Психологические тренинги: Расстановки или Психодрама?
2690
0
0
2690
0
0
Многим знакомы системные семейные расстановки Хеллингера, но не все знают, что прародителем этого метода является психодрама Якоба Морено. В чем же отличия этих теперь уже самостоятельных методов?
И в том и другом тренинге герой выбирает на роли людей из своей ситуации. В психодраме он задаёт им типичные позы, жесты, характерные фразы, расстояние между людьми также имеет символическое значение — все это помогает лучше прочувствовать ситуацию и проникнуть в скрытые мысли и чувства. В расстановках все происходит молча, позы и жесты не задаются, и понять что-то можно только по расстоянию между фигурами.
В психодраме подчёркивается, что происходящее на сцене — это внутренний мир главного героя, который он сам создаёт, и в котором он сам решает свои проблемы. Через обмен ролями, человек сам создаёт этот внутренний мир на сцене. И так как все действия происходят с подачи главного героя (он показывает все роли), то получается, что он практически самостоятельно распутывает сложные ситуации. Конечно, ему помогает тренер и группа с помощью разных техник. Но все равно, весь процесс направлен на то, что бы человек рано или поздно стал делать это сам. И психодраматический процесс — это обучение человека самостоятельному решению своих проблем. Этакий процесс развития клиента, происходящий одновременно с "решением проблемы". В расстановках Хеллингера герой скорее пассивен, вместо этого выбранные на роли фигуры людей сами интуитивно двигаются и решают как им лучше расположиться в этой ситуации.
Именно в этих идеях психодрама Морено больше всего расходится с расстановками по Хеллингеру. Как будто у этих методов немного разное понимание слова "решение". В силу отсутствия в расстановках процедур направленных на развитие (обмен ролями, зеркало, шеринг) в них и меньше внимания уделяется этому развитию. Раскрывая тему, можно выдвинуть гипотезу, что расстановки, давая "родовое" объяснение большинству проблем — сужают задачу метода до решения этих проблем. А когда проблема объяснена и сужена до необходимости решения, в ней остаётся меньше места для развития человека и его самосознания.
В психодраме работа над проблемой идёт от проблемы и дальше расширяется, если этого требует ситуация и человек готов это принять и понять. В расстановках неважно, с какой проблемой пришёл человек: выставляется на сцену вся семейная система и в ней наводится порядок. Это очень роднит расстановки с одним из упражнений в психодраме — "семейное дерево", когда на сцену выставляются все поколения, которые помнит главный герой, включая умерших. В такой большой сцене легко увидеть, как передаются семейные послания, наследуются неправильные установки и стереотипы, проклятия и судьба. Здесь же можно многое изменить: простить и попросить прощения, получить силу рода и разблокировать энергию жизни.
Я думаю, что расстановки получили такое распространение в России благодаря основателю метода Хеллингеру — истинный немец, со свойственной ему педантичностью и чёткостью, а также благодаря тому, что метод молодой и к нему испытывается что-то типа влюблённости (как в первый период отношений). Мне же лично больше импонирует психодрама Морено (румына по происхождению, родившегося на корабле), которая полноценна как метод и многогранна как инструмент, а также достаточно магии, чтобы ей восхищаться!
Психодрама: здоровье, рождённое в игре!
Все мы знаем, что дети много играют: играя едят, играя познают мир, играя общаются. И всё это удивительным образом рождается внутри ребёнка, эта энергия, она не перестаёт удивлять окружающих! Ребёнок восхищает своей спонтанностью,...