентированное — это два совершенно разных направления в психотерапии.

Постепенно стал возникать интерес к обучению (к этому моменту я уже прошла стажировку на Вводном курсе ТДТ и получила квалификацию тренера). Возможностями поехать в Москву и поступить в специализацию по ТДТ обладали только единицы, а желание обучиться профессии было у многих. Разовые, единичные семинары помогали приобрести навыки техники, которые можно было использовать и применять в своей практике, но не решали задачи профессионального становления как танце-терапевта. Именно тогда встал вопрос: возможно ли адаптировать трёхгодичную специализацию по ТДТ, которая успешно функционирует в Москве на базе Института Практической Психологии и Психоанализа для регионов без потери качества обучения и профессиональной квалификации. Поскольку стандарты обучения, разработанные с учётом европейских проф. стандартов по количеству учебных, терапевтических и супервизионных часов могут оказаться для регионов непосильной задачей в плане человеческих, психологических и финансовых ресурсов. Поэтому, конечно же, не смотря на то, что существует единый образовательный план, всегда учитываются особенности и специфика того или иного региона.

Ниже приводится сравнительная характеристика стандартов обучения в московской Специализации по ТДТ и Региональной обучающей программе (РОП). Это тот минимум, который соответствует государственному стандарту профессиональной переподготовки и необходим для сертификации по специальности "танцевально-двигательная психотерапия":

  1. Обучение.
  2. Личная терапия.
  3. Клиентская практика.
  4. Супервизия. Специализация (Москва) 720 ак.ч., 100 ак.ч., 150 ак.ч., 100 ак.ч., РОП 500 ак.ч., от 60 ак.ч. и от 80 ак.ч.
  5. Танцевальный опыт регулярные занятия в течение 2 лет (в обоих случаях).
  6. Подтверждение своей квалификации после получения диплома для специализации (Москва) спустя 4 года и для РОП спустя 2 года.

Региональным проектом при поддержке АТДТ и Специализации ТДТ я занимаюсь уже с 2003 года. В течение этого времени я наблюдала за развитие программы в различных регионах и анализировала опыт. Этим мне бы хотелось поделиться ниже.

В развитии Региональной программы проявились свои особенности и специфика. Для того чтобы она началась и продолжалась успешно, должно быть сформировано "рабочее пространство". Что под этим подразумевается?

  1. Должна быть сформирована устойчивая рабочая группа, состоящая из студентов — постоянных участников (примерно 10–12 человек) и вольнослушателей — людей, которые посещают семинары по выбору (человек 5 и более). Эту задачу решает Пилотная программа, состоящая из Вводного курса и клиентских семинаров, аккредитованных Ассоциацией ТДТ. Поэтому в регионе должно пройти несколько обучающих Вводных курсов. Это даёт возможность людям: познакомиться с методом, со спецификой профессии, определиться и сделать выбор.
  2. В регионе должно быть сформировано психотерапевтическое пространство на высоком профессиональном и профессионально-этическом уровне. Должно быть достаточное количество практикующих квалифицированных психотерапевтов различных направлений. Это необходимо для того, чтобы участники программы могли проходить личную терапию, а впоследствии и супервизию.
  3. В регионе должна быть развита танцевальная культура, которая может быть представлена различными студиями и школами современного танца (джаз, модерн, contempory, контактная и танцевальная импровизация и т.д.). Это необходимо, чтобы участники программы могли поддерживать свой танце-двигательный опыт, развивать и углублять понимание своего тела, движения и танца.

Со временем проявился ещё один немаловажный момент. Администратор, т.е. человек, который отвечает за организацию программы в регионе, должен быть максимально включён в специфику психотерапии и ТДТ. Это даёт понимание особенностей развития обучения ТДТ. Не последнее место играют межличностные отношения, которые складываются между представителем специализации и региональным администратором. Это влияет на формирование пространства доверия, которое необходимо для плодотворного сотрудничества и для конструктивного прояснения сложных и конфликтных вопросов.

Также, во всём мире ТДТ не является массовым направлением в психотерапии. И, не смотря на эффективность метода, ТДТ терапевтов не так уж и много, по сравнению, например с гештальт-подходом, психодрамой или телесно-ориентированным направлением. А в России их вообще единицы. Это, конечно же, связано со спецификой профессии. Не так уж много танцующих психологов (я имею в виду это понятие в широком смысле слова). Можно посетить семинары по ТДТ, научиться танцевальным техникам, освоить двигательные упражнения и использовать их в своей практике (и это замечательно!) или даже, закончить обучение. Но это не всегда означает быть танце-терапевтом, продолжать практиковать как танце-терапевт и оставаться в профессии. Этот аспект также оказывает влияние на образовательный проект в регионе.

Мы прикладываем все усилия для того, чтобы образовательный проект максимально адаптировать (без потери качества) к тому или иному региону исходя из его возможностей и ресурсов. Но всегда есть вероятность, что проект может завершиться на любом из уровней. Тогда для тех, кто имеет желание и возможность завершить обучение и получить статус танце-терапевта, разработаны альтернативные варианты обучения.

Далее хотелось бы поговорить о двух проблемных моментах, которые находятся в стадии размышления и поиска решений:

  1. Первое. Один из первых вопросов, который задают люди: "Что я получу на выходе? Какой документ?" Вполне резонный и правомерный вопрос. Сложность вот в чём. Студенты специализации по ТДТ в Москве получают государственный диплом о профессиональной переподготовке по программе "танцевально — двигательная терапия" Института Практической Психологии и Психоанализа. К сожалению, такой документ не может быть выдан студентам Региональной программы. Этот проект идёт под патронажем Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии, которая является общественной организацией. И соответственно документ, сертификат об образовании, выдаётся от АТДТ. Такой документ многих не устраивает. Одно из решений этой ситуации, видится в возможности сотрудничества с образовательными учреждениями, где есть кафедры психологии или педагогики, и, которые, имеют лицензию на выдачу образовательных документов. Но, редкие учреждения идут на такое сотрудничество и, даже, если и идут, то такая услуга стоит очень не дёшево.
  2. И второе. Возможно эта проблема не такая глобальная, как предыдущая, но, как показал опыт, имеющая влияние на динамику развития проекта. Эта тема имеет непосредственное отношение к пониманию психотерапевтического процесса. Именно поэтому, я считаю, что её игнорировать нельзя, а наоборот уделять прояснению достаточное количество времени и сил. Суть в следующем. К нашей большой радости в московской специализации уже удалось сформировать пространство обучения так, что роли участников обучающего процесса (студенты, преподаватели, администратор, терапевты, супервизоры) не пересекаются и сохранны на протяжении всего периода обучения (напомню, что танце-терапевтов единицы). К сожалению, во многих регионах ситуация оставляет желать лучшего. Очень часто в группе одномоментно присутствуют преподаватели и их студенты по другому учебному заведению, терапевты и их бывшие клиенты, а иногда и находящиеся на данный момент в терапии. Не говоря уж о том, что сам администратор является студентом группы (и это понятно, человек ради собственного обучения всё это затеял). И он весь процесс обучения находится как между молотом и наковальней. С одной стороны, пытаясь сохранить контакт с группой и быть внутри групповых процессов, с другой стороны, поддерживать деловые отношения с преподавателем и решать все организационные вопросы, и в каком-то смысле, быть ответственным за функционирование группы дальше. И чем глубже идёт обучение, тем сложнее всем участникам проекта. Очень часто администратор не выдерживает такой физической и психологической нагрузки и тогда проект останавливается, иногда, даже не успев начаться.

Есть ещё один момент, также проверенный на опыте. Пока только Москва может выдержать существование одновременно двух и более долгосрочных образовательных проектов по ТДТ. Это не под силу ни одному другому городу. Поэтому, если в городе уже идёт долгосрочная обучающая программа похожего направления, на вторую уже нет ресурса, прежде всего человеческого, поскольку пространство очень специфическое и маленькое. Можно найти другой город этого региона, как, например, произошло в Украине, где таким городом стал Харьков, а не Киев, как предполагали, или в Казахстане, где переговоры ведутся с Павлодаром, а не с Алма-Атой.

Теперь хотелось бы рассказать о регионах. Перечислю всё, где на том или ином уровне проводилась или продолжается деятельность по развитию Региональной программы по ТДТ:

  • Харьков, Киев — Украина.
  • Самара — Поволжье.
  • Владивосток — Приморье.
  • Новосибирск — Сибирь.
  • Краснодар — Юг России.
  • Уфа — Башкирия.
  • Екатеринбург — Урал.

На последнем регионе, хотелось бы остановиться поподробнее и рассмотреть на практике то, о чём было написано выше.

В октябре 2008 года началась долгосрочная обучающая программа по ТДТ. Этому предшествовала большая предварительная работа в этом регионе в течение нескольких лет по формированию рабочего пространства. Было проведено 3 Вводных курса пилотной программы и 12 клиентских семинаров по ТДТ ведущих специалистов АТДТ. В группе обучаются студенты не только из Екатеринбурга, есть участники из Челябинска и Кургана. Параллельно с этим проектом идёт курс по "Аутентичному движению", который ведёт Ирина Бирюкова. Многие студенты принимают участие и в том и в другом курсе. Это даёт дополнительные навыки, опыт и знания, способствующие становлению танце-терапевта, а часы обучения идут в общеобразовательный зачёт.

В Екатеринбурге очень сильное психотерапевтическое пространство, представленное квалифицированными практикующими специалистами различных направлений. Это даёт возможность студентам проходить личную терапию на качественном уровне. В рамках программы было аккредитовано и два факультативных теоретических курса, которые провели специалисты из Екатеринбурга. Что стало ценным вкладом в формирование преподавательского состава с использованием местных ресурсов. С недавнего времени работает регулярная группа супервизии, организованная также местными специалистами. И последнее. В Екатеринбурге очень широко представлены различные направления современного танца. Его иногда называют второй столицей современного танца. В своё время именно здесь, а не в Москве была организована первая в России кафедра современного танца при Институте Культуры.

Так же хочется сказать слова благодарности администратору программы Елене Силиной, с которой у нас давнее и успешное сотрудничество. Спасибо её энергии, желанию и усилиям, которые она вкладывает в развитие этого направления в Екатеринбурге. Елена достаточно давно практикует как психотерапевт и хорошо понимает специфику развития ТДТ и психотерапии как таковой (при этом она не является студенткой программы, а совмещает роли преподавателя и супервизора). Так же, ей удалось сформировать команду единомышленников, помогающих в развитии проекта.

В завершении хотелось бы подвести итоги. Обучение ТДТ обладает своей спецификой и особенностями, которые отличают её от развития образовательных проектов других направлений. На адаптацию программы и формирование рабочего пространства требуется время и, в зависимости от возможностей региона, оно может очень сильно отличаться. Конечно же, трудности и проблемы, с которыми мы столкнулись (в том числе и экономический кризис) внесли свои коррективы в развитие проекта во многих регионах, но хочется надеяться, что это не остановит дальнейшего сотрудничества со старыми друзьями и налаживание новых контактов в рамках Региональной обучающей программы по ТДТ. Благодаря существованию этого проекта всё больше и больше людей узнаёт об этом направлении. Приходит понимание того, что профессия психотерапевта требует времени, сил, глубоких и разносторонних знаний, а также большого желания изменяться самому и помогать другим.

Психология и психотерапияФизическая активность

Статья связана со специалистами

Смотрите также