Вернуться на главную

Психотерапия и автономия

Дата публикации:
24 сентября 2024

0

(0)

130

0

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

автор

Психотерапия и автономия

Психотерапевтические отношения содержат в себе элемент зависимости одного человека от другого, поскольку изначально клиент обращается к психологу за помощью. Приходя к другому человеку, клиент соглашается на его условия. Психолог предоставляет ему рабочее помещение (или его виртуальный аналог - ссылку), расписание для записи, правила психотерапии для ознакомления. Психолог выступает в роли компетентного специалиста, который умеет работать с определённого рода проблемами - знает, как они устроены, может предложить соответствующие техники. Клиент же может ничего не знать о своих психических процессах - о том, что он переживает горе, о том, как психологические травмы влияют на его жизнь. Но он доверяет себя специалисту, который задаёт наводящие вопросы, даёт интерпретации и рекомендации.

Постепенно, в ходе психологической работы клиент обретает всё большую независимость. Он начинает лучше понимать, как устроены его внутренние процессы, отчего ему становится плохо, как он может совладать с этим "плохо". Образ психолога из внешнего превращается во внутренний, и в перерывах между сеансами клиент может продолжать вести со своим психологом внутренние диалоги. Со временем клиент даже может отметить, что он знает, что психолог сейчас ему скажет. Т.е. в процессе терапии рождается, растёт и набирает силу фигура внутреннего психолога у клиента или, как бы сказали юнгианские психологи, фигура внутреннего целителя. В конечном итоге, к завершению терапии клиент уже владеет навыками рефлексии, самопонимания, осознания и может самостоятельно справляться со своими проблемами, опираясь на себя. Конечно, в некоторых ситуациях ему ещё может быть нужна поддержка, но, в целом, он отмечает, что значительно продвинулся в саморегуляции благодаря терапии.

Однако в ходе обретения клиентом автономии в терапии могут возникнуть трудности. Некоторые люди могут болезненно переносить ситуацию зависимости от психолога и пытаться достичь автономии раньше, чем объективно готовы к ней. Например, человек всё ещё нуждается в помощи, но по каким-то причинам не готов её принять. Или: человек нуждается в помощи, но не хочет доверять себя специалисту, а потому пытается взять на себя контроль над ситуацией, перехватить власть, изменить условия терапии или как-либо ещё утвердить свою автономию. В некоторых случаях клиенты могут преждевременно срываться с терапии, когда кажется, что успех уже достигнут, но игнорируется процесс закрепления успеха.

Преждевременная автономия похожа на детский или подростковый бунт, когда ребёнок протестует против тех условий развития, которые обеспечивают ему родители. Как и ребёнку, клиенту в эти моменты может всё не нравиться в работе психолога - подход, метод, сеттинг, помещение и т.д. Как и бунтующий ребёнок, он хочет всё раскритиковать, отбросить и отвергнуть, чтобы утвердить своё. Но проблема в том, что для этого "своего" либо не хватает ресурса, либо это "своё" ещё окончательно не созрело до состояния, когда оно могло бы быть гармонично реализовано. Сепарация ещё не произошла, а в состоянии недосепарации трудно отделить своё от чужого. Именно поэтому начинается борьба - не хватает ресурсов на то, чтобы отделиться, признать свою точку зрения отличной и принять зрелое решение. Вместо этого человек, который хочет автономии, но ещё остаётся зависимым, пытается сохранить зависимую ситуацию, но сделать её более удобной для себя. Например, сохранить за собой время, но не оплатить его бронь в календаре психолога. Или сохранить терапию, но попытаться изменить её сеттинг.

Подобные стремления к автономии психолог обычно вносит в терапевтический процесс. Он может отметить, что клиент обретает критику и самостоятельность, что в нём просыпаются независимые стремления и желание делать всё по-своему. Однако отыгрывание подобного процесса вряд ли приведёт к результату. Вместо него можно попробовать разобрать, против чего бунтует клиент, в чём он чувствует свою несвободу и как обстояли дела с признанием его автономии в семье, как к ней относились родители. Вполне возможно, что попытки отыграть сепарацию в терапевтическом пространстве указывают на недосепарированность от родителей или даже непрожитый бунт, который сейчас пытается прорваться в более безопасном пространстве. И, если направить эту энергию бунта на процесс внутренней трансформации, бунт может стать началом большого прогресса.

Кроме того, если клиент отчаянно стремится к автономии, можно попробовать обсудить с ним, как это возможно в терапевтическом пространстве. Возможно, он приписывает аналитику излишнюю власть, полагая, что должен выполнять все домашние задания, хотя на практике у него есть свобода не делать их. Или ему кажется, что правила терапии излишне давят на него, хотя у них есть прагматическая сторона и рациональные основания сохранения пространства договорённостей для обеих сторон. Стремлению к автономии важно дать конструктивный выход - вместе подумать о том, как именно клиент мог бы чувствовать себя более свободным и независимым в ситуации, когда он в то же время является тем, кто обратился за помощью, ведь независимость никогда не бывает абсолютной и оторванной от отношений с другими людьми. На практике она всегда связана с определённой позицией и образом мышления, с внутренней свободой, которая также подразумевает ответственность.

Понимание себяНегативные эмоцииПроблемы в отношенияхЛичные границыДетско-родительские отношенияПсихология и психотерапияСамопознаниеСаморазвитие

Другие статьи автора

Кризис и трансформация

5.0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Кризис и трансформация

Для многих отраслей человеческой деятельности кризис является чем-то нежелательным, что обычно пытаются предотвратить, например, экономический кризис или кризисные состояния в медицине. В психологии подход к кризисам совершенно иной, ведь кризис в...

Читать далее
Почему мы выбираем не тех людей и как формируются связи?

5.0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Почему мы выбираем не тех людей и как формируются связи?

Формирование связей между людьми - загадочный процесс, который не всегда поддается прямому и простому осознанию, и это касается любых значимых связей с людьми. Один учитель может быть компетентным и знающим, но не вызывать эмоционального отклика,...

Читать далее
Проблема мотивации: как заставить себя?..

5.0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Проблема мотивации: как заставить себя?..

Вопрос "как заставить себя что-то сделать?" - один из самых популярных запросов на терапию. На практике это часто выглядит так, что хочет, например, человек заниматься спортом, но не может дойти до зала, либо хочет учить иностранный язык, но не...

Читать далее
Должна ли психотерапия длиться вечно?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Должна ли психотерапия длиться вечно?

Главную цель психоанализа можно было бы обозначить цитатой З. Фрейда, где он говорит: "Где было Оно, там должно стать Я". В то же время на закате своей карьеры Фрейд начал замечать, что его пациенты возвращаются. Очень вероятно, это происходило, с...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Жертва внутри: почему мы спасаем других

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Жертва внутри: почему мы спасаем других

Бывает так, что в детстве человек проживает беспомощность, например:– Младенец кричит, а к нему никто не подходит. – Потребности, просьбы, желания ребенка не учитываются. “Обойдешься”, “Хотеть не вредно”. – Ребенку не помогают тогда, когда это на...

Читать далее
Выгоды групповой терапии перед индивидуальной

5.0

Аватар специалиста Олеся Маркова

Олеся Маркова

Выгоды групповой терапии перед индивидуальной

Человек в группе очень быстро обнаруживает свой стиль отношений с людьми. И от чего у него там возникают проблемы. В индивидуальной терапии клиент рассказывает нам только СВОЮ картинку происходящего. Например: «Я всё для других делаю, всегда...

Читать далее
Разбор фильма Little Children (“Как малые дети”, 2006)

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Разбор фильма Little Children (“Как малые дети”, 2006)

Осторожно, спойлеры! Ниже будет разбор фильма, но сначала небольшое лирическое отступление про принятие и отрицание реальности. В комментариях к фильму на Кинопоиске увидела фразу, что мол режиссер своим морализаторством испортил фильм и убил...

Читать далее
Добаюкивание: Ключ к Идеальному Детству и Гармоничной Жизни

0

Аватар специалиста Портал Самопознание

Портал Самопознание

Добаюкивание: Ключ к Идеальному Детству и Гармоничной Жизни

Какими бы мы стали, если бы у нас было идеальное детство? Это вопрос, который многие задают себе, вспоминая свои прошлые годы. Идеальное детство — это время, когда мы чувствовали себя желанными и любимыми, когда наши родители были спокойными и...

Читать далее