Вернуться на главную

Психофизиологические основы работы в процессуальном подходе

Дата публикации:
15 сентября 2014

0

(0)

910

0

0

Аватар специалиста Николаева Е.В., Николаев А.Ю

Николаева Е.В., Николаев А.Ю

автор

Психофизиологические основы работы в процессуальном подходе

Глава из книги Николаевой Е.В. и Николаева А.Ю. "Процессуально-ориентированная психология: философско-религиозные, психологичесчкие, психофизиологические основы метода. Метанавыки работы психолога."

Глава 3. Психофизиологические основы работы в процессуальном подходе

Телеологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли, и процессуально-ориентированный подход, основной практикой которого является глубокая осознанность и следование процессу, нельзя назвать в полной мере научными. По своей сути, как юнгианский, так и процессуально-ориентированный подходы являются духовными практиками, ориентированными на развитие личности и человечества в целом. Однако духовные практики совершаются человеком в его материальном теле и приводят к изменениям в теле так же, как и в психике. Сегодня этой теме посвящено множество научных исследований. В этой главе мы рассмотрим психофизиологические основы работы в процессуально-ориентированном подходе.

3.1. Понятие каналов.

В процессуальной психологии вводится понятие "каналы", имеющее непосредственное отношение к сенсорным системам человека. Целью введения работы с каналами в практику процессуальной работы является возможность получения наиболее нейтральной информации о происходящих процессах. Информация, основанная на осознавании чувств и эмоций, безусловно, полезна, однако в определённый момент в силу её сильной заряженности, она может не дать возможности раскрыться исцеляющему процессу, идущему из бессознательного, и произойти новому опыту. Обращение осознанного внимания на поток сигналов, происходящих в сенсорных каналах, делает возможным более лёгкое и безопасное движение за процессом, расщепление существующего комплекса и получение доступа к новому опыту.

В различных работах А. Минделл определяет понятие каналов следующим образом:

"Конкретный модус, в котором происходит получение информации; например, зрительный, слуховой, проприоцептивный и кинестетический каналы, канал отношения и канал мира относятся к информации, получаемой, соответственно, посредством зрения, слуха, ощущения, движения, с помощью другого человека или внешнего события" [30].

"Модальность восприятия человека. Один из многих взаимосвязанных модусов восприятия, которые все вместе создают нашу общую способность воспринимать. Каждый канал является относительно независимым" [13].

"Сенсорно-ориентированные проводящие пути, через посредство которых мы воспринимаем. К наиболее общим каналам относятся кинестетический (движение), слуховой, пропроприоцептивный (ощущение) и зрительный" [16].

"Модальности нашего восприятия. В их число входят: Зрительный: восприятие в связи со зрением. Канал взаимоотношений: восприятие информации, как если бы она наблюдалась другим человеком или исходила от него. Канал мира: восприятие информации как происходящей в мире или как отмечаемой миром в целом. Кинестетический: чувство движения. Проприоцептивный: отмечание таких ощущений, как давление, жар, температура. Слуховой: слышание и восприятие информации в форме звука" [15].

Не сложно заметить, что приведённые выше определения и классификация каналов относятся к способам получения информации из окружающего мира, однако базируются на нерядоположенных основаниях. Часть из перечисленных каналов относится к сенсорным системам восприятия, часть имеет отношение к нашему взаимодействию с окружающими людьми и миром. Не совсем чётко определено понятие проприоцептивного канала, называемого также как "телесное чувство" [26]. Сложность составляет также и то, что смешиваются понятия сенсорно обоснованных ощущений и более сложных психических процессов, надстраивающихся над ощущениями: памяти, мышления, воображения, восприятия. В связи с вышеизложенным, в этом разделе мы постараемся провести терминологическое соответствие между понятием каналов в процессуальной психологии и принятой в современной психологической науке классификацией ощущений, формируемых основными сенсорными системами человека. Это позволит, на наш взгляд, дать более точное определение каналов.

Говоря о восприятии информации, прежде всего, необходимо сказать о сенсорных системах. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю информацию, передавать её в мозг и анализировать. С помощью сенсорных систем формируются ощущения и восприятие, происходит контроль деятельности внутренних органов и произвольных движений, обеспечивается необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга. Ощущения определяются как психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств, это превращение внешнего воздействия в акт сознания. Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов. Из суммы отдельных ощущений формируется целостное восприятие.

Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил зрение, слух, осязание, обоняние и вкус в соответствии с "органами чувств". Впоследствии термин "сенсорные (лат. sensus — чувство) системы" заменил название "органы чувств", сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, зрение или слух). В настоящее время расширены представления о видах ощущений человека, можно выделить около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классифицировать ощущения можно по рецепторам, из которых исходит ощущение, по расположению этих рецепторов, по контакту с раздражителем (классификация по Ч. Шерингтону) [34,32].

По расположению рецепторов ощущения можно разделить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интерорецептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Рецепторы, отвечающие за эти ощущения, находятся во внутренних органах. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. К ним относятся органические ощущения (голод, жажда, температура тела, давление, ощущения внутренних органов и др.).

Проприорецептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. К ним относятся статические (ощущение положения тела и частей тела в пространстве, мышечное напряжение и кинестетические ощущения (ощущение движения). Они возникают при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках.

Экстерорецептивные ощущения являются третьей и самой большой группой ощущений. Рецепторы, отвечающие за эти ощущения, расположены на поверхности тела. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято также условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела. К ним относятся вкусовые ощущения и кожные ощущения. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся обонятельные, слуховые и зрительные ощущения.

Приведённые выше основания и принципы классификации помогают, на наш взгляд, сгруппировать все виды ощущений в системы и увидеть их взаимодействие и связи.

Таким образом, в соответствии с этой классификацией становится понятно, что к "проприоцептивному" каналу в процессуальной психологии могут быть отнесены интероцептивные, статические проприоцептивные и часть экстероцептивных (кожные) телесные ощущения. Телесные же ощущения, связанные с движением (кинестетические проприоцептивные) отнесены к "каналу движения". Все остальные экстерорецептивные ощущения отнесены к различным другим каналам получения информации: визуальному, аудиальному, обонятельному, вкусовому.

Исходя из вышеизложенного, приведём таблицу соответствия каналов в процессуальной психологии и сенсорных систем восприятия человека (табл.5).

Табл.5. Соответствие каналов в процессуальной психологии и сенсорных систем человека.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы "воротами" нашего познания. В этой связи представляется важным отметить также, что в процессуальной психологии каналы рассматриваются концептуально шире, чем ощущения, получаемые непосредственно через сенсорные системы. Например, к визуальному каналу относят не только зрительные образы, воспринимаемые в настоящий момент из внешнего мира, но также и образы, возникающие в нашей памяти, воображении, и даже визуальные галлюцинации. Аналогично к аудиальному каналу будут отнесены как слышимые звуки или речь, так и внутренние диалоги и т.п.

Таким образом, канал может быть определён как способ получения информации о себе и окружающей действительности как непосредственно через определённую сенсорную систему, так и посредством активации более сложных познавательных процессов (восприятия, представления, памяти, мышления, воображения), соотносящихся с этой сенсорной системой.

Рассмотрим каждый из каналов, определяемых в процессуальной психологии, более подробно:

  • Визуальный канал. Основной объём информации о внешнем мире человек получает через зрительный канал, обеспечивающий зрительную ориентировку в пространстве. Поэтому роль зрительного анализатора для психических функций человека трудно переоценить. С помощью зрительного анализатора можно выделить предмет из общего фона. Характеристиками образов, воспринимаемых в визуальном канале, являются яркость и цвет. К визуальному каналу относятся зрительные образы, видимые непосредственно здесь и сейчас, возникающие в памяти, воображении или сновидениях, а также визуальная галлюцинаторная продукция.
  • Аудиальный канал. Слуховая система, или слуховой анализатор человека, — это совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удалённости источника звука, т. е. осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве. Как известно, звук характеризуется четырьмя основными физическими параметрами, которым соответствуют определённые физиологические параметры слуховых ощущений. Характеристиками звуков, воспринимаемых в аудиальном канале, являются интенсивность (громкость), частота (высота звука), длительность, звуковой спектр (тембр звука). Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет ещё одно очень существенное свойство: на её основе формируется человеческая речь. Поэтому внутри слуховой системы выделяют две самостоятельные подсистемы: неречевой слух, т. е. способность ориентироваться в неречевых звуках (в музыкальных тонах и шумах); речевой слух, т. е. способность слышать и анализировать звуки речи (родного или других языков). И то и другое мы относим к аудиальному каналу. К аудиальному каналу относятся звуки и речь, слышимые непосредственно здесь и сейчас, внутренние монологи и диалоги, всплывающие из памяти звуки, мелодии, слова, речь, а также слуховые галлюцинации.
  • Обонятельный канал. Обонятельный анализатор — сенсорная система, осуществляющая анализ пахучих веществ, которые воздействуют на слизистую оболочку носовой полости. Человеку в современном мире нет большой необходимости следовать обонятельным ощущениям, ориентируясь в окружающей среде. Функция обоняния у современного человека во многом замещается зрением и слухом. В этой связи данный канал редко используется в процессуальной работе. Однако обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качества пищи, а также предупреждает об опасной для организма воздушной среде. Также приятные или не приятные запахи часто вызывают разного рода ассоциации. Поэтому вовсе исключить этот канал не представляется возможным, он также важен в процессуальной работе. К обонятельному каналу относятся запахи, ощущаемые непосредственно здесь и сейчас, возникающие в памяти, представляемые в воображении, а также галлюцинаторная продукция, связанная с обонятельной системой.
  • Вкусовой канал. Вкусовой анализатор определяет формирование вкусовых ощущений. С помощью вкусового анализатора оцениваются различные ка­чества вкусовых ощущений, сила ощущений, которая зависит не только от силы раздражения, но и от функционального состоя­ния организма. Этот канал также редко используется в процессуальной работе. К вкусовому каналу относятся непосредственно ощущаемый вкус, воспоминания о вкусовых ощущениях, воображение вкусовых ощущений и пр.
  • Проприоцептивный канал. Общая телесная чувствительность занимает особое место среди разных видов чувствительности и филогенетически является самой древней — это комплексное понятие, объединяющее несколько видов чувствительности, о чём говорилось выше. Она, по-видимому, биологически более значима, чем специальные виды чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус. Отсутствие специальных видов чувствительности совместимо с жизнью, отсутствие же общей, кожно-кинестетической чувствительности — нет. Если представить существо, лишённое способности воспринимать окружающий мир через кожную и кинестетическую рецепции, то такое существо просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных, опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения. По этой и другим причинам, о которых мы будем говорить далее, проприоцептивный канал — это один из самых важных каналов в процессуальной работе. "Работа со "сновидящим телом" подчёркивает телесное чувство, или проприоцепцию" [26]. К проприоцептивному каналу относятся все телесные ощущения, вызванные как внутренними происходящими в теле процессами, так и непосредственным внешним физическим воздействием.
  • Двигательный канал (канал движения, кинестетический). Этот канал также является одним из основных в процессуальном подходе, поскольку позволяет человеку не только получать информацию о двигательной составляющей собственного тела, но и посредством движения предъявлять себя внешнему миру. К двигательному каналу относятся ощущения, связанные с произвольными или непроизвольными движениями собственного тела.

Помимо каналов, связанных с сенсорным восприятием, в процессуальной психологии выделяют более сложные каналы: канал отношений и канал мира. По сути, каналы сенсорного восприятия являются субканалами для каналов отношений и мирового. Поясним это на примерах.

Мы говорим о работе в канале отношений, когда речь идёт о фиксации нашего сознания на информации, касающейся межличностных отношений. Например: клиент говорит о том, что все люди его критикуют, что он постоянно замечает их критические взгляды в свою сторону. Информация здесь приходит в канале отношений и воспринимается через визуальный канал. Другой пример: клиент говорит о том, что последнее время люди очень агрессивно на него реагируют, его постоянно толкают, наступают на ноги, причиняя физическую боль. Информация здесь приходит в канале отношений и воспринимается через проприоцептивный канал.

Мы говорим о работе в канале мира, когда речь идёт о фиксации нашего сознания на информации из окружающего мира, имеющей для нас определённого рода направленность. Например, клиент говорит о том, что последнее время он постоянно слышит по радио, по ТВ о разных ужасных событиях, звук сирены проезжающих мимо машин скорой помощи стал тревожить его и будить по ночам. Это канал мира, воспринимаемый через аудиальный канал.

Рассматривая каналы в соотнесении с первичными и вторичными процессами, в процессуальной психологии вводятся понятия занятых (находящихся в фокусе сознания) и незанятых (не находящихся в фокусе сознания) каналов. Первичный процесс соотносится с занятыми каналами — каналами, в которых мы в настоящий момент воспринимаем информацию о себе или окружающем мире, причём эта информация соответствует процессам, с которыми мы себя отождествляем. Например, "я пою и танцую" (занятый аудиальный канал и канал движения), "я рассматриваю картину" (занятый визуальный канал). Вторичный процесс соотносится с незанятыми каналами — каналами, в которых происходят не осознаваемые нами в настоящий момент процессы. Например, непроизвольное, не замечаемое нами движение ноги (незанятый канал движения), периодически возникающее напряжение мышц (незанятый проприоцептивный канал) и пр.

Необходимо также отметить, что восприятие информации в разных каналах носит субъективный характер, так как зависит не только от возможности мозга и сенсорных систем человека, но также и от особенностей самого человека, его развития и состояния. Ощущения и восприятие опосредованы знаниями человека, исходящими из его личного опыта и общественно-исторического опыта человечества. Таким образом, работая с информацией в разных каналах, мы имеем дело с субъективным опытом человека.

3.2. Система целостного опыта.

Говоря о принципе глубинной демократии применительно к нашему опыту, необходимо отметить, что в уже приобретённом или в настоящем моменте приобретаемом опыте важны все его составные части: реакция тела, эмоциональная/чувственная реакция, смысловое переживание. Эти части целостного опыта могут быть проявлены в различных каналах, рассматриваемых в процессуальной работе, непосредственно (например, телесные ощущения — через проприоцептивный канал) или опосредовано (например, эмоции — через связанные с ними образы, телесные ощущения, движения).

Работа с целостным опытом присуща многим психологическим подходам. Юджин Джендлин, создатель пациенто-центрированной психологии, ввёл понятие "телесного чувствования" переживаемого опыта и обратил внимание на то, что при обращении внимания на телесные ощущения, приходят раскрывающие их смысл, связанные с ними слова (фразы или изображения) [5]. Питер Левин, основываясь на понятии Джендлина "телесное чувствование", а также используя концепцию триединой эволюционной модели мозга Пола Мак Лина, в работе с психической травмой, использует систему целостного опыта SIBAM (по первым буквам английских названий — телесное ощущение, образ, поведение/движение, аффект, смысл) [9]. Метод Хакоми®, работая с ядерными системами убеждений, основывается на принципе единства тело-разум-дух и предполагает работу со всеми составляющими частями опыта, включая телесные ощущения, чувства, смыслы, приходящие образы и т.д. Такое рассмотрение целостности нашего опыта имеет смысл с точки зрения психофизиологии. В своей статье "Принципы Хакоми" Инге Миллерап Брукхиллс рассказывает о результатах обширного исследования американского нейрофизиолога и биохимика Кендис Перт в области психонейроиммунологии: "она пришла к выводу, что всякий раз, когда у нас есть мысль, в тело высвобождается химическое вещество. Она рассматривает это, как химическое проявление эмоций, молекулы, работающие передатчиками, между физическим телом и сознанием, или разумом". Множество эмпирических исследований в области психофизиологии подтверждает, что активность в области сознания отражается на уровне тела через различные физические проявления, такие как мышечные напряжения, изменения сердечного ритма и пр. Активность в любой из областей, будь то наши эмоции, приходящие к нам мысли, телесная активность, имеет своё отражение на всех остальных областях [приводится по 11].

Говоря о целостном опыте, о взаимосвязи нашего сознания, телесных и эмоциональных переживаний, мы говорим не только о текущем, настоящем опыте, но и о памяти об уже пережитом опыте. Эдвард дэ Боно в своих исследованиях в области физиологии и психологии показал, как нейронные сети мозга формируют паттерны, служащие основой восприятия [6]. В этих исследованиях показаны также различные свойства паттерна, одно из которых — его способность активизироваться целиком при активизации любой своей части. Согласно исследованиям Кендис Перт "нейропептидные рецепторы не только получают и передают текущую эмоциональную информацию, но также хранят память о частоте и интенсивности прошлых эмоциональных активаций. Основа тела — это склад хранения эмоций, связанных с сохранёнными паттернами в периферической системе тела. Такое хранение эмоций и эмоциональных решений, в виде памяти внутри рецепторов, может быть "запущено" или активировано настоящими событиями и настоящими переживаниями, и, в свою очередь, может повлиять и эмоционально окрасить сами эти переживания. Память рецепторов — это нейро-импульсы, психонейроиммунологическое проявление ядерных организаторов опыта" [11]. Исследования зеркалиных нейронов Иохима Бауэра, о которых мы будем говорить в следующем разделе, также подтверждают, что целостный запечатлевающийся на уровне нейронных связей опыт включает телесные ощущения, эмоциональную окраску, поведение (последовательность действий).

Работа с целостным опытом и системами убеждений, организующими этот опыт, присуща в полной мере процессуальному подходу, раскрывающему целостный опыт через работу с информацией в различных каналах, а работу с ограничивающими установками — через работу с краевым поведением.

_____________________________________________________

*Американский нейробиолог "Кэндис Перт обнаружила, что в клетках лимбической эмоциональной части головного мозга, концентрация рецепторов нейропептидов, "химического вещества эмоций" (гормонов), в сорок раз больше, в чем любой другой части головного мозга или тела и, следовательно, эта часть является основной при обработке эмоций" [11].

3.3. Паттерны поведения и краевые убеждения.

Опыт, который мы приобретаем в процессе нашего развития, довольно часто бывает обусловлен травматическими переживаниями (травмами развития или шоковыми). Шоковые травмы связаны с незавершённой реакцией на событие, несущее угрозу жизни или целостности и нарушающее внутренний защитный барьер психики. Травмы развития связаны с запечатлевшимися в нашем сознании повторяющимися реакциями внешнего окружения на наши действия и поступки. Эти травматические переживания оказывают существенное влияние на нашу повседневную жизнь, поскольку создают основания для функционирования устойчивых паттернов поведения. В период своего формирования этот опыт помогает нам выжить и/или адаптироваться к существующим условиям, вытеснив ту часть нашего проявления, которую нет возможности реализовать в этих условиях, и мобилизовав защитные ресурсы психики.

Вытесненный опыт физиологически также включает в себя нейро-мышечную, нейро-импульсную и нейро-химическую активность, связанную с состоянием тела, мыслей, чувств, и он также непосредственно связан с субъективным опытом контекста межличностных отношений. Этот опыт также запечатлевается в виде устойчивых нейронных связей, связывающих воедино все его составляющие. Так формируется комплекс. Комплекс (лат. Complex — связь, сочетание) — в психологии понятие, обозначающее "формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека" [33]. Введено понятие комплекс Карлом Густавом Юнгом. В своей книге "Обзор теории комплексов" Юнг пишет: "Этимологией их происхождения зачастую является так называемая травма, эмоциональный шок или нечто подобное, что откалывает небольшой кусочек психе. Естественно, одной из наиболее распространённых причин служит моральный конфликт, целиком возникающий из относительной невозможности полного самоутверждения сущности субъекта. Такая невозможность предполагает непосредственный раскол, независимо от того, известно ли об этом сознанию, или нет" [47]. Сознательно или бессознательно в результате сильного внешнего воздействия мы принимаем некое "решение" (краевое убеждение), отказываясь от какого-либо своего проявления. Происходит внутренняя психологическая разделённость: краевое убеждение выполняет функцию фильтра между сознанием и бессознательным. Краевая система убеждений будет стоять на грани эго-идентичности и вытесненного в бессознательное материала (на краю между первичным и вторичным процессом), она будет способствовать гомеостазу во благо безопасности первичной идентичности и препятствовать получению и проявлению нового опыта, ведущему к нашему развитию и расширению этой идентичности. Таким образом, краевые убеждения устанавливают пределы для раскрытия потенциала ментального, эмоционального, телесного и духовного опыта. Они формируют привычки и стереотипы мышления, чувств и поведения. Краевые убеждения полностью или частично определяют наше восприятие и опыт в настоящий момент, и нашу интерпретацию этого опыта. "Это не я", — говорит отныне наше эго-сознание (наш первичный процесс), окрашивая вытесненный опыт в негативные краски и ассоциируя его с неприятными образами, людьми или событиями. С этого момента для эго-идентичности этот отброшенный в бессознательное (за край) опыт, этот "кусочек психе", эта "потерянная часть души" будет представлять опасность. Наше бессознательное будет проецировать её на невыносимых людей, представлять в сновидениях в виде ужасных персонажей, привлекать внимание в виде непереносимых событий в мире и пр.

Необходимо помнить, что в тот момент, когда происходит эта внутренняя психологическая разделённость, это является единственно возможным для нашей психики. Проходит время, необходимая в период её формирования краевая ограничивающая система убеждений, начинает тормозить наше развитие, автоматически срабатывая на уровне паттернов поведения, обусловленных устойчивыми нейронными связями, там, где в этом нет уже жизненной необходимости. В то же время укрепляется наша эго-идентичность (первичный процесс), нарабатывая множество ресурсов, и у нашей психики становится достаточно сил, чтобы, как говорят шаманы, вернуть потерянную часть нашей души. Давление бессознательного увеличивается, разворачивается внутренний конфликт между сознательными, а порой и неосознаваемыми, установками и бессознательными процессами. Костюм из некогда необходимых нам психологических защит становится нам мал и трещит по всем швам. Сигналы из нашего бессознательного, нашего вторичного процесса, всё чаще неосознанно проявляются в различных каналах, например, через мимику и жесты, тон голоса, неосознаваемые движения и пр. "Комплексы ведут себя подобно Декартовым чертям, и, похоже, получают удовольствие от своих проделок", — пишет Юнг. "Они подсовывают не то слово в чей-то рот, они заставляют забыть имя человека, которого как раз кому-то надо представить, они вызывают зуд в горле как раз в момент самого тихого фортепьянного пассажа во время концерта, они заставляют позднего визитёра, крадущегося на цыпочках, перевернуть с грохотом стул. Они заставляют нас поздравлять с чем-то людей на похоронах, вместо того, чтобы выразить соболезнование, они подстрекают нас на все то, что Ф.Т.Фишер приписывает "непослушному объекту", "комплексы являются архитекторами снов и различных симптомов" [47].

Будучи вытесненным в бессознательное, комплекс во многом управляет нашими реакциями. Наши привычные поведенческие реакции, обусловленные устойчивыми нейронными связями, наши паттерны взаимоотношений, основанные на этих реакциях, будучи неосознанными, постоянно циркулируют в нашей жизни. "Чем же, наконец, является с научной точки зрения "чувственно-окрашенный" комплекс? Это образ определённой психической ситуации, которая сильно эмоционально акцентуирована, и к тому же несовместима с привычной позицией сознания. Этот образ имеет мощное внутреннее соответствие, и присущую только ему целостность, и, вдобавок, относительно высокий уровень автономности, а значит, подлежит только ограниченному контролю сознательной мысли, и ведёт себя как одушевлённое чужеродное тело в сфере сознания. Комплекс обычно подавляется усилием воли, но его существование не подвергается серьёзной опасности, и при первой же возможности проявляется с прежней силой" [47]. "Даже самая трезвая оценка феноменологии комплексов не может обойти поразительный факт их автономии, — пишет Юнг, — и чем глубже проникаешь в их природу, — я бы даже сказал, в их биологию, — тем больше они раскрывают себя как осколочные психе" [47]. Процитируем А.А. Ухтомского: "Если вам не нравится ваше поведение, то довольно бесплодная задача бороться с ним, атакуя его доминанты* "в лоб". В результате будет, вернее всего, только усиление укрепившейся доминанты. Это потому, что за ней есть укрепившиеся физиологические основания, своя история и инерция. Целесообразней искать условий для возникновения новой доминанты — не пойдёт ли она рядом с первой. Если пойдёт, то первая сама собой будет тормозиться, и, может быть, сойдёт на нет" [35]. Наработанный нами опыт важен, и он всегда останется с нами, и ещё не раз сможет быть нам полезным в определённых ситуациях. Нейронные связи невозможно разорвать. Однако, если этот опыт начинает нас ограничивать, мы всегда имеем возможность наработать новые связи и, закрепив их на новом опыте, сделать их столь же устойчивыми. И тогда в момент возникновения триггерной ситуации мы перестаём быть захваченными нашей единственно возможной реакцией. У нас появляется возможность заметить прежнюю реакцию, новую реакцию, и сделать осознанный выбор. В нашей жизни появляются новые возможности. Начинается ассимиляция нового опыта. Наша эго-идентичность расширяется. Мы делаем ещё один шаг на пути нашей индивидуации.

Именно поэтому в процессуальной работе мы не отбрасываем никакой опыт. Мы помогаем нашим клиентам в осознавании ресурсов их первичной идентичности, в осознавании краевой системы убеждений и необходимости её существования на определённом этапе развития в определённых ситуациях. Через принятие и привнесение осознанности в текущее переживание, через следование за процессом клиента, мы создаём комфортные и безопасные условия для возможности проявления и интеграции бессознательного материала (вторичного процесса), и получения нового необходимого на данном этапе развития опыта.

3.4. Интеграция нового опыта.

В соответствии с вышеизложенным необходимо отметить, что для того, чтобы новый опыт и желаемые изменения действительно пришли в нашу жизнь, а не остались просто вспышкой озарения, полученной на тренинге или сессии, необходимо два условия:

  • новый опыт должен быть целостным, то есть осознаваемым на уровне телесных ощущений, чувств, смыслов;
  • новый опыт требует многократного повторения, постоянного отслеживания и применения в реальной жизни (консенсусной реальности) — это необходимо для наработки новых столь же "ярких" нейронных связей, как связи, обеспечивающие наши прежние реакции.

Фаза интеграции нового опыта в процессуальной работе занимает важное и обязательное место и состоит, соответственно, из двух этапов.

  • Новый опыт проживается во время сессии во всех каналах, затрагивая телесные ощущения, чувства, новые приходящие смыслы или фразы, образы связанные с этим опытом. Доступ ("ворота") к этому новому опыту у каждого человека может быть свой. Это зависит от ведущей репрезентативной системы* человека. Человек с ведущей визуальной системой восприятия сможет вспомнить этот опыт и соединиться с ним через образ, кинестетик — через позу, движение и телесное ощущение и пр. Вне зависимости от того, что является "воротами" в этот опыт, он должен быть воспроизведён полностью, целостно.
  • Новый опыт, как правило, приходит при работе на сновидческом или сущностном уровнях. Прожив и закрепив его во всех каналах на сессии, необходимо привнести его на уровень консенсусной реальности, начать применять и практиковать его в нашей обыденной жизни. Наши прежние наработанные реакции похожи на широкие дороги, протоптанные в лесу. Новые — на робкие тропинки, которые мы прокладываем на сессиях процессуальной работы. Чтобы они стали такими же дорогами, чтобы у нас действительно появился выбор, необходимо по эти тропинкам ходить.

Для того, чтобы создать комфортные и безопасные условия для возможности проявления в поле сознания и интеграции бессознательного материала (вторичного процесса), и получения нового необходимого опыта, терапевту (фасилитатору), работающему в процессуальном подходе, помимо теоретических знаний и технических навыков работы, необходимы метанавыки, которые основываются на ведущем принципе глубинной демократии, и определяют его терапевтическую позицию.

Психология и психотерапия

Смотрите также