Вернуться на главную

Ребёнок гоняется за мамой (6 — 9 мес.). Как игры помогают в этот период?

Дата публикации:
17 марта 2015

0

(0)

293

0

0

Аватар специалиста Екатерина Илясова

Екатерина Илясова

автор

Ребёнок гоняется за мамой (6 — 9 мес.). Как игры помогают в этот период?

Ребёнок начал гоняться за мамой (6 — 9 мес.). Какие игры помогают в этот период?

Малышу 6 месяцев. Всё было прекрасно до этого возраста. Мама спокойно занималась своими делами, а теперь стоит ей отлучиться на минуту — ребёнок начинает плакать и искать её.

Что с ним? Может, его сглазили? Или его напугали? В любом случае — он не здоров, и его надо лечить! Вот к такому заключению приходят некоторые взрослые.

А что же на самом деле? Почему малыш никуда не отпускает свою маму? То, что с ним происходит — это большой психологический прогресс в его развитии! Раньше он и мама были одно целое. Я — весь мир. Мама это состояние поддерживала и подкрепляла тем, что удовлетворяла потребности ребёнка. Постепенно у ребёнка начинают формироваться границы собственного "Я" и понимание, что мама — это не часть меня. Теперь малыш боится её потерять, поэтому преследует её повсюду.

В этот период происходит формирование индивидуальности ребёнка. Очень важно проявить чуткость к своему малышу. Конечно, мамы испытывают тревогу и беспокойство, тем более, если они вынуждены оставлять ребёнка. Как помочь своему малышу в этот период?

В первую очередь, важно понять его состояние. Вспомните свои ощущения, когда вы двигаетесь в общественном транспорте и крепко сжимаете свою сумку, чтобы её не потерять. А вот руку вы не боитесь оставить. Правильно, это же часть вашего тела. Вот так примерно ребёнок себя чувствует в этот период. Он понимает, что маму можно потерять. Более того, её можно потерять навсегда, и то, что она вернётся, он ещё не понимает. Ребёнку страшно. Мама для него является объектом его любви, привязанности и безопасности. Он в ужасе от того, что может её потерять. Ребёнка ни в коем случае нельзя ругать.

Он нуждается в заботе и принятии. Конечно, некоторые мамы испытывают раздражение и гнев. Ребёнок буквально связывает их по рукам и ногам. Ничего не даёт делать. Готовить приходится с ним на руках. Мамы очень сильно устают в этот период. Но этот этап в жизни ребёнка и мамы пройдёт. В определённый момент он поймёт, что мама всё равно вернется.

Нужно сказать, что если ребёнок начинает гоняться за мамой в возрасте 6 — 9 месяцев — это признак психологического прогресса в его развитии. У ребёнка появляются границы собственного "Я".

Хорошо, если маме не нужно оставлять ребёнка, и она может находиться с ним всё своё время. Но бывают разные ситуации, и иногда маме нужно отлучиться. Подготавливать ребёнка нужно к этому заранее и постепенно. Хороший вариант — игры, с помощью которых дети изучают состояние "исчез — появился".

Подходящая игра — выбрасывание игрушек из коляски, кроватки. В чём смысл этой игры? Чтобы игрушка вернулась. Ребёнок начинает изучать, что это значит: удалиться и вернуться? Смысл этой игры: если что-то удалится, сможет ли оно вернуться? Это первая попытка приближения и отдаления. Если мама включена в процесс и поднимает игрушку, то он снова её выбрасывает. Так у ребёнка формируется понимание, что то, что не видно — появляется снова. Если же мама ребёнка ругает и не даёт ему в руки игрушку, то он понимает, что игрушка не появится, а символичность восприятия усугубляет страх потерять маму. Она может уйти и никогда больше не вернуться.

Ещё одна игра — игра в "ку-ку".

Эта игра популярна во всём мире — для неё не существует культурных и языковых барьеров. Почему? Вероятно, потому, что она является мощным инструментом обучения и вхождения в жизнь.

Почему же дети во всём мире так любят одну и ту же игру?

Дети любят играть в "ку-ку" по разным причинам. В том числе, потому что они каждый раз удивляются, когда исчезнувшие предметы (или лицо самого близкого человека) вновь появляются в поле зрения.

Швейцарский психолог Жан Пиаже назвал этот принцип "постоянством объектов" и заключил, что дети постигают его в течение первых двух лет жизни. И как раз в этом возрасте они особенно любят "ку-ку". Если взглянуть на игру с этой точки зрения, то становится понятно, что это не пустое развлечение, а способ осознать один из важнейших принципов мироустройства: то, что объекты могут существовать и тогда, когда мы не видим их. То есть ребёнок рано или поздно усваивает, что мама может исчезать и появляться вновь.

Главный принцип этой игры такой же, как и у хороших шуток — сюрприз должен быть до какой-то степени ожидаемым. Исследователи Джерод Пэррот и Генри Глейтман продемонстрировали это в серии забавных опытов с участием шести-, семи-и восьмимесячных младенцев. С детьми играли в основном в традиционное "ку-ку", но иногда спрятавшийся взрослый появлялся в другом месте, или же, вместо него появлялся другой человек. Видеозаписи этих игр потом показали независимым наблюдателям, которые оценивали, насколько весело было малышам.

Оказалось, что в ходе "обманных раундов", когда элемент сюрприза был повышен, дети улыбались и смеялись меньше. К тому же, разница в восприятии традиционного и обманного "ку-ку" становилась более выраженной с возрастом (восьмимесячным испытуемым "обманки" нравились меньше). Учёные заключили, что важный элемент этой игры — предсказуемость результата. Подрастая, ребёнок становится способен всё лучше предугадывать исход. Эта игра даёт понимание, что предметы могут исчезать и появляться вновь.

Игра очень разнообразна, и её можно менять, учитывая возраст, потребности ребёнка. Для начала взрослый просто сообщает о своём приближении голосом, а потом входит в ближайшее поле зрения малыша, позднее карапузам нравится смотреть, как взрослый прячется и появляется вновь, а после года многие дети уже сами готовы играть в прятки.

Ребёнок начинает понимать, что мама появится и будет рядом. Очень важным является и факт появления мамы. Отсутствие мамы — это испытание, а появление — большая радость. Хотя дети могут её никак не проявлять, и наоборот, когда мама приходит домой — ребёнок разворачивается и уползает. Это не говорит о том, что он не любит маму или не скучает. Скорее, он так показывает, что обижен или зол. Поэтому, очень важно уделить своему ребёнку время. Поиграть, поговорить, обнять… проявить свою любовь и заботу о нём. Постепенно он поймёт, что если мама не рядом, то она всё равно меня очень любит!

Взрослым стоит обращать внимание на поведение и реакцию ребёнка в игре. Если же ребёнок продолжает гоняться за мамой и после года, то это может быть сигналом о какой-то проблеме. Мама может обратиться к специалистам, чтобы понять и исследовать её суть.

Психология и психотерапия

Статья связана со специалистами

Смотрите также