Психологические основы процессуально-ориентированного подхода. Часть 1
431
0
0
431
0
0
Глава из книги Николаева А.Ю. и Николаевой Е.В. "Процессуально-ориентированная психология: философско-религиозные, психологические и психофизиологические основы метода. Метанавыки работы психолога".
Часть 1. Концепция единого поля. Концепция трёх уровней реальности. Понятие "сновидящее тело".
Изучение духовного наследия различных философско-религиозных систем, на которые опирается в своём развитии процессуально-ориентированный подход, и аналитической психологии Юнга, как его психологической основы, на наш взгляд может быть очень полезным для понимания самого подхода и процесса его эволюции. Будущее процессуально-ориентированной психологии, которая часто рассматривается не только как психологический подход, но и как духовная практика, во многом зависит от углублённого изучения её корней.
В данной главе в соотнесении с юнгианской аналитической психологией будут рассмотрены концепция единого поля, понятие трёх уровней реальности, динамика движения между этими уровнями как основной закон развития, понятия первичного и вторичного процессов, края, а также основополагающий принцип процессуальной психологии — принцип глубинной демократии, также имеющий в своих истоках самое непосредственное отношение к юнгианскому подходу.
2.1. Концепция единого поля.
Как аналитическая психология Юнга, так и процессуально-ориентированный подход Арнольда Минделла опираются в своих истоках на концепцию единого поля — поля, в котором все его части, являющиеся объектами живой или неживой природы, изначально находятся в неразрывном единстве, что предполагает их постоянную взаимосвязь, и взаимообусловленность их развития. Юнг писал о своём мировосприятии: "Божество присутствует и в мёртвом, и в живом" [11]. Именно это отношение к Божеству, которое присутствует во всем, и реализует себя посредством всего, именно это интуитивное ощущение мира проявилось в том, что позже стало отличительной чертой, внутренней основой аналитического метода К.Г.Юнга. Это же отношение близко процессуальному подходу. "Мир существует, чтобы помогать нам становиться нашими цельными самостями, и мы существуем, чтобы помогать миру сиять целиком", — пишет А.Минделл [17]. Обладая системным аналитическим умом и разносторонними знаниями, автор процессуально-ориентированного подхода строит теорию процессуальной работы, опираясь не только на философско-религиозные учения и духовные традиции, исходящие из концепции единства и понимания мира, как динамической системы взаимоотношений, но также и исследования в области квантовой физики, приводящие к этим концепциям со стороны науки.
Важно отметить, что концепцию неразрывного единства всего сущего можно рассматривать как применительно к отношениям между людьми, так и к отношениям между человеком и природой, объектами материального мира, а также она имеет непосредственное отношение к нашему внутреннему психическому миру (к отношениям между его частями).
С точки зрения внутреннего психического мира, эго и бессознательное, первичный и вторичный процессы, о которых будет подробнее говориться позже, находятся также в постоянных динамических отношениях и неразрывном единстве. Это единство предполагает рассмотрение этих процессов не с точки зрения их противопоставления, а с точки зрения амбивалентности, предполагающей их компенсирующий друг по отношению к другу характер и изначальную потенциальную целостность. "При рассмотрении пар противоположностей практически всегда предполагается, что они конфликтуют друг с другом — это дуалистическая концепция. Амбивалентность представляет монистическую концепцию, когда противоположности предстают как контрастирующие стороны одного объекта, а не как отдельные друг от друга" [45]. Исходя из этой парадигмы аналитическая психология Юнга рассматривает динамику между эго-сознанием и бессознательным, а процессуально-ориентированный подход — динамику между первичным и вторичным процессами. Именно эта динамическая составляющая является основной процессуально-ориентированного подхода.
Рассматривая концепцию единого поля применительно к межличностным отношениям, процессуально-ориентированный подход делает акцент на изначальную мудрость, заложенную в этих отношениях как с точки зрения развития каждого участника этих отношений, так и с точки зрения развития отношений как таковых. В Японии говорят: "В этой жизни нам предстоит узнать, для чего мы договорились встретиться". Эта идея потенциальной мудрости процесса взаимоотношений, сколь бы сложными они не казались, базируется также и на телеологическом подходе.
Исследуя концепцию неразрывного единства с точки зрения отношений между материальным и психическим миром, мы переходим от односторонних видимых с точки зрения материального мира причинно-следственных связей к взаимообусловленности всех происходящих событий. В этой связи Мария-Луиза Фон Франц приводит точку зрения Юнга "о том, что материя способна отражать психологические процессы "пока психика воспринимает окружающий мир"" [39]. Этот подход лежит в основе процесса синхроничности.
Уже в юнгианском подходе мы можем видеть истоки того, что позднее широко развил А. Минделл. Рассматривая идеи Юнга, Мария-Луиза Фон Франц пишет, что существуют "четыре аспекта отражения: отражение эго самостью, отражение самости эго, отражение материи коллективным бессознательным и вероятное отражение коллективного бессознательного материей", "… в глубоких слоях бессознательного психика "познаёт" саму себя в зеркале вселенной, а материя "познаёт" себя, в свою очередь, через объективную психику… Только изредка, поражаясь факту синхроничности, мы начинаем осознавать отражающую связь" [39]. Развивая эту идею, Арнольд Минделл пишет: "Сновидения и сущностные переживания ваши, но они также сцеплены со всем, с чем вы находитесь в отношениях", "Связующий, "сцепляющий" опыт — это то, что я называю пространственно-временным сновидением". "Отношение между вами и мной … только отчасти состоит из видимых сигналов; оно также включает в себя чувствующее течение соединяющего нас поля. Возможно, это поле подобно любви, это Дао, которое не может быть выражено словами", — пишет о процессе единства и взаимообусловленности А. Минделл [26].
Как уже говорилось выше, концепция единого поля предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность развития его частей. В этой связи представляется важным рассмотреть понятие индивидуации как с точки зрения личности, так и с точки зрения поля. В основу аналитической психологии Юнга поставлена идея самореализации человека, как путь его индивидуации, самораскрытия его Духа, которое "только в этой, земной и противоречивой жизни достигается" как высшая ступень сознания. "Творец нуждается в человеке, чтобы просветить своё творение", — цитирует Юнга его ученица Родмила Моаканин в книге "Психология Юнга и буддизм", — и эта задача может быть выполнена только в индивидуальной психике, шкатулке божественной искры. … Развитие индивидуальной жизни во вселенной, по всей вероятности, не имеет никакой иной цели, кроме как осознание своей собственной божественной сущности, и поскольку этот процесс продолжается беспрестанно, он представляет собой вечное рождение Бога, или, используя буддийскую терминологию, постоянное появление просветлённых Существ, внутри каждого из которых совокупность вселенной становится сознательной" [31]. Важно отметить, что понятие индивидуации относится не только к развитию личности. Как юнгианский, так и позднее в более широком спектре, процессуально-ориентированный подход Арнольда Минделла, рассматривают это понятие также применительно к индивидуации человеческого сообщества в целом, поля. Юнгианский аналитик Мария-Луиза Фон Франц пишет об этом так: "…к единству может прийти не только отдельная личность, но и всё человеческое сообщество в целом, к тому, что в античности именовалось Антропос. Психологически это значит, что гармонично объединённая общность … будет организована не законами или любыми другими инструментами силы, но по принципу личной взаимосвязи каждого члена группы с Самостью" [39]. Рассматривая путь индивидуации всего человеческого сообщества через прохождение этого пути каждой личностью в отдельности, Юнг делает основной акцент в своей работе на динамику процессов, принадлежащих эго и бессознательному, отражающую движение в сторону обретения целостности (Самости). Сохраняя важность этого динамического процесса, и вводя в этой связи понятия первичного и вторичного процессов, процессуально-ориентированный подход делает вместе с этим ещё один не менее важный акцент на теории единого поля и его эволюции как такового, а не только через эволюцию каждой его части. Такая аналогия основывается на принципе самоподобия макро и микрокосма, рассмотренном выше. Развивая процессуальную психологию от работы с отдельными людьми до работы с малыми и большими сообществами и мировой работы, А.Минделл уделяет большое внимание процессу развития этих сообществ как таковых, переходя к рассмотрению развития по пути индивидуации человечества в целом. Рассматривая единое поле мирового сообщества и вводя практику мировой работы через совместную работу с представителями разных стран, направленную на исследование существующих в мире актуальных проблем (от осознания стоящих за этими проблемами энергий к интеграции этих энергий), процессуально-ориентированная психология вносит огромный практический вклад в это развитие.
2.2. Концепция трёх уровней реальности. Понятие "сновидящее тело".
В процессуально-ориентированном подходе Арнольд Минделл вводит понятие трёх уровней реальности: консенсусный уровень, сновидческий уровень, сущностный уровень, а также рассматривает взаимосвязь между ними. Исходя из концепции неразрывного единства, рассмотренной выше, все процессы, происходящие на уровне консенсусной реальности, в той же степени обусловлены процессами, происходящими на сновидческом и сущностном уровнях, сколь процессы сновидческого и сущностного уровней обусловлены процессами консенсусной реальности. Рассмотрим каждый из этих уровней и взаимосвязь между ними подробнее.
Консенсусный уровень — реальность консенсуса (в русском переводе также употребляется как общепринятая, или обусловленная реальность) — это реальность, в отношении которой достигнуто общее соглашение между людьми (осознанное или неосознанное); как пишет Минделл, — это реальность, "в отношении которой в данной культуре существует молчаливое согласие" [16], "общепринятое представление о том, что "реально". В наши дни это означает то, что можно "объективно" наблюдать в терминах пространства, времени, материи и энергии" [19]. На этом уровне процессуальная работа имеет дело с "реальными" событиями, фактами, проблемами, и нерешёнными вопросами.
"В обыденной реальности вы можете использовать своё обычное внимание, чтобы замечать и разделять с другими свои наблюдения самого себя, других людей, объектов и идей" [25]. Таким образом, к уровню консенсусной реальности относится также наша самоидетнтификация — то, как мы себя определяем, с какими качествами и ролями в социуме мы идентифицируемся. Однако наблюдая себя или других, мы можем заметить проявление не только тех процессов, с которыми мы себя отождествляем, но и тех, что относятся к области бессознательного. Таким образом описанные ниже сновидческий и сущностный уровень являют себя на уровне реальности консенсуса.
Термин "обусловленная реальность" — предложил Ч.Тарт и связал с ним понятие "обыденное сознание", "сознание консенсуса, или согласованное сознание, как напоминание о том, в какой степени наше повседневное сознание сформировано теми общепринятыми соглашениями и убеждениями, которые существуют в нашей культуре … Наше восприятие, наше мышление, наши эмоциональные чувства, наши убеждения и интуиция, наше поведение — все это подвергается мощному формирующему влиянию со стороны социума. И наше обыденное сознание в этом смысле является не "естественным", а приобретённым свойством. Оно становится для нас источником как множества полезных навыков, так и множества безумных и бесполезных страданий" [38]. Понятие обыденного сознания используется в процессуальном подходе как соответствующее уровню консенсусной реальности.
Сновидческий уровень — иногда называемый как "страна грёз" — это содержание бессознательного, "мир, где "Сновидение" (см. далее) впервые проявляет себя в конкретной форме, такой, как дуалистический мир снов, …, образы, ломота и боли в теле, и так далее" [28].
Юнг определяет содержание бессознательного следующим образом: "Это всё, что я знаю, но о чём я не думаю в данный момент; всё, что я осознавал в прошлом, но что теперь забыл; всё, что мои чувства воспринимают, а мой сознательный разум не замечает; всё, что — непроизвольно и не обращая на это внимание — я переживаю, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; и все будущие вещи, которые в данный момент принимают во мне форму и позднее придут к сознанию" [31]. Это удивительно ёмкое описание можно в точности применить к описанию сновидческого уровня, о проявлении которого Минделл в частности пишет: он "проявляется в повествованиях в виде прошлого, будущего, или не-здесь, не-меня" [25].
Сновидческий уровень проявляется через "сновидящее тело" — поле, через которое наше бессознательное пытается донести информацию до нашего сознания. Способы проявления нашего бессознательного могут быть разными: бессознательный материал может проявляться в ночных сновидениях, грёзах, проблемах в отношениях, изменённых состояниях сознания, телесных симптомах, часто происходящих повторяющихся событиях, непреднамеренных сигналах, "призрачных" ролях в историях и мифах отдельных людей, семейных систем, организаций, и др.. Большое значение при рассмотрении этого уровня имеют история, мифы, и события, затрагивающие не одно поколение — то, что имеет отношение к содержанию коллективного бессознательного. "Сновидящее тело" или "тело сновидения — по словам Минделла, — создаётся индивидуальным опытом, личными описаниями сигналов, ощущений и фантазий". Если мы работаем в процессуальном подходе с какой-то конкретной проблемой, то должны быть готовы, что она может проявиться сразу несколькими из перечисленных способов. И с каким бы из этих проявлений мы ни работали, мы выйдем на общую тему, отражающую наиболее актуальный, близкий к осознанию материал из нашего бессознательного. Если, например, бессознательный материал проявляется через телесные симптомы, то "сновидящее тело обычно переживается как помеха реальному телу, и первоначально осознается в форме симптомов" [15]. Стоящий за этим внутренний конфликт можно будет увидеть в соответствующих этому периоду снах, межличностных конфликтах и пр. "Сновидящее тело — это "термин для обозначения совокупной, многоканальной личности. Часть вас, которая пытается расти и развиваться в этой жизни" [22].
К.Г. Юнг пишет о проявлении процессов бессознательного: "время от времени они сами обнаруживают себя — частично в симптомах, частично в действиях, мнениях, аффектах, фантазиях и сновидениях. С помощью такого доступного наблюдению материала мы можем сделать косвенные выводы относительно положения и устройства бессознательных процессов на текущий момент и их развития" [51]. На уровне простой, каждодневной реальности "не проходит и дня, чтобы мы не допустили обмолвку, или чтобы из нашей памяти не ускользнуло что-то такое, что в другое время мы твёрдо помним, или чтобы нас не охватило настроение, причину которого мы не можем установить и т.д. Все это — признаки устойчивой бессознательной активности, которая становится непосредственно видимой по ночам в сновидениях, но лишь время от времени прорывается через запреты нашего дневного сознания" [51].
Таким образом, сновидческий уровень представляет собой содержание личного и коллективного бессознательного и проявляет себя через "сновидящее тело". Материальные аспекты проявления бессознательного (такие как описание содержания ночных сновидений, медицинское описание телесных симптомов, конкретные проявления проблем во взаимоотношениях, констатация факта выхода в изменённое или экстремальное состояние сознания и др.) имеют отношение к консенсусной реальности, субъективные же переживания этих проявлений, стоящие за ними энергии, их глубинный личностный смысл имеют отношение к сновидческому и сущностному уровням. Так, например, субъективные ощущения и внутренний конфликт, стоящий за телесным симптомом, будут относиться к сновидческому уровню. В то время как объективные медицинские данные, соотносящиеся с этим симптомом, относятся к консенсусному уровню. К сущностному же уровню, о котором пойдёт речь дальше, будет относиться энергия, стоящая за сутью и разрешением этого внутреннего конфликта. Освобождение этой энергии даёт возможность интеграции нового опыта и ведёт к расширению сознания.
Работе на сновидческом уровне соответствует глубоко осознанное состояние сознания, внимательное ко всем явным и неявным аспектам происходящего опыта.
Сущностный уровень — "Сновидение" (с большой буквы) — это тенденция; это наше восприятие, предшествующее всем мыслям и ощущениям, которые можно чётко выразить. "Сновидение" предшествует даже снам, которые вам снятся ночью! "Сновидение" — это сила, которая создаёт персонажи снов, и "Сновидение" развёртывается в "Страну грёз"" [25]. На глубочайшем, не двойственном уровне, или уровне "сущности", процессуальная работа имеет дело с ощущением тенденций, со "смутными чувствами и интуитивными догадками, почти не поддающимися словесному выражению" [25]. Их направляющее воздействие на нас можно чувствовать, но нелегко выразить словами. Эта область человеческой жизни порой напоминает едва уловимую атмосферу, окружающую людей и события, атмосферу, которая может ощущаться как движущая сила. Минделл пишет: "Я буду использовать слово Сновидение с заглавной буквы "С", имея в виду использование наших чувственных способностей для распознания возникновения опыта ещё до того, как он сформируется" [25]. "Сновидение" проявляется в повседневной жизни сперва в виде мимолётных несловесных ощущений, настроений и наитий. Позднее оно проявляется в виде устойчивых сигналов, идей и восприятий, а также снов и видений, которые можно выразить с помощью повседневного языка" [25]. Это не двойственный уровень: здесь нет никаких внешних или внутренних конфликтов, и если на этом уровне возникают противоположности, то они носят гармоничный, дополняющий характер. На этом уровне мы можем видеть (чувствовать, ощущать) полную непротиворечивую картину событий, осознавая глубинный смысл единства её частей.
Сущностному уровню в юнгианской психологии можно привести в соответствие понятие самости как образа Бога. В "Ответе Иову" Юнг пишет: "образ Бога, точно выражаясь, совпадает не с бессознательным вообще, а с его определённым элементом, а именно с архетипом самости" [52]. "Самость, наравне со всеми архетипами, обладает парадоксальным, антиномичным характером. Она — и мужчина, и женщина, и старец, и дитя, она и сильна, и беспомощна, и велика, и мала. Самость представляет собой подлинное "complexio oppositorum" (лат.: переплетение противоположностей, определение Бога у Николая Кузанского), хотя это не означает, что в ней самой содержится что-либо противоречивое" [55]. "Самость есть образ Бога или, по крайней мере, самость невозможно отличить от него. В отношении этого ранний христианский дух не оставался в неведении, иначе Климент Александрийский никогда не смог бы сказать, что тот, кто знает себя, знает Бога" [55]. Юнг пишет о том, что "эмпирически самость представлена как игра света и тени, хотя и постигается как целостность и союз, единство, в котором противоположности соединены. Так как такое понятие непредставимо — третьего не дано — то самость оказывается трансцендентальной и в этом смысле". "Когда самость репрезентирует complexio oppositorum, единство противоположностей, она также выступает в виде объединённой дуальности, например в форме дао, как взаимодействия инь и ян…" [52].
Состояние сознания, соответствующее сущностному уровню, Минделл называет "процессуальным умом" или "умом Бога". Процессуальный ум отличен от "обыденного сознания", оперирующего понятиями консенсусной реальности и не стремящегося выйти за пределы восприятия эго-идентичности. Опыт соединения с этим уровнем достигается тренировкой глубокой осознанности при обращении ума внутрь, о чём мы будем более подробно говорить в Главе 5. На этом уровне "вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, ещё не выразившиеся в виде осмысленных образов, звуков и т.п. Эти игнорируемые или маргинализируемые явления представляют собой … дословесные, чувства и ощущения" [25]. "Вам нужно лишь заново натренировать своё внимание воспринимать тенденции, которые почти не поддаются формулировке в понятиях обыденной жизни. Тренировка внимания позволит вам жить в этой невероятной и внушающей благоговение реальности — силе "Сновидения", скрытой за повседневной жизнью" [25]. "Осознаваемость учит вас, что зарождение ваших мыслей, наблюдений и ночных сновидений происходит прямо сейчас, на заднем плане повседневной реальности консенсуса" [25]. Освоение процессуального ума через практику осознанности ведёт к расширению обыденного сознания. Процессуальный ум — это "глубочайшая часть нас самих", которая "происходит от глобального мышления" и "представляет собой переживание нелокальной "открытости" по отношению ко всему происходящему внутри и вне нас [19]. По сути это глубоко осознанное ко всему происходящему состояние сознания, в основе мировосприятия которого находится ощущение глобального единства между всем сущим. Процессуальный ум воспринимает происходящее в каждый момент времени как нужное и важное для всех вовлечённых в этот процесс частей, как импульсы, сигналы, стартующие в своей сути из глобального единства и идущие навстречу друг другу в целях объединения его разделённых частей.
В этой связи интересно отметить, что на уровне проявленной консенсусной реальности сама консенсусная реальность и обыденное сознание существуют раздельно как объект и субъект; на сновидческом уровне происходит сближение сознания и реальности (сознание становится более осознанным по отношению к внутренним процессам, реальность — и внешней и внутренней); на сущностном же уровне происходит максимально возможное сближение сознания (процессуального ума) и наблюдаемых объектов, воспринимаемых в неразрывной связи с наблюдателем. Красивым примером этому восприятию мира служит притча Чжуан Цзы о Бабочке (Приложение 4). Таким образом, можно провести соответствие между различными уровнями реальности, обозначенными в процессуальном подходе, и определёнными состояниями сознания (Табл.2).
Табл.2. Соответствие между уровнями реальности и состояниями сознания.
Юнг также уделяет большое внимание разным состояниям сознания — обычному сознанию, соответствующему эго, и более высокому сознанию, — подчёркивая при этом важность каждого из них. "Сознание нуждается в центре, эго, для которого что-то сознательно. Мы не знаем никакого другого вида сознания, равно как мы не можем вообразить сознание без эго. Не может быть сознания, когда нет никого, чтобы сказать: "Я сознателен". По Юнгу, сознание — "самое замечательное из всех достопримечательностей природы" — существует и естественно стремится к саморасширению по той простой причине, что без него "дела идут менее хорошо". С другой стороны, он говорит о "более высоком сознании", более глубоком и более восприимчивом сознании, соединённом с трансличностной сферой. И, перефразируя утверждение Игнатия де Лойолы, переложив его в психологическую терминологию, Юнг пишет: "Сознание человека было создано для того, чтобы оно могло 1) распознать… что его первоистоки находятся в более высоком единстве…; 2) уделять этому источнику необходимое внимание и уважение…; 3) выполнять его распоряжения с пониманием и ответственностью… 4) предложить, таким образом, психике во всей её совокупности оптимальную степень жизни и развития… По Юнгу, символы полноты, решающие и трансцендирующие противоположности, могут в равной мере быть обозначены терминами "сознание", "самость", "более высокое эго", или же любым другим наименованием. И в самом деле, он утверждает, что "все эти термины являются всего лишь простыми наименованиями для реальностей, которые только одни и имеют вес" [56].
Сейчас, к сожалению, во многих семьях, в отношениях между членами семьи, есть взаимные претензии, обиды, ссоры. Жены обижаются на мужей, мужья недовольны жёнами, а у детей куча претензий к родителям и т.п. Понятно, что придя домой, после...
Анна Попова
Голоса прошлого, влияющие на наше финансовое благополучие сегодня.
Думаю, многие из вас, сталкивались в своём детстве, с негативными убеждениями родителей , на тему финансов. Они могли звучать по-разному: Всех денег не заработаешь. Главное здоровье, а не деньги. Не в деньгах счастье. Я бедный, но гордый. Брать...
Жанна Асеева
SEX-WIFE - Я ХОЧУ, ЧТОБЫ "ХОТЕЛИ" МОЮ ЖЕНУ аспект Марс-Нептун, Венера-Плутон
SEX-WIFE - Я ХОЧУ, ЧТОБЫ "ХОТЕЛИ" МОЮ ЖЕНУ аспект Марс-Нептун, Венера-Плутон Если вы ханжа и супер "прилично-воспитанная" личность, листайте ниже. 🔞Почему я разбираю эти темы?! - Я исследователь! Я изучаю психологию и астрологию в их совместном...
Жанна Асеева
BDSM - АСПЕКТ ВЕНЕРА-ПЛУТОН, ВЕНЕРА-САТУРН, ВЕНЕРА-МАРС
🔞Любите по жестче?))) Астролог глядя в ваш гороскоп - всегда знает, что у вас творится за закрытыми дверями спальни) 😎Давайте разбираться с историей садистов и мазохистов. Садист и мазохист на самом деле это один и тот же человек! 😎В них есть...