Работа чувств
319
0
0
319
0
0
Человек постоянно встречается с изменениями в своей жизни. Изменения требуют адекватной реакции на них: пошёл дождь — хорошо бы открыть зонтик, появился голодный лев — лучше убежать, увидел друга — можно расслабиться и улыбнуться, купил смартфон — появилась возможность звонить в скайпе, и так далее. Чтобы приспособить себя к изменениям, человек выработал определённые механизмы приспособления, среди которых важную роль играют личная эмоциональная оценка и интеллектуальная картина мира.
Чувства появляются как наша реакция на изменения в окружающей среде. Появляются чувства раньше мыслей, потому что эволюционно — это более ранний механизм, и срабатывает он быстрее — а иногда это важно. Итак, с помощью чувств человек, как биологический организм, формирует свою личную эмоциональную оценку изменения. Эта оценка важна для выживания: следует ли избегать изменения, использовать его или ещё как-то реагировать. Когда, к примеру, появляется большой агрессивный зверь, то реакция страха или испуга спасает человеку жизнь. А если зверь не очень большой и его можно с пользой для себя убить, то и чувства будут другие — возбуждение, интерес и азарт.
Оценка эта очень личная и говорит о том, какие данному конкретному человеку открываются возможности или опасности в связи с появившимся данным конкретным изменением среды. Например, охотник, умеющий охотиться на волков, может испытать азарт при виде такого зверя, а человек без охотничьих навыков — вряд ли.
Чтобы эмоциональная оценка сформировалась, чувства должны пройти определённую эволюцию. Это некоторая работа чувств. Психологи довольно широко пользуются термином "работа горя", например. Но и все прочие чувства работают в том же смысле.
Если работа чувств проведена полностью и без прерываний, то человек формирует достаточно устойчивую личную эмоциональную оценку того изменения среды, появление которого вызвало эти чувства в человеке. Далее, на основании этой оценки, сознание вписывает случившееся изменение среды в личную интеллектуальную картину мира: изменению отводится некоторые место, смысл, понимание, описание, с ним связываются определённые стратегии поведения. Полностью этот процесс — эмоциональная и последующая интеллектуальная оценка — и есть осознавание. Когда человек осознал изменение — он полностью принял существование этого нового феномена в среде и приспособил себя к этому факту, то есть научился использовать, игнорировать или бороться (компенсировать) с ним наиболее эффективно (или стал этому учиться).
В случае, когда работа чувств по какой-либо причине прервана или остановлена (причины этого здесь не будут рассматриваться, перечень их велик), личное отношение не завершает формирование. В отсутствии личного отношения невозможно сформировать отношение интеллектуальное — объект как будто недоступен уму, который, как известно, воспринимает мир опосредованно. В результате человек либо "не видит" изменения, либо пользуется чужим эмоциональным отношением к нему — то есть "мама сказала, что это стыдно", "все знают, как это приятно", и т.д. Когда человек "не видит" — он похож на слепого, и либо наталкивается на опасности, либо упускает какие-то возможности. Когда человек заимствует чужую эмоциональную оценку — он искажённо воспринимает возможности и опасности, которые ему открываются. Так или иначе, ум такого человека строит картину мира из того, что есть. Слепые пятна и чужие оценки встраиваются в представление о мире. Это называют неосознанностью.
И когда человек строит свою деятельность, он опирается на свою картину мира: подходящее поддерживает, неподходящее отбрасывает, несущественное игнорирует. Если в картине мира есть элементы, которые этим человеком сформированы по неосознанной схеме, то и деятельность его будет соответствующей: подходящее отбрасывать или игнорировать, неподходящее игнорировать или поддерживать, несущественное отбрасывать или поддерживать. Что неизбежно ухудшает качество его жизни.
Тогда для самого этого человека кажутся странными последствия его дел: хотел одного и делал вроде всё правильно, а получил другое. Или его будут догонять "побочные следствия его дел" — вроде похмелья или нехватки времени на семью из-за работы (а может, и наоборот). А для других он будет выглядеть странным чудаком, в лучшем случае.
И по причине того, что у человека впечатление "я всё делаю правильно", ему кажется, что проблема не в нём, а в окружающей среде. Такой человек будет считать, что в следующей подобной ситуации надо повторить "правильный" алгоритм действий, и всё сработает. Так и появляются "любимые грабли", на которые приходится наступать снова и снова.
Причём без изменения картины мира невозможно поменять деятельность. А изменить картину мира можно лишь на основании новой эмоциональной оценки — только с таким материалом работает ум. И если не возобновить работу чувств с того места, где она прервалась — то новая оценка будет снова взята "со стороны". И картина мира снова не будет обеспечивать человеку здоровой и приятной жизни.
Однако возобновить работу чувств с момента прерывания — это задача наподобие задачи связиста восстановить связь между штабом и передовой. Нужны некоторые специфические навыки и некоторые особые ресурсы. Несмотря на то, что прерывание работы чувств случается, пожалуй, с каждым человеком, к этому, к сожалению, не готовят с детства. Поэтому многие эту связь восстанавливают годами и не всегда успешно.
К счастью, есть специалисты, которые обучались этому делу и умеют обучать других — это психологи, психотерапевты. Работу с чувствами можно вести в формате индивидуальной терапии или в динамической группе. В таких группах происходит поиск "странных сбоев" в делах и жизненных событиях участников, исследование обстоятельств и причин этих странностей. А также перезапуск работы чувств с момента прерывания, что через некоторое время неизбежно приводит к формированию более адекватной картины мира у этого человека. Еженедельные группы предназначены для актуальной настройки на происходящее в жизни участников и отреагирования текущих жизненных событий и ситуаций. Группы ежемесячных встреч позволяют провести углублённое исследование событий и обнаружение значимых прерываний, а значит, результаты работы в такой группе могут быть более глубокими и долговременными. Индивидуальная терапия позволяет выполнять любую из этих задач, актуальную для клиента в тот или иной момент.
Постоянно слышу от разных людей фразу типа "я осознал(а) это, и что теперь делать?". Удивительно, как странно используют это понятие — "осознавать, осознать". По-моему, осознавание — это некоторый процесс, результатом которого является осознание....