Вернуться на главную

Психология и религия: ресурсы, возможности и границы

Дата публикации:
24 марта 2025

0

(0)

496

1

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

автор

Психология и религия: ресурсы, возможности и границы

В психологической среде часто наблюдается избегание психологами религиозной темы, поскольку многие психологи не считают себя компетентными в этой сфере, боятся навредить клиентам и испортить себе репутацию. В то время как религия и вера являются мощнейшими ресурсами, на которые может опираться психика человека. Религия даёт человеку стройную картину мира и смыслы, объясняет ему многие жизненные явления, на которые у науки нет ответа. Например, почему жизнь человека складывается так или иначе и как изменить отношение к ней в тех случаях, когда изменить условия жизни не представляется возможным. Религия также даёт человеку систему ценностей и ориентиры, благодаря которым он может работать над собой, ориентироваться в том, что для него "хорошо" и "плохо" и структурировать собственную жизнь. Сочетая в себе жёсткую структуру и богатство смыслов, религия одновременно собирает человека и даёт ему возможность найти своё место в мире. Ведь религия предназначена для совершенно разных людей и удовлетворяет разные их потребности.

Однако в психологии с этой темой могут возникать проблемы. Если психолог недостаточно образован и компетентен в сфере философии, психологии религии и иных религиоведческих дисциплинах, в контексте данной сферы он будет чувствовать себя неуверенно и не будет понимать, что он может, а что не может делать с этой темой в своей работе. Кроме того, некоторые психологи, обращаясь к этой теме, могут бояться прослыть религиозными проповедниками, либо нарушить границы клиента. А далёкие от религий психологи могут не понимать важность для человека вопросов веры, сводя их к попыткам компенсации невроза или детско-родительским конфликтам. Например, находя исключительно психологизированные объяснения религиозным феноменам: "Человек читает молитву или мантру, потому что ему тревожно, а, значит, надо снимать тревогу, чтобы он не уходил от реальности".

Итак, как же психолог может здоровым образом отнестись к вопросам религий в работе и что в этой сфере он может делать как психолог, а что - нет?

Во-первых, психологу важно отнестись к этому вопросу с максимальным уважением. Психолог может разбираться, а может и не разбираться в религиоведческих вопросах, исходя из чего ему необходимо понимать границы своей компетентности. Если он не разбирается в каких-то вопросах веры и не чувствует себя уверенно в них, перед ним стоит выбор - либо он повышает свою квалификацию и расширяет знания в этой сфере, либо перенаправляет клиента к более компетентному в этих вопросах специалисту.

Во-вторых, если психолог компетентен в этих вопросах, он может применять свои знания на практике. Например, юнгианские психологи часто могут обращаться к мифам, сказкам, священным писаниям в качестве примеров, но не для того, чтобы проповедовать что-то, а для того, чтобы расширять культурный взгляд клиента на проблему. Обогащение картины мира клиента позволяет ему понять, что его проблема не исключительно индивидуальна, а коллективна. Он не является ни первым, ни последним из тех, кто сталкивается с ней. Подобная проблема уже описана в мифах, священных текстах и иных продуктах культуры, и даже предложены её решения, из которых можно что-то выбрать, а можно синтезировать что-то своё. Такое понимание даёт человеку возможность выйти за пределы своего сознания к культурному опыту человечества, что, с одной стороны, даёт ему чувство общности и поддержку, с другой - способствует поиску оптимального решения. В отличие от представителя той или иной религии, психолог может представить в своей работе всю широту и богатство культурного материала, не ограничиваясь исключительно одним направлением. Т.е. он понимает, что культура многогранна, решения могут быть разными и не навязывает что-то одно.

В-третьих, по отношению к собственно мистическим или религиозным явлениям в жизни и психике клиента психолог занимает, с одной стороны, позицию доверия, с другой стороны - позицию открытого незнания. С научной точки зрения, мы точно не можем знать, что существует, а что - не существует. В философии вопрос существования чего бы то ни было также является большой проблемой - как именно существует, где существует, на каком уровне и в каком смысле существует? Существует ли оно в форме материальной реальности? Всё ли существующее должно к ней сводиться? Что мы под ней понимаем? Можем ли мы считать объективным существование чего-то, что есть только в нашем опыте? Вряд ли у какого-то человека могут быть однозначные ответы на эти вопросы, поэтому чужой мистический опыт мы не критикуем - мы принимаем его как данность. Если человек рассказывает о нём, значит, этот опыт для него важен и ценен, и для него он явно имеет статус существования.

В-четвёртых, психолог понимает, что даже при наличии знаний и компетенций в сфере религиоведческих вопросов, он не является ни священником, ни духовным учителем. Вряд ли он произвольно может толковать те или иные священные писания или наставления, не будучи частью какой-то традиции. И здесь возникает сложный момент: если мы обращаемся к культурному материалу в психологической работе, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью интерпретации. А интерпретации могут разниться в разных школах и ответвлениях того или иного религиозного течения. Поэтому в случае возникновения спорных вопросов лучше перенаправить человека с ними к более компетентным в этой области людям.

В-пятых, в работе с религиозными темами психолог держит позицию наблюдательности и осторожности. При работе с религиозным клиентом могут возникать проблемы, связанные с тем, чтобы отличить деструктивное и конструктивное влияние религии на жизнь человека. Ведь в религиях удовлетворяются разные потребности, и кто-то может найти себе духовного учителя или наставника не для духовного роста, а для отыгрывания паттернов из детско-родительских отношений или восполнения нехватки родительской любви. Точно так же один человек может выполнять религиозные предписания, исходя из своих ценностей, а другой таким образом сублимирует тревогу и избегает реальности.

В случаях деструктивного влияния веры на психику человека в ней неминуемо вскрываются противоречия, и отличить подлинный духовный выбор человека от его невроза в работе психолога бывает не так-то просто. А риск перепутать одно с другим чреват опасностью пропустить развитие деструктивного процесса подмены или выбить из-под человека его главную опору. Зачастую для проведения этого различия психологу требуются супервизии и консультации с более грамотными в этой сфере специалистами, однако главным критерием, как и в иных спорных вопросах о психике, является продуктивность. Если религия помогает человеку, делает его жизнь лучше, развитие - возможным, а сознание - более цельным, она идёт на пользу клиенту. Если же она используется им в иных целях и дробит, а не собирает его сознание и препятствует его развитию (самораскрытию, самореализации), в этом вопросе что-то не так, и стоит указать на проблему внутренних противоречий, всё же предоставляя человеку свободный выбор, что с этим делать.

Подводя итоги, можно заключить, что религия является одной из важнейших составляющих жизни человека, а для кого-то она является главной опорой и основой мировоззрения. Сталкиваясь с религиозными вопросами в работе, психологу вряд ли стоит пугаться и открещиваться от всей этой сферы сразу, но стоит разобраться в том, что он в этой сфере может делать, а что - нет. А он может анализировать влияние религии на психику человека, рассматривать религиозные феномены как часть психики и культуры, повышать свою квалификацию, обращаться и перенаправлять клиентов к компетентным в этой сфере специалистам. Но, следуя профессиональной этике, он не может обесценивать чужой мистический или религиозный опыт, игнорировать, патологизировать его или пытаться осмеять или оспорить чужие религиозные ценности, даже если порой они вступают в конфликт с запросом клиента (что, к сожалению, часто можно встретить в психологической среде в формате вопросов по типу - "а как же вы собираетесь улучшить своё материальное положение, если ваша религия говорит, что материальный мир не имеет значения?"). Подобные вопросы и реакции в работе психолога могут отражать глубинное непонимание им сути проблемы клиента, а также отсутствие у него компетенций для работы с религиозной проблематикой. Поэтому в случае их появления клиенту стоит задуматься о том, не сменить ли специалиста, чтобы продолжить своё движение в сторону поиска компромисса. Ведь религия и психология не исключают друг друга, но смотрят на мир с разных сторон и могут друг друга дополнить, а любая живая религия является по-своему гибкой, многогранной и готовой к адаптации к сложному меняющемуся миру. В противном случае, она перестала бы существовать и осталась бы всего лишь частью истории.

Детско-родительские отношенияЗависимостьПсихическое здоровьеКонфликтыЛичные границыПсихология и психотерапияСамопознаниеКультурное развитие

Другие статьи автора

Фиксация на теме отношений и благополучие в них

5.0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Фиксация на теме отношений и благополучие в них

В своей практике я не раз замечала закономерность: чем больше человек фиксирован на теме отношений, тем хуже они у него складываются. Под фиксацией в данном случае понимается отнюдь не здоровое внимание и интерес к этой теме, а напротив -...

Читать далее
Быть самим собой: что это значит?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Быть самим собой: что это значит?

"Просто будь самим собой", - заботливо советует нам поп-психология, но в том, что означает эта фраза, ещё предстоит разобраться. Ведь для кого-то "быть самим собой" - это поставить себе ирокез, вырядиться в экстравагантные наряды и бросить мусор...

Читать далее
Поиск работы и помощь психолога

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Поиск работы и помощь психолога

Поиск работы - сложный процесс, который требует не только профессиональных знаний и навыков, но и тонкого психологического подхода. Чтобы найти работу по душе и не ошибиться в ней, важно, во-первых, хорошо знать себя, свои способности, таланты и...

Читать далее
"Психолог должен..."

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

"Психолог должен..."

В современном обществе, несмотря на обилие информации, распространены очень архаичные стереотипы по поводу психологов и психологии, развенчиванию которых и будет посвящена данная статья. Например, почему-то считается, что психолог непременно...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Денежная Игра

0

Аватар специалиста Владимир Киреев

Владимир Киреев

Денежная Игра

Вот и прошла очередная игран формационная игра "Денежный поток". Денежный поток — достаточно легкая для психики "игра", хотя уже на стадии формирования запроса, особенно на фазе вопросов, чердак начинает подгорать... Эту игру Я использую для...

Читать далее
Правила Игры

0

Аватар специалиста Владимир Киреев

Владимир Киреев

Правила Игры

Правила Игры Когда-то давно, возникла потребность создать и задекларировать свои правила взаимодействия с другими людьми. Т.к. каждый норовит воспользоваться ситуацией, навязать общепринятые правила поведения, основанные на общественных...

Читать далее
Добаюкивание: Ключ к Идеальному Детству и Гармоничной Жизни

0

Аватар специалиста Портал Самопознание

Портал Самопознание

Добаюкивание: Ключ к Идеальному Детству и Гармоничной Жизни

Какими бы мы стали, если бы у нас было идеальное детство? Это вопрос, который многие задают себе, вспоминая свои прошлые годы. Идеальное детство — это время, когда мы чувствовали себя желанными и любимыми, когда наши родители были спокойными и...

Читать далее
Доверие клиента как мотивация психолога

0

Аватар специалиста Анна Третьякова

Анна Третьякова

Доверие клиента как мотивация психолога

До психологии я 15 лет работала юристом в международных корпорациях. Самые яркие моменты, когда до бытности психологом я работала юристом, у меня были связаны с людьми. Больше всего я ощущала ценность своего дела, когда бывшие коллеги звонили...

Читать далее