Психолог как ментор или идейный вдохновитель? Глобальная и локальная проработка.
233
0
0
233
0
0
В психологической практике есть, по крайней мере, два подхода к работе с клиентами, которые сильно различаются по методологической базе, степени активности психолога и клиента в процессе, а также по направленности этой активности.
Итак, первый из этих подходов - обучающий. В нём предполагается, что психолог в какой-то мере берёт на себя роль учителя и наставника, обучая клиента распознавать и выражать свои чувства, понимать состояния своей психики и справляться с ними. Данный подход популярен в когнитивно-поведенческом направлении и в гештальт-терапии. Психолог в нём может рассказывать клиенту, как всё устроено в его психике, какие именно процессы в ней происходят сейчас, а также давать рекомендации и домашние задания, чтобы выработать и закрепить те или иные навыки. К такому психологу можно обратиться с запросом на то, чтобы научиться справляться со своей тревогой или общаться с людьми, либо достичь заданной цели.
Второй подход - идейный или творческий. В нём психолог не проводит непосредственного обучения клиента, но вдохновляет его на поиск самостоятельных решений или осознаний, стимулируя его бессознательное. Такими являются психодинамические подходы, в которых аналитик слушает клиента, интерпретирует происходящее с ним в жизни и сновидениях, применяет активное воображение и ассоциации, но воздерживается от вмешательства в жизнь клиента. В такой работе психолог не столько направляет, сколько сопровождает клиента на пути его индивидуации. В результате бессознательное клиента пробуждается в анализе и начинает активно изменяться. Так, в анализе могут видоизмениться сны или появиться неожиданные инсайты.
Плюсами первого подхода являются его предсказуемость, структурность и прагматичность. Если мы поставили цель обучить клиента какому-то навыку за определённый срок и разбили эту цель на задачи, терапия является однонаправленной и имеет вполне предсказуемый путь и результат. На этом пути мы вряд ли встретимся с чем-то неожиданным, а, если и встретимся, то, как правило, оно предполагается самим ходом терапии.
Второй подход, напротив, является менее предсказуемым. Когда мы анализируем детство клиента, даём символические интерпретации и разбираем его сновидения, мы заранее точно не знаем, как это отразится на жизни и психике клиента, поскольку в этом процессе можно потянуть за любую нить, ведь мы имеем дело с самым глубинным пластом психики. Поэтому вполне вероятна такая ситуация, что клиент пришёл с проблемой в личной жизни, а в анализе у него начала налаживаться и работа, либо поднялся вопрос самореализации. В психике человека эти проблемы могут быть тесно связаны друг с другом на символическом уровне, и не всегда мы осознаём эту связь, но она есть в бессознательном, в котором вряд ли возможно выловить что-то одно, не затронув другое.
Однако главным преимуществом творческого и побуждающего клиента к инсайтам подхода как раз и является его глобальность. Он позволяет работать с самыми глубинными смыслами человека и прорабатывать весь пласт его текущей жизни. В этот подход можно идти с глобальными запросами (возрастной кризис, потеря ориентиров и смыслов, чувство неудовлетворённости жизнью). Эти глобальные запросы не решаются выработкой простых бытовых навыков, а требуют целостного подхода к жизни и психике человека.
Ещё одним преимуществом творческого подхода является развитие самостоятельной и ответственной позиции клиента. Если в обучающем подходе психолог предлагает клиенту готовые структуры, объяснения и решения (рекомендации), в творческом подходе клиент творит всё это для себя сам из "прима материи" анализа, т.е. из того бессознательного материала, который поднимается и разбирается в процессе анализа. Так, мы можем максимально подробно разобрать проблемную тему из жизни клиента - как она связана с детством, какое символическое значение она имеет сейчас, какие ассоциации она вызывает, какие смыслы за ней стоят и как она отражается в сновидениях. Далее клиент остаётся со всем этим материалом наедине, и в его психике постепенно происходят глобальные изменения. Вспаханное анализом поле даёт свои плоды, порой очень неожиданные. К примеру, клиент, который жаловался на рутинность и скуку своей работы, вдруг может обнаружить в ней что-то творческое и увлекающее и подойти к ней с новым энтузиазмом. Или вдруг он поймёт, что архетипическая модель, которую он раньше отыгрывал в личных отношениях, потеряла для него актуальность, но из неё может родиться что-то живое и отвечающее его новому этапу развития.
Какой из подходов выбирать - личное дело каждого, и порой психолог может совмещать оба подхода в своей работе, а у клиента также может быть потребность и в том, и в другом. Однако важно помнить о том, что одновременно держать фокус на ситуативных навыках и глобальной смысловой канве жизни человека практически невозможно, а потому приходится выбирать. Если мы выбираем узконаправленную выработку какого-то навыка, это предсказуемо и безопасно, а также требует минимальной творческой активности со стороны клиента - ему остаётся лишь слушать, внимать и соблюдать рекомендации. Если же мы выбираем глобальную проработку психики человека, этот путь не всегда предсказуем, и мы не можем обещать, что в процессе терапии радикально не изменится вся жизнь клиента, или предсказывать, как именно она изменится (всё зависит от того, что за материал скрывается в его бессознательном и как бессознательное откликнется на анализ), однако именно этот путь подходит тому человеку, кризис которого глобален, а неудовлетворённость жизнью, так или иначе, затрагивает все её сферы.
Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры
В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это...
Почему конфликты затягивают и затягиваются?
В повседневной жизни и психотерапевтической практике можно встретить ситуацию затяжных конфликтов, которые отбирают немало сил у обеих сторон, но не ведут к конструктивному для каждой из них результату. Подобные конфликты могут возникать как в...
Мужчины с материнским комплексом. Как распознать и что делать?
Своевременное распознание мужчин с материнским комплексом становится особенно актуальным для женщин, которые находятся в поиске партнёра и/или уже обожглись на отыгрывании материнской роли в романтических отношениях. Далеко не каждой женщине...
В глазах смотрящего не только красота
Красота в глазах смотрящего. Точнее не только она. В глазах смотрящего всё. Страх, боль, отчаяние, осуждение, неприятие, разочарование, тревога, стыд, злость, недоверие, ограничения, грусть, печаль, скука. И там же - радость, любовь, нежность,...
О магии эриксоновского гипноза: часть 1
Милтон Эриксон с детства не отличался хорошим здоровьем. Не говорил до 4-х лет. Имел прозвище «Словарь». Таскал его всюду с собой, чтобы дочитать до нужного слова, ибо не понимал, что слова следуют в алфавитном порядке. Ему досталась дислексия,...
Магическое 🪄 Помните гадание с колечком на ниточке и раскачивающийся маятник? Задаёшь, значит, вопрос и ждешь. Качнется в одну сторону-«да», в другую- «нет». Долго верили, что маятник раскачивают то ли волшебные духи, то ли потусторонние силы,...