Вернуться на главную

Психологические основы процессуально-ориентированного подхода. Часть 3

Дата публикации:
20 сентября 2014

0

(0)

211

0

0

Аватар специалиста Николаев А.Ю., Николаева Е.В

Николаев А.Ю., Николаева Е.В

автор

Психологические основы процессуально-ориентированного подхода. Часть 3

Глава из книги Николаева А.Ю. и Николаевой Е.В. "Процессуально-ориентированная психология: философско-религиозные, психологические и психофизиологические основы метода. Метанавыки работы психолога".

Глава 2. Психологические основы процессуально-ориентированного подхода: психодинамическая парадигма и концепция индивидуации К.Г. Юнга.

Часть 3. Понятие края и краевых убеждений. Принцип "глубинной демократии".

2.4. Понятие края и краевых убеждений.

Выше было рассмотрено, каким образом происходит разделение на эго-сознание и бессознательное и соотнесение этих понятий с понятиями первичного и вторичного процессов. А.Минделл вводит понятие края, разделяющего эти части психики. Край определяется как "граница между первичным и вторичным процессами" [29], "граница между нашим известным миром и непознанным" [30]. "Если клиент остаётся на краю, то терапевт может больше узнать о том, что удерживает клиента от пересечения края" [30]. Как правило, этим удерживающим убеждением является некая сформированная в результате жизненного опыта установка. Само появление комплексов, как уже говорилось выше, связанно с развитием эго-сознания, когда выделяясь из коллективного сознания на ранних стадиях развития, или на этапах развития ребёнка, что по К.Г.Юнгу составляет похожие процессы, человеку приходится сталкиваться с выбором. И делая этот выбор, как лучший в данных условиях для адаптации и приспособлении к жизни, человеку приходится от чего-то отказываться. Для принятия этого отказа, как разрешение конфликта в данных условиях, выдвигается специальная установка. Именно она и является в дальнейшем препятствием на пути принятия вытесненного материала. Чаще всего этими установками являются интроецированные вербальные или невербальные родительскими послания или решение, сознательно или бессознательно принятое в результате воздействия травмирующего события. Эти установки (убеждения) формируют край как "опыт неспособности что-либо делать, ограничений или препятствий в осуществлении чего-либо, мышлении, или общении" [27]. Они определяет границы нашей самотождественности, "предел того, что мы, по нашему мнению, можем делать" [23]. "По одну сторону границы находится наш обычный способ отождествления, а по другую сторону — все нуминозные, таинственные, и непознанные аспекты наших переживаний и потенциальных возможностей" [14].

Минделл классифицирует края на личные (границы личной самотождественности) и культуральные (общепринятые границы, предписанные "нормальным" позициям и поведению в данной культуре). Работа с психологическим миром клиента невозможна без знания культуры системы, в которой он живёт. Другая классификация краёв — на сильные и слабые. "Слабый край — это край, который человек пересекает без большого труда, просто находя его неприятным, смущающим, или слегка пугающим" [21]. Интеграция нового опыта из бессознательного в этом случае не предполагает большого психического напряжения и подъёма большого количества сопротивления первичного процесса. В отличие от этого, работа с сильным краем — это, как правило, работа с глубоко укоренившимися ядерными убеждениями, стоящими за хроническими симптомами, повторяющимися детскими сновидениями, уходом в зависимости и изменённые или экстремальные состояния сознания. Сильный край предполагает защиту самотождественности на уровне ощущения жизни и смерти, полное отрицание каких-либо аспектов собственной психики за пределами этого края. "Сильный край: разновидность отсутствия восприятия чего бы то ни было по другую сторону края. Оно побуждает нас к самым диким и эксцентричным реакциям, которые только можно вообразить. Сильные бровки всегда приносят с собой изменённые состояния сознания" [21].

У К.Г.Юнга нет определённого понятия для границ самотождественности. Однако он говорит, что "в той мере, в какой установка привычна, она есть более или менее устойчивый комплекс функций, с которым эго может более или менее отождествляться" [53]. Таким образом он выражает идею краевого убеждения через установку, формирующую устойчивый комплекс.

Краевое поведение — это "динамический момент, в который нечто непризнанное начинает всплывать на поверхность, и быстро игнорируется или не завершается. На этом этапе, когда пытается возникнуть этот новый опыт, мы нередко меняем тему или начинаем хихикать, выглядеть нервозными, возбуждёнными, (искушаемыми и испуганными), … и сразу смущаемся" [29]. В этот момент происходит борьба между первичным и вторичным процессом, это "место, где ваша самотождественность подвергается сомнению, когда начинает возникать новый процесс. Естественная тенденция поведения на краю — пытаться игнорировать этот новый поток и продолжать идти первоначальным путём" [29]. Юнг пишет об этом таким образом: "Страх и сопротивление являются указателями на прямом пути к бессознательному, и совершенно очевидно, что то, на что они изначально указывают, является предвзятым мнением об этом самом предмете. Абсолютно естественно, что из-за чувства страха человек должен сделать заключение о кроющейся тут опасности, и, на основании желания сопротивляться, предположить здесь нечто отталкивающее" [47]. Эти страх и сопротивление, проявляющиеся тем или иным образом, которые являются для К.Г.Юнга указателями на пути, являются такими же указателями подхода к краю в процессуальном подходе А.Минделла.

2.5. Принцип "глубинной демократии".

Основополагающим принцип процессуально-ориентированной психологии является принцип "глубинной демократии". Принцип глубинной демократии рассматривается по вертикали (применительно ко всем уровням реальности) и по горизонтали (применительно ко всем частям на каждом из уровней). Суть его заключается в том, что какой бы процесс мы ни рассматривали, будь то внутренний психический мир человека, межличностные отношения, общественные системы, мировая работа, необходимо помнить о том, что в каждом моменте процесса важны все его части, как проявленные, так и неявные, и все уровни реальности, на которых этот процесс проявляется: консенсусный, сновидческий, сущностный. Этот принцип очевидным образом базируется на концепции поля, определяющей неразрывное единство и всеобщую взаимосвязь, описанном выше. "В личной жизни это означает открытость ко всем нашим внутренним голосам, чувствам, и движениям — не только к тем, которые мы знаем и поддерживаем, но и к тем, которые нам не слишком хорошо известны и вызывают страх. Во взаимоотношениях глубокая демократия означает наличие текущего осознания наших высочайших идеалов и наихудших настроений" [17]. "В работе с большими группами, глубокая демократия описывает открытость, уважение и понимания фасилитатора ко всем частям группы. Это значит позволять всем различным сторонам группы проявляться и взаимодействовать друг с другом: власти, бунтарям, всем боязливым и молчаливым частям предоставляется форум для свободного выражения" [30]. Глубинная демократия предполагает "открытое и приемлющее отношение ко всем различным частям внутри и вне нас" [29], "это новая процедура осознания, которая уважает все личности, части, и состояния сознания" [18].

Принцип глубинной демократии является по своей сути тем, на чём построена вся система аналитической психологии Юнга. Этот принцип заложен в ней изначально. Основой этого принципа является понятие Самость, как единое, заключающее в себе всё, и выражающееся через усложнение архетипов, "которые доступны сознанию только в той мере, в какой они воплощаются и становятся видимыми" [3]. В этой видимости они начинают проявлять принцип противоположности. Радмила Моаканин в книге "Психология Юнга и буддизм" пишет: "В психологическом плане знаменательность принципа противоположностей зиждется на том факте, что психика представляет собой динамическое единство, саморегулирующуюся систему, где сознание и бессознательное взаимно дополняют друг друга. Если мы будем отрицать первое или второе, это приведёт к пристрастности, к дисбалансу и, фактически, к утрате полноты. "Всегда должны быть верх и низ, жара и холод, и т.д.", — говорит Юнг. "Вопрос не в том, чтобы превратить что-то в свою противоположность, а в том, чтобы сохранить вместе ценности в том виде, в каком они существуют, признавая их противоположную природу". Ничто не отбрасывается, и ничто не рассматривается как абсолютное. Согласно точке зрения Юнга, принципиальной ошибкой было бы воображать, что когда мы видим не-ценность в ценности, или не-истину в истине, ценность или истина перестают существовать. Они только стали относительными. Все, что человеческое, является относительным, потому что всякая вещь располагается во внутренней полярности… Для Юнга "союз противоположностей через Срединный Путь" является одной из "самых фундаментальных характеристик внутреннего опыта" Разрешение противоположностей кладёт конец конфликту и приносит с собой полноту" [31]. Из приведённых цитат видно, что ценность представляют как сами противоположности, так и их союз — интеграция. Только через осознание ценности всех частей нашей психики мы имеем возможность осваивать потенциальность самости.

В процессуальном подходе, работая на сновидческом уровне с сигналами вторичного процесса, мы осваиваем полярности — состояния, свойственные и противоположные нашей идентичности, нашему первичному процессу. Осваивая эти качества, мы учимся привносить их в обыденную жизнь, на уровень консенсусной реальности. Однако если этого опыта недостаточно, либо в случае, когда работа с полярностями в силу сильного травматического опыта для человека слишком тяжела, то мы работаем на сущностном уровне, где происходит соприкосновение с недуальными состояниями, где происходит тот самый "союз противоположностей", рождая некое целое, что является большим, чем простая сумма его частей.

Из рассмотренного выше, видно, что процессуально-ориентированный подход А.Минделла является, в определённом смысле, прямым наследником теории К.Г.Юнга. Его основные понятия абсолютно укладываются в концепцию аналитической психологии, где они, в другой терминологии, полностью разработаны и уложены в единую структуру. С другой стороны А.Минделл обогатил эту теорию, рассматривая её прежде всего в концепции единого поля и делая на этом постоянный смысловой акцент, а также введением огромного количества прикладных техник, каждая из которых имеет своё теоретическое обоснование, не связанное с аналитической психологией. У каждого из них свой путь, для каждого из разработанных ими подходов есть свои обоснования, своя теоретическая база, но в их становлении есть нечто общее. И этим общим является тот путь интуиции, доверия себе и переживание этого пути через собственный опыт при наличии большого количества знаний и при этом полной открытости новому. Часто для нашего ума важно видеть структуру, но она не менее важна, чем интуитивные озарения. В их взаимоотношениях между собой, в этом процессе, заложена все та же идея взаимодействия сознания и бессознательного. Помнить о разных частях и разных уровнях, давая место всему — в этом и заключается основной принцип процессуальной психологии — принцип глубинной демократии.

Психология и психотерапия

Смотрите также