Расстановки. Почувствуй себя на своём месте
4066
0
0
4066
0
0
Метод системных расстановок — помогающая практика, основанная немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. Метод потрясающий и уникальный. Поэтому мне хочется, чтобы о нём знали и пользовались как можно больше людей.
Существует много споров по поводу того, кто же автор расстановок и как они были придуманы. Версий очень много, начиная от того, что Хеллингер подсмотрел расстановки у зулусских шаманов во время своей христианской миссии в Африке, заканчивая тем, что расстановки — это древняя практика дервишей. Я не буду сейчас подробно останавливаться на этих спорах, ибо цель моя другая — показать вам, как они работают и попробовать объяснить, что это такое. Оговорюсь только, что исследуя все эти версии, насколько это было для меня возможно, я пришла к выводу, что все же именно Берта Хеллингера можно считать родителем расстановок как метода помогающей практики, хотя, несомненно, отдельные элементы расстановок присутствовали раньше и в других практиках, как психотерапевтических, так и духовных.
Я не называю расстановки методом психотерапии, поскольку расстановки гораздо шире и не вписываются в ту классическую модель психотерапии, которую мы имеем на сегодняшний день. Хотя, несомненно, расстановки могут являться частью психотерапевтического процесса, собственно у меня это так и есть. С другой стороны, расстановки сами по себе без психотерапии в её классическом понимании тоже имеют место быть и место у них не самое последнее.
Итак, в основе расстановок как метода лежит то, что наши проблемы возникают не сами по себе, они связаны с тем, что происходило в нашей семейной системе и в нашем роду часто ещё до нашего рождения. Он позволяет увидеть и исправить те семейные истории, о которых вы даже не догадываетесь, но именно они являются корнем того сценария, который вы реализуете в вашей жизни.
Расстановки называют системно-феноменологическим методом. А это значит, что с одной стороны расстановщик при работе с проблемой или задачей клиента опирается на то, что проблема возникла не сама по себе. Она является элементом системы явлений. Чаще всего явлений, произошедших в семейной системе человека. Грубо говоря, вся ваша семейная система влияет на то, что происходит с вами. И тот или иной ваш запрос "переплетён" с историями членов вашей семейной системы.
Кроме прямых родственников: прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мамы и папы, братьев и сестёр (рождённых и нерожденных), ваших собственных детей (рождённых и нет) — в семейную систему входят тёти и дяди, сестры и братья бабушек и дедушек или другие родственники, в том случае, если они по какой-то причине не продолжили свою линию и остались без детей и/или если у них была трагическая (особая) судьба, а также люди, которые внесли в нашу семью либо очень большой вклад (солдат, спасший дедушку на войне ценой своей жизни), либо большой урон (убийцы, например). Все вышеперечисленные люди влияют на нашу судьбу даже тогда, когда мы их не знаем и даже не слышали о них. Более того, если вы о них не знаете, потому что семья по какой-то причине не хочет помнить об этом человеке, с большой вероятностью можно сказать, что этот человек "вернётся" через кого-то в последующем поколении.
С другой стороны, расстановки — метод феноменологический. А это значит, что нет универсальных ответов на ваши вопросы. Ваш случай уникален и "смотреть" на вашу проблему и задачу нужно по-другому, не так, как я смотрела на похожую проблему другого человека. Скажем, проблема может звучать у двух женщин одинаково — бесплодие. А причины разные. В процессе расстановки может выясниться, что бесплодие одной женщины связано с её переплетением с тётей, которая так и осталась старой девой и не имела детей, а у другой — из-за её связи с покойной бабушкой, у которой было 32 аборта. Расстановки как феноменологический метод показывает вещи такими, какие они есть, а не такими, какими мы их считаем. Психолог, ориентированный на феноменологию, прежде чем спросить: "Почему это так?", спрашивает: "Что это такое?" Ошибки минимизируются, хотя, конечно, у каждого расстановщика есть свои белые пятна, и он может не увидеть того, что разворачивается в расстановке. Но это уже другая история. Все мы люди, все мы человеки.
И так как расстановки — метод феноменологический, вы не найдёте двух похожих расстановщиков, каждый делает их по-своему. Именно поэтому расстановки как метод постоянно развивается, и на данном этапе расстановочного движения нет единого мнения, как "правильно" расставлять и расставляться. Я считаю, что этого "правильно" и не будет, и сама суть метода заключается в том, что все находится в постоянном движении, а что не движется, то умирает.
Поэтому даже сам Хеллингер менял свои техники и подходы несколько раз. Сначала это были так называемы классические (порядковые) расстановки. Заказчик озвучивал свою проблему, Хеллингер ставил заместителя на самого заказчика и выбирал кого-то из семейной системы, кто, по его мнению, был связан с этой проблемой, ставил его в расстановочном пространстве, опрашивал всех участвующих в расстановках. Вопросы касались главным образом того, как заместители себя чувствуют. Далее при помощи перестановки заместителей в поле он находил хорошее решение для клиента. Хорошее решение было связано с восстановленным порядком. Также он использовала "хорошие фразы" (фразы-решения), чтобы распутать ситуацию. Таким образом, главное задача расстановок на первом этапе их существования заключалась в том, чтобы увидеть, где на данный момент прерванное движение и как нарушен порядок, чтобы в последствие восстановить этот порядок. Обычно в пространстве такой порядок отражался определённым местоположением заместителей. Например, родители должны были стоять позади детей, а братья и сестры расположены на одной линии слева направо по старшинству. Заместителей Хелленгер переставлял сам, двигаться без разрешения они не могли. В современном расстановочном мире так уже почти никто не делает. Хотя отдельные элементы порядковых расстановок мы, несомненно, используем.
Потом Берт стал проводить расстановки, которые назвал "движения души". Главное их отличие состояло в том, что заместителям было позволено свободное движение. И они сами находили хорошие решения. Часто оказывалось, что для людей порядки работают с некоторыми оговорками. Стало все более понятно, что однозначных правил, кто, где должен стоять и какие фразы-решения хороши — нет. Все больше и больше поле могло разворачиваться и приводить расстановщика и клиента к решениям, которые были ощущаемы как хорошие даже тогда, когда явно противоречили порядкам.
Хеллингер двигался дальше. Он стал проводить расстановки, которые назвал "движениями духа". Именно после них от него отвернулись многие его последователи. А расстановки как бы разделились на терапевтические и эзотерические. Мне кажется, что это закономерный процесс. Каждый идёт той дорогой, которая ему ближе. И все же, на стыке направлений получаются самые красивые работы. Именно получаются, потому что расстановки нельзя сделать, их можно только провести, информация, нужная клиенту, разворачивается сама, важно только не мешать ей это делать. Ну и, по-моему мнению, уметь понимать язык, на котором с тобой расстановка говорит. Иначе она может пройти мимо.
Отсюда возникает закономерный вопрос, расстановки — это навык или искусство? Наблюдая за работой своих коллег и анализируя свою расстановочную работу, я прихожу к выводу, что расстановки — это искусство.
Что отличает искусство? То, что не бывает двух одинаковых произведений искусства. И то, что художник в начале работы не знает, куда его приведёт его творческая энергия. Но это, несомненно, получается красиво и приносит удовольствие тем, кто видит его работу.
Я не могу однозначно сказать, какие расстановки провожу я. Они у меня бывают разные. Есть те, которые можно назвать классическими, а иногда поле так несёт, что я не понимаю, что это было, но клиент говорит, что это его глубоко тронуло. В общем, я поняла, что классифицировать, какие я тут пропускаю через себя расстановки, дело неблагодарное и бесполезное.
Что можно и нужно расставлять? Я думаю, что можно расставлять все. Другой вопрос, что готов воспринять расстановщик и что готов принять клиент?
В зависимости от предмета расстановки, их условно можно разделить на семейные, структурные, расстановки симптомов и организационные расстановки:
Хотя опять-таки следует оговориться, что зачастую расстановка может начаться как семейная и перерасти в структурную и наоборот. Точно так же происходит и с организационными, и с расстановками симптомов. Поэтому деление это тоже условно.
Переплетение — это какая-то незавершённая история в семье, которая по резонансу затрагивает кого-то из потомков. Незавершённая история не с точки зрения сюжета (что-то не доделали), а с точки зрения эмоционального отреагирования. Я это называю "недоэмоционировал". Эмоции важнее реальных событий. Поэтому для одной семейной системы одно и то же явление может быть нейтральным, а для другой сценарнообразующим. Умер ребёнок во время войны у бабушки, одна женщина восприняла это со смирением — "бог дал, бог взял" — и ничего не было послано в будущее потомкам, а другая страдала, и всю жизнь винила себя, что не уберегла. Конечно, потомкам скорее аукнется второй вариант, чем первый. Эмоции могут быть не отреагированы по разным причинам: потому что нельзя, табу, потому что больно и так далее. Самое большое значение здесь имеет то, что история или её кусок вытесняется. И поэтому является незавершённым с точки зрения эмоциональной составляющей. Так образуются переплетения. И вот уже внучка все время боится, что с её ребёнком случится что-то плохое и её все время преследуют картины смерти. Сама того не осознавая, она живёт не своей жизнью, чувствует не свои эмоции, проживает не свой жизненный опыт. И страдает, и не может ничего с этим поделать. Она переплетена. Метод расстановок позволяет "распутать" такое переплетение, жить в настоящем, а не в прошлом; высвобождает мощный жизненный ресурс, который раньше был недоступен из-за вовлеченности в процессы прошлого.
Замещение — это когда "во мне кто-то живёт" из моих предков. Я замещаю его, чтобы закончить его историю. Ребёнок неосознанно стремится восстановить утерянное родом равновесие — "замещает" собой нерожденного или погибшего родственника, проигрывая его роль и принимая на себя его проблемы. Другая ситуация. Взрослый человек работает в поте лица и прилагает все возможные усилия, чтобы обеспечить себя и семью, но заработать никак не удаётся. Почему? Если изучить историю рода, то, вполне вероятно, отыщется эпизод, все объясняющий. К примеру, в биографии прадедушки. Был он зажиточным и счастливым, но нагрянула советская власть и раскулачила: большой достаток спровоцировал несчастье, поэтому его потомство поставило для себя запрет на материальное благополучие. Замещение "идёт рука об руку" с переплетением. Но если переплетение — это кусок недопрожитого опыта кого-то из предков, то замещение — это когда я играю не свою роль, т.е. замещаю какого-то человека.
Коллективная и личная совесть. Коллективная совесть — это совесть группы. В то время как личная совесть ощущается человеком и обеспечивает его личную принадлежность и личное выживание, коллективная совесть обращена к семье в целом и к группе в целом. Она обслуживает выживание группы в целом, даже если это означает, что отдельные люди приносятся в жертву во имя этого выживания.
Проводя расстановки, Хеллингер выделил так называемые порядки любви, это своего рода законы, которые действует в жизни каждой семейной системы. Их нарушения вызывают последствия, которые приводят к разного рода проблемам. Этих законов три:
Поле. Прежде чем приступить к толкованию этого термина, мне бы хотелось немного остановиться на вопросе: каким образом род может влиять на человека, какие механизмы психики заставляют потомков ощущать опыт предков.
Есть несколько обоснований влияния событий, произошедших в семейной системе, на человека. Например, психологи и исследователи Мюррей Боуэн и Джон Боулби объясняют этот феномен тем, что между родителями (особенно мамой) и ребёнком до трёх лет существует особая, очень тесная связь (как физическая, так и эмоциональная), поэтому мама бессознательно транслирует малышу не только своё настроение, отношение, привычки, но и программы, которые она "переняла" у собственных родителей, а те, в свою очередь, — у своих. Другое обоснование "судьбы по наследству" даёт так называемая теория систем, которая рассматривает семью как единое целое, некую систему, в которой все элементы тесно взаимосвязаны. Если одно звено этой цепочки выбивается из общего строя, сбой неминуемо сказывается на всей системе, передавая программу следующим поколениям. Согласно этой теории, полное обновление таких программ происходит, как правило, за четыре поколения.
Эксперименты Шелдрейка. А ещё был такой интересный учёный, Шелдрейк. Он, конечно, изучал животных, но его исследования во многом объясняют и то, что происходит с людьми. Шелдрейк утверждает, что память существует не в мозге, а мы существуем в поле памяти. В доказательство он приводит серию экспериментов над животными (жалко животных — я понимаю, но наука — есть наука). Подопытных крыс учили чему-нибудь, чего они раньше не делали. Потом вырезали часть мозга, а крыса всё равно помнила, чему её научили. Какую бы часть не вырезали, картина одинакова. Однако когда вырезали более 50% мозга, крыса не могла делать ничего.
Ещё один эксперимент с обезьянами. Обезьян одного вида на разных континентах учили тому, чего они ранее не делали, но только одну группу. Через некоторое время вторая группа, не входящая в контакт с первой, начинала делать то же самое. Это подтверждает существование поля группы (рода, нации и т.д.).
Ещё одна любопытная деталь для полноты впечатлений. Учёные всего мира заметили, что с каждым годом происходит улучшение результатов тестов на IQ. Множественные исследования доказали, что это не связано с урбанизацией, телевидением и прогрессом в целом. Шелдрейк утверждает, что это связано с полем. То есть если где-то кто-то что-то уже делал, то следующему, кто это делает, уже значительно легче. Так и в нашей семье, только связь ещё более тесная.
Но это как-то объясняет то, почему мы берём опыт предков. А как объяснить феномен заместительного восприятия. Когда мы в расстановке назначаем на "роль" бабушки человека, которого видим впервые и он начинает говорить, как наша бабушка или рассказывать то, что клиент сам не знал о ней, но потом спросил у мамы, и она подтвердила.
На этот вопрос однозначного ответа нет. Я думаю, он рано или поздно будет получен. А пока я предпочитаю использовать метафору, которую я подслушала на своём же семинаре. Один более опытный участник рассказывал другому, как все это работает. "Ну ты представь, в средние века бы к человеку попал сотовый телефон, и он бы работал. Как бы ты это объяснил, будучи человеком с теми знаниями? Ну, наверное, ты бы это назвал божественным аппаратом, который работает потому, что бог на небе так хочет".
Попробую побыть таким средневековым человеком и что-то попытаться объяснить. Я думаю, есть общее информационное поле, что-то близкое к тому, что Юнг называл архетипами, Вернадский ноосферой. А мы — это своего рода аппараты, через которое это поле работает. Как радиоаппарат, который ловит радиоволны, преобразует их, а потом воспроизводит. Чем лучше настроен аппарат, тем понятнее будет то, что мы слышим. Ну, ещё важно, на какую частоту он настроен. Тут, конечно, можно сказать, что ничто это не доказано пока ещё. Пока ещё да. Но вот вы понимаете, как работает сотовый телефон? Я честно сказать не очень. Но это же не мешает мне по нему звонить…
ШАМАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ, ЧАСТОТЫ. ШАМАН, ШАМАНКА, shaman, Магистр, Мастер Шаманских частот
ШАМАНСКИЕ КАНАЛЫ ⭐️Шаманские каналы и навыки помогают людям обрести гармонию внутри и с окружающим миром, наладить связь с природой, улучшить свою жизнь и здоровье. 🌿Посвящаясь в Шаманские каналы, человек приобретает новое качество жизни и...
Риски гадательных практик: взгляд психолога
Согласно новостям, за последний год среди россиян значительно возросло число обращений к гадательным практикам, и многие люди даже предпочитают их психологии и психотерапии, что говорит об актуальности таких практик для современного человека. В...
☕️Вот представьте себе: стоишь у полотна, и вдруг понимаешь, что каждый уголок этого холста – целый маленький мирок, полный событий и загадок. Ну вот взять хотя бы картину Питера Брейгеля Старшего под названием «Детские игры». Там целых двести...
Сложности в коммуникации с партнёром: как услышать друг друга
Взаимоотношения — это диалог двух людей, а не монолог одного. Однако, порой мы сталкиваемся с тем, что кажется, будто нас не слышат, или сами не можем понять, что хочет донести партнёр. Сложности в общении возникают у всех пар, и их преодоление —...