Очень часто при написании статей мне хочется начать с фразы: "Эта статья не имеет цели оскорбить и задеть чьи-то чувства", но… Обидка повод всегда найдёт, поэтому я продолжу.
Я не умею размазывать проблему по тарелке… Это моё достоинство и одновременно недостаток. Размусоливать проблему на года (речь идёт о простом психологическом консультировании, а не о работе клинических психологов и психиаторов), просто разговаривать о том, о сём — это талант, которым я не обладаю. Если клиент хочет просто выговориться — ради Бога. Но только один раз. Во второй раз я буду себя ощущать, как аквалангист с ластами и кислородным баллоном, которому предлагают прогуляться по пляжу, вместо того, чтобы погружаться на глубину. Прогуляться — это здорово, но это не ко мне.
Многие коллеги оскорбятся сейчас, но я понимаю клиентов, которые не хотят платить за просто болтовню. Ознакомительные и "прощательные" сессии — туда же. Пусть клиенту не понравятся мои вопросы, будет неприятно посмотреть на ситуацию под другим углом, пусть он злится на меня! Пусть забирает таблички, фото своих МАК-раскладов, пусть записывает мои вопросы или свои ответы. Я ещё и на дом дам, а ещё каждому пишу тезисно то важное и ценное, что мы находим в процессе консультирования (именно мы находим, потому что если клиент не хочет взаимодействовать, я со своими потрясающими вопросами иду лесом). Пусть это всё будет той точкой невозврата, после которой клиент поймёт, что проблема решаема. Свет в конце тоннеля появился, что-то по полочкам разложилось…
Как показывает практика, не всем нужно решение проблемы логичным способом или решение проблемы вообще — вот что интересно. Вот причина, вот следствие, нужно устранять причину, параллельно работая со следствием. Но это слишком просто звучит, пока не доходит до действий. Это как худеть, правильно питаясь и занимаясь спортом. Хочется как-то с подвывертом: купить дристательные таблетки и чаи, чудо-массажёры для накачки пресса, и в лучшем случае не получить результата, а в худшем — раздраконить себе все системы организма и посыпать голову пеплом. Но ведь иначе скучно жить!
Если вы думаете: огогошеньки, ну вот же психолог моей мечты, то вы ошибаетесь. И клиент, и психолог должны совпасть как пазл: они должны чётко понимать, чего они хотят (клиент) и как туда дойти (психолог). Чтобы решать проблемы логичным способом, нужно быть либо очень смелым и очень любопытным (потому что иногда находишь в себе такое, что хочется закопать обратно), либо достигнуть того уровня отчаяния, когда понимаешь, что жить так, как жил раньше, больше невозможно. Не у всех есть такие ресурсы, кому-то действительно надо ходить долго и упорно, чтобы хоть что-то понять и изменить в своей жизни. И специалисту тоже нужно долго и упорно вести клиента.
Есть фраза: "Осторожно, мечты сбываются!", я бы её модифицировала: "Осторожно, проблема решается!" — и иногда это не устраивает. Невероятно, но факт.