Региональная обучающая программа по танцевально- двигательной терапии: специфика, проблемы, возможности
1686
0
0
1686
0
0
В 2002 году я закончила специализацию по танцевально-двигательной терапии (ТДТ) в Москве (Институт Практической Психологии и Психоанализа). И так сложились обстоятельства, что практически сразу после окончания специализации стали поступать предложения о проведении различных семинаров и тренингов с использованием ТДТ в других городах России и стран СНГ. Иногда это была разовая поездка, и дальше интерес к ТДТ заканчивался. А иногда сотрудничество продолжалось дальше. Это способствовало моему профессиональному развитию и становлению, а также мне было очень интересно общаться с другими на тему ТДТ. И в этом присутствовал элемент просветительства и, можно сказать, даже ликбеза. Я очень много рассказывала людям о направлении ТДТ, о его индивидуальности и специфике, о сходстве и отличии от других направлений психотерапии. Рассказывала о профессии танце-терапевта, об Ассоциации ТДТ, как о профессиональном сообществе и о специализации, как о форме обучения профессии. Для многих было открытием, что есть такое направление, и что оно имеет свой статус и место в психотерапевтическом мире, что танец может быть использован в психотерапевтической модальности, что танцевально-двигательное и телесно-ориентированное — это два совершенно разных направления в психотерапии.
Постепенно стал возникать интерес к обучению (к этому моменту я уже прошла стажировку на Вводном курсе ТДТ и получила квалификацию тренера). Возможностями поехать в Москву и поступить в специализацию по ТДТ обладали только единицы, а желание обучиться профессии было у многих. Разовые, единичные семинары помогали приобрести навыки техники, которые можно было использовать и применять в своей практике, но не решали задачи профессионального становления как танце-терапевта. Именно тогда встал вопрос: возможно ли адаптировать трёхгодичную специализацию по ТДТ, которая успешно функционирует в Москве на базе Института Практической Психологии и Психоанализа для регионов без потери качества обучения и профессиональной квалификации. Поскольку стандарты обучения, разработанные с учётом европейских проф. стандартов по количеству учебных, терапевтических и супервизионных часов могут оказаться для регионов непосильной задачей в плане человеческих, психологических и финансовых ресурсов. Поэтому, конечно же, не смотря на то, что существует единый образовательный план, всегда учитываются особенности и специфика того или иного региона.
Ниже приводится сравнительная характеристика стандартов обучения в московской Специализации по ТДТ и Региональной обучающей программе (РОП). Это тот минимум, который соответствует государственному стандарту профессиональной переподготовки и необходим для сертификации по специальности "танцевально-двигательная психотерапия":
Региональным проектом при поддержке АТДТ и Специализации ТДТ я занимаюсь уже с 2003 года. В течение этого времени я наблюдала за развитие программы в различных регионах и анализировала опыт. Этим мне бы хотелось поделиться ниже.
В развитии Региональной программы проявились свои особенности и специфика. Для того чтобы она началась и продолжалась успешно, должно быть сформировано "рабочее пространство". Что под этим подразумевается?
Со временем проявился ещё один немаловажный момент. Администратор, т.е. человек, который отвечает за организацию программы в регионе, должен быть максимально включён в специфику психотерапии и ТДТ. Это даёт понимание особенностей развития обучения ТДТ. Не последнее место играют межличностные отношения, которые складываются между представителем специализации и региональным администратором. Это влияет на формирование пространства доверия, которое необходимо для плодотворного сотрудничества и для конструктивного прояснения сложных и конфликтных вопросов.
Также, во всём мире ТДТ не является массовым направлением в психотерапии. И, не смотря на эффективность метода, ТДТ терапевтов не так уж и много, по сравнению, например с гештальт-подходом, психодрамой или телесно-ориентированным направлением. А в России их вообще единицы. Это, конечно же, связано со спецификой профессии. Не так уж много танцующих психологов (я имею в виду это понятие в широком смысле слова). Можно посетить семинары по ТДТ, научиться танцевальным техникам, освоить двигательные упражнения и использовать их в своей практике (и это замечательно!) или даже, закончить обучение. Но это не всегда означает быть танце-терапевтом, продолжать практиковать как танце-терапевт и оставаться в профессии. Этот аспект также оказывает влияние на образовательный проект в регионе.
Мы прикладываем все усилия для того, чтобы образовательный проект максимально адаптировать (без потери качества) к тому или иному региону исходя из его возможностей и ресурсов. Но всегда есть вероятность, что проект может завершиться на любом из уровней. Тогда для тех, кто имеет желание и возможность завершить обучение и получить статус танце-терапевта, разработаны альтернативные варианты обучения.
Далее хотелось бы поговорить о двух проблемных моментах, которые находятся в стадии размышления и поиска решений:
Есть ещё один момент, также проверенный на опыте. Пока только Москва может выдержать существование одновременно двух и более долгосрочных образовательных проектов по ТДТ. Это не под силу ни одному другому городу. Поэтому, если в городе уже идёт долгосрочная обучающая программа похожего направления, на вторую уже нет ресурса, прежде всего человеческого, поскольку пространство очень специфическое и маленькое. Можно найти другой город этого региона, как, например, произошло в Украине, где таким городом стал Харьков, а не Киев, как предполагали, или в Казахстане, где переговоры ведутся с Павлодаром, а не с Алма-Атой.
Теперь хотелось бы рассказать о регионах. Перечислю всё, где на том или ином уровне проводилась или продолжается деятельность по развитию Региональной программы по ТДТ:
На последнем регионе, хотелось бы остановиться поподробнее и рассмотреть на практике то, о чём было написано выше.
В октябре 2008 года началась долгосрочная обучающая программа по ТДТ. Этому предшествовала большая предварительная работа в этом регионе в течение нескольких лет по формированию рабочего пространства. Было проведено 3 Вводных курса пилотной программы и 12 клиентских семинаров по ТДТ ведущих специалистов АТДТ. В группе обучаются студенты не только из Екатеринбурга, есть участники из Челябинска и Кургана. Параллельно с этим проектом идёт курс по "Аутентичному движению", который ведёт Ирина Бирюкова. Многие студенты принимают участие и в том и в другом курсе. Это даёт дополнительные навыки, опыт и знания, способствующие становлению танце-терапевта, а часы обучения идут в общеобразовательный зачёт.
В Екатеринбурге очень сильное психотерапевтическое пространство, представленное квалифицированными практикующими специалистами различных направлений. Это даёт возможность студентам проходить личную терапию на качественном уровне. В рамках программы было аккредитовано и два факультативных теоретических курса, которые провели специалисты из Екатеринбурга. Что стало ценным вкладом в формирование преподавательского состава с использованием местных ресурсов. С недавнего времени работает регулярная группа супервизии, организованная также местными специалистами. И последнее. В Екатеринбурге очень широко представлены различные направления современного танца. Его иногда называют второй столицей современного танца. В своё время именно здесь, а не в Москве была организована первая в России кафедра современного танца при Институте Культуры.
Так же хочется сказать слова благодарности администратору программы Елене Силиной, с которой у нас давнее и успешное сотрудничество. Спасибо её энергии, желанию и усилиям, которые она вкладывает в развитие этого направления в Екатеринбурге. Елена достаточно давно практикует как психотерапевт и хорошо понимает специфику развития ТДТ и психотерапии как таковой (при этом она не является студенткой программы, а совмещает роли преподавателя и супервизора). Так же, ей удалось сформировать команду единомышленников, помогающих в развитии проекта.
В завершении хотелось бы подвести итоги. Обучение ТДТ обладает своей спецификой и особенностями, которые отличают её от развития образовательных проектов других направлений. На адаптацию программы и формирование рабочего пространства требуется время и, в зависимости от возможностей региона, оно может очень сильно отличаться. Конечно же, трудности и проблемы, с которыми мы столкнулись (в том числе и экономический кризис) внесли свои коррективы в развитие проекта во многих регионах, но хочется надеяться, что это не остановит дальнейшего сотрудничества со старыми друзьями и налаживание новых контактов в рамках Региональной обучающей программы по ТДТ. Благодаря существованию этого проекта всё больше и больше людей узнаёт об этом направлении. Приходит понимание того, что профессия психотерапевта требует времени, сил, глубоких и разносторонних знаний, а также большого желания изменяться самому и помогать другим.