Психологические причины панических атак (ПА)
716
0
0
716
0
0
О панических атаках (вегето-сосудистой дистонии, диэнцефальном (гипоталамическом) синдроме, и пр.) написано много трудов и спето много песен, поэтому я не буду останавливаться на клинической картине данного страдания и описывать леденящие душу переживания пациентов.
Цель этой статьи — анализ психологических причин, приведших к данному состоянию. Я абсолютно осознанно не называю панические атаки "заболеванием", потому что это нечто другое.
Как правило, людям, испытывающим панические атаки, не позавидуешь. Им реально плохо, но по данным лабораторных и инструментальных обследований у них всё в норме, ну, или почти всё в норме.
На них смотрят, как на притворщиков, стыдят и призывают "взять себя в руки", но — безуспешно. По-прежнему, сердце бьётся так, как будто готово выскочить из груди, руки холодеют, как у умирающего, дыхания не хватает, смерть безглазыми глазницами заглядывает в самую душу; сквозь холодный пот на побледневшей коже уже чувствуешь на себе её ледяное дыхани.
А тебе не верят! Считают, что ты притворяешься! Раз в анализах все хорошо, значит, "маешься дурью!"
Конечно, можно добиться того, чтобы доктор выписал антидепрессанты, транквилизаторы или вегетостабилизаторы, но это не решает проблему. Любая психофармакотерапия на какое-то время лишь даст облегчение. Притупятся симптомы, страх спрячется, будет состояние типа "что воля, что неволя — все равно".
Итак, если классическая "медицина бессильна", попробуем заглянуть в ту область психики, которую никто не видел, но все знают, что она есть. В подсознание.
По моим наблюдениям, есть несколько психологических причин, которые могут приводить к паническим атакам.
Обычно здесь превалируют жизненные установки из детства, типа: "Ты должен поступать так, чтобы тобой гордились. Ты должен всё делать на "5", желательно, с плюсом, а лучше — на "6". Если ты получишь "4", или даже "3", ты разочаруешь родителей (бабушку-дедушку), тебе должно быть стыдно! Ты должен соответствовать тому, что от тебя ждут другие люди (родители, супруг(-а), начальство, коллеги, партнёры по бизнесу, и пр.), на тебя вся надежда, кроме тебя этого никто не может, ты должна выйти замуж и родить внуков своим родителям, и т.п.".
Как правило, человек начинает себя загонять, пытаясь всем угодить, быть "хорошим/хорошей". Но в этой неравной борьбе с самим собой, он проигрывает. В итоге, как некий ответ на вопрос, почему человек не оправдал возложенных на него ожиданий, и возникает "ответ" — панические атаки.
Нередка ситуация, когда человек, ведомый по жизни этими установками, добивается многого, достигает невероятных вершин, но потом, в силу описанных обстоятельств возникает сбой, и формируется та ситуация, о которой говорят: "Сначала мы тратим здоровье, чтобы заработать деньги, потом мы тратим деньги, чтобы восстановить здоровье".
Очень близко здесь находится ещё один психологический механизм, лежащий в основе панических атак — оправдание, почему я не герой. Обычно в этом случае панические атаки возникают, как некое оправдание человека перед собой или перед окружающими в ситуации, когда не были достигнуты поставленные, возможно даже, много лет назад, цели.
Я не стал генеральным директором холдинга, я до сих пор не вышла замуж и не родила детей, я не достиг своей цели, но не потому, что я лодырь, а потому, что я — больной! Да ещё такой неприятной штукой, как панические атаки! Я, конечно, реализую себя и достигну намеченного, вот только сначала надо поправить здоровье.
Расстаньтесь с иллюзиями! В этом случае здоровье не поправится никогда! Или будет чуть получше — чуть похуже.
Потому, что ПА спасают человека от позора. Потому, что если он будет здоров, и ничто больше не помешает ему идти к намеченному, то как же он будет объяснять всем, и прежде всего, самому себе, почему он так и не достиг желаемого?
Подход к лечению ПА должен быть принципиально иным: сначала меняем установки, ценности, отношение к жизни, даём себе право на ошибку, перестаём загонять себя, а, главное, принимаем себя такими, какой/какая есть. Когда патологический механизм самоуничижения таким образом будет остановлен, необходимость в болезни просто отпадёт, и панические атаки прекратятся. Но это — результат серьёзной работы с психотерапевтом.
Здесь тоже включаются древнейшие, детские механизмы: раз виновен, значит, должно быть наказание. Как правило, в этом случае, ПА возникают у пациентов с большим чувством ответственности, жалости, готовностью к самопожертвованию.
Чувство вины они могут даже не осознавать, потому, что оно настолько болезненное, что мощные душевные силы брошены на защиту человека от этой боли. Все их усилия направлены на то, чтобы опять-таки быть "хорошими", чтобы все были ими довольны. В этом случае, чувство вины — "болевое", его испытывать слишком тяжело и неприятно, и поэтому такие люди слишком часто наступают на горло собственной песне, подчиняя всё своё время, эмоции, дела другим, порой даже самым близким людям.
Такие пациенты, на мой вопрос: "Часто ли вы чувствуете себя виноватым?", чуть ли не с возмущением отрицают чувство вины у себя, подчёркивая свою социальную активность, ответственность за всех и вся, готовность прийти на помощь ближнему, пусть даже в ущерб своим интересам, и т.п. Однако, все эти механизмы, повторюсь, направлены на одну цель: чтобы не чувствовать себя виноватым!
Это люди, которые, при моем вопросе: "Что ты хочешь для себя?" надолго "подвисают". Потому, что от длительного чувства вины орган "хотения" для себя у них атрофируется. При возникновении ПА здесь работают два психологических механизма: раз виновен, значит, понеси наказание, или не бейте меня, я уже сам себя наказал такими страданиями, как ПА!
Психотерапевтическая тактика направлена, прежде всего, на нейтрализацию социальной зависимости ("а что про меня другие подумают/скажут?!"), чувства вины, страха потери контроля, на восстановления базового доверия к миру.
Это — классика жанра, чаще встречается у женской половины населения, хотя мужчины тоже не являются исключением.
Когда, в силу самых разнообразных причин, человек живёт месяцами — годами без секса, желание как бы "притупляется" или даже вообще "исчезает". Но на самом деле, оно никуда не девается, потому что это — биологическая суть живого организма. И если человек перестаёт об этом думать, не значит, что всё спокойно "в Датском королевстве". Сексуальное желание вытесняется в подсознание, и потом, совершенно спонтанно и неожиданно проявляется в виде панических атак. Лечение — опять, психотерапия. Основные направления: осознание и последующая нейтрализация сексуальных запретов, формирование доверия к противоположному полу, снятие телесных блоков.
Я написала эту статью вовсе не для того, чтобы отобрать хлеб у терапевтов и неврологов и других уважаемых коллег.
Любая болезнь, любой недуг возникает у человека, как некий важный сигнал о том, что надо что-то поменять. В себе. В своей жизни. В своём мировоззрении или окружении.
Но признаться в этом самому себе, а ещё и сделать это, как правило, бывает очень нелегко! Проще думать о том, что симптомы возникают в силу наследственной предрасположенности, разбалансировки в деятельности вегетативной нервной системы, и т.п.
Вот, приду к доктору, заплачу денежку, доктор даст мне волшебную таблетку, и я буду здоровеньким! Но ничего не буду менять в своей жизни.
Да, медицинская наука не стоит на месте, и волшебная таблетка, возможно, даст улучшение. Но, раз психологическая проблема не решена — она может в последующем проявиться другими, может уже более серьёзными симптомами. Как говорится, вода дырочку найдёт!
Поэтому, важно помнить о том, что "спасение утопающих — дело рук самих утопающих!", и кроме вас вам в этой жизни никто не поможет.
Решая ваши психологические проблемы, работая с причиной панических атак, вы меняете качество своей жизни, и получаете долгожданное выздоровление!
Будьте здоровы!