Путь к целостности: амплификация и интеграция в юнгианском анализе
295
0
0
295
0
0
Юнгианский анализ представляет собой процесс длительной психотерапии, в котором разбираются сновидения клиента, его детский опыт и значимые для него переживания. В этом подходе мы имеем дело с содержимым не только сознания и личного бессознательного клиента, но и с коллективным бессознательным, которое представляет собой обширный пласт культурного опыта всего человечества. Это значит, что порой в анализе мы сталкиваемся с образами и символами тех культур, с которыми клиент даже не был знаком, что требует высокого уровня культурной подготовки аналитика. К примеру, сюжет какого-то представленного клиентом в анализе сновидения может содержать в себе мотивы сказки или мифа из другой культуры. При детальном разборе и раскрытии этого сюжета выясняется, что коллективное бессознательное таким образом подсказывает путь к исцелению, но важно верно и своевременно расшифровать этот посыл.
В расшифровке тайных посылов бессознательного юнгианскому аналитику помогают методы амплификации и интеграции. Амплификация по форме чем-то напоминает процесс свободного ассоциирования, однако отличается от него тем, что каждый образ, символ или сюжет, появляющийся в активном воображении или сновидении клиента, расширяется до культурно значимых. Например, рассказ клиента о какой-то личной истории может напомнить аналитику миф, сказку, фильм, картину, стихотворение, книгу или иное произведение искусства. Или аналитик может попросить клиента подумать, какие аналоги его опыта он может найти в культуре, на что похожа его история, в роли какого героя он в ней предстаёт. И, если копнуть культурный материал, в одной и той же клиентской истории мы можем найти отражение разных мифологических и иных культурных сюжетов, что, во-первых, позволяет обогатить аналитический материал новыми смыслами, а, во-вторых, понять его глубинную структуру, чтобы изменения стали возможными.
Амплифицируя тот или иной психический материал, мы способствуем расширению его контекстов и смыслов. Таким образом человек выходит из ограниченной позиции фиксации внимания только на своём эго и сознании, что позволяет ему посмотреть на его проблему шире, глубже и как бы со стороны, пользуясь культурным опытом, в котором уже содержатся ответы на многие вопросы. А за процессом анализа логически следует синтез. Важно не только расширить своё сознание и включить в него культурный опыт, но и собрать из этого опыта свою личную целостность. Ведь в сказках, мифах, книгах и фильмах даны обобщённые истории и, как бы они ни были похожи на опыт клиента, они ещё не являются для него личными. Чтобы сделать свою личную историю иной, к процессу амплификации важно подключить другой процесс - интеграцию.
Интеграция представляет собой аналитический процесс, в ходе которого мы собираем разные амплификации, отбирая из них то, что больше всего откликается клиенту, и творим из них новую историю и новый личный миф. В амплификации мы отстраняемся от собственного опыта в пользу осознания и принятия культурного, а в интеграции снова возвращаемся к себе, уже обновлёнными, и присваиваем этот опыт. Так, аналитик может попросить клиента написать свою сказку, миф, историю или создать иной продукт творчества. Если в процессе амплификации мы, в некотором смысле, дробим опыт, растаскивая его фрагменты по разным уже представленным в культуре историям, в процессе интеграции мы заново собираем этот опыт воедино, в результате чего получается новая история, новая интерпретация и новый взгляд.
Процессы амплификации и интеграции в юнгианском анализе являются диалектическими, поскольку эти процессы дополняют друг друга и вновь и вновь воспроизводятся на каждом новом витке анализа. Опираясь на эти процессы, клиент постепенно собирает свою глобальную личностную целостность и достигает глубинной личностной трансформации. Шаг за шагом анализируя свои сновидения, сюжеты активного воображения, жизненные истории, он восходит на пути самопознания к Самости, к ядру и центру своей личности, связь с которым в дальнейшем позволяет ему стать более устойчивым, мудрым, творчески продуктивным и удовлетворённым собой и своей жизнью.
Одиночество и враждебность: изнанка паранойяльной картины мира
Паранойяльный человек в психологии - это тот, кому свойственно подозрительное отношение к другим и миру вокруг. Мир опасен, люди злые, поэтому всегда нужно быть настороже - мало ли, что. Подобное отношение к миру формируется в детстве, в...
Совместимость партнёров: миф или реальность?
Вопрос совместимости беспокоит многих людей, которые хотели бы построить долгосрочные отношения и уже потерпели неудачи на этом пути. Часто неудачи объясняются тем, что "мы были недостаточно совместимы", и тогда для успеха необходимо найти...
О чем говорит повышенная тревога за близких?
Повышенное беспокойство о близких не всегда связано с реальной угрозой. Так, например, тревожная жена может переживать за мужа и думать "а вдруг с ним что-то случится?", "а вдруг он умрёт?", "а вдруг он попадёт в аварию или заболеет?", но при...
Биохакинг и психология улучшения здоровья
Биохакинг представляет собой молодое и перспективное междисциплинарное научное направление, целями которого являются: улучшение качества жизни, предотвращение развития возрастных и генетических заболеваний, а также всесторонняя поддержка человека...
Долгое время меня сильно огорчал факт, что в этом мире отсутствует волшебство и магия! ✨. Я видела, что здесь есть судьба, карма, астрологические натальные карты, родовые программы, семейные сценарии, дизайн человека, нумерология, чего только...
ПОЭЗИЯ СВЕТА - СОТВОРЧЕСТВО ДУШИ Светланы Качевской "И в Марте Отражение Проявит Потоки Солнца и Луны" В весеннем радужном сиянье В потоке солнечных дорог Стремитесь люди к совершенству. Богатству истинных даров. И в лунных брызгах Солнце светит....
БЕЛАЯ ЛУНА или СЕЛЕНА . ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ .
БЕЛАЯ ЛУНА или СЕЛЕНА . ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ . Движение Селены плавно перешло из Тельца в знак Близнецов. Транзит Селены по Тельцу завершился. Тема материальных вознаграждений, бонусов и земных благ слегка затормозился для многих, но не для всех....