Вернуться на главную

Провокативный подход через Игривость, или почему некоторым вход запрещён

Дата публикации:
22 июля 2020

0

(0)

221

0

0

Аватар специалиста Сергей Саута

Сергей Саута

автор

Провокативный подход через Игривость, или почему некоторым вход запрещён

Почему провокативный подход часто находится под осуждением психологов? Почему не много специалистов способны в нём работать? Начнём!

Одно из самых основных личностных свойств, которое требуется для провокативного психолога/коуча, это развитая на необходимом уровне Игривость (Playfulness).

Немного об игривости, и её уровнях, и потом о связи на практике с Провокативкой.

Игривость — это способность/состояние быть в игре. Способность Играть.

А вот игра — это созданное виртуальное (психо-эмоциональное) пространство со своими правилами, смыслами, участниками и своей реальностью.

Пример, игра футбол

Это состояние, в котором находятся взрослые люди, которые, отключив свои критические/аналитические способности, находятся в своей реальности. Там взрослые мужчины, 22 человека, бьют ногами надутый резиновый шар и хотят попасть этим шаром между металлическими рейками.

Чаще всего это делают для радости, особенно в детстве, когда шар попадает между нужными рейками. Тот, кто шаром попал между реек — начинает кричать, а другие бегут его обнимать, а те, кто смотрят, начинают свистеть и бить себе рукой об руку. А есть и такое, где этим людям, которые пытаются попасть шаром между реек, платят по сотни миллионов долларов в год и продают билеты и трансляцию на эти шоу за миллиарды долларов. И теперь расширьте понятие Игру — это больше, чем просто спорт!

Я специально описал это с позиции нейтрального наблюдателя, чтобы мы прочувствовали: игра — это реальность внутри реальности. Нечего с правилами одной реальности лезть в другую, там свой мир. Помните, в старом фильме Хоттабыч раздал мячи всем футболистам, чтобы они не бегали за одним мячом. Это пример того, как попытался перенести смысл с одной реальности в другую. Нечего лезть в другую игру со своими смыслами. Там — территория других смыслов! Возможно, Берн с его Транзактным Анализом вам в прошлом это помог понять.

Игривость же — это умение войти в Игру, включить это состояние Игры и увидеть либо чужую игру, либо свою собственную создать. Без Игривости человек будет или не видеть/не понимать Игру другого или не будет способен сам создать Игру и вовлечь в неё другого.

Мы на протяжении многих лет исследуем Игривость. В гугле можете ввести игривость и Саута (Playfulness and Sauta), увидите кучу статей, есть и куча курсовых, диссертация, и опросник, и метафорические карты. Это офтопик, будет интересно поисследуйте.

Уровни развития

Итак, мы создали следующие уровни развития этой способности состояния личностного свойства Игривости.

Есть три уровня:

  1. Начинающий — А.
  2. Средний — B.
  3. Продвинутый — С.

Отдельно стоит рядом уровень Д — это уровень мастера.

Добавим промежуточных уровней и опишем их.

Начинающий — А.

  • A (минус 1) — вне игры. Не способен ни узнавать Игру, ни тем более создавать свою.

"Что происходит? Что он делает? Как так можно?" Очень серьёзный, рациональный, "взрослый" человек.

  • A0 — beginner level. Способность узнавать игру Другого, но не более.

"А это игра такая у него!" Это такой анализатор, по-прежнему не способный к Игре, но способен увидеть, что другие играют, хотя, скорее всего, не одобрит этого.

  • A1 — elementary level, способность признавать нормальность игры и своё право на игру.

Зачастую это либо "самодур", либо очень плохой манипулятор.

  • A2 — pre-intermediate level, способность признавать нормальность и право Другого на игру.

Зачастую: очень наивный, простой человек, который вовлекается в игры других людей, не понимая, что там могут быть и скрытые смыслы/выгоды.

Средний — B:

  • B1 — intermediate level, способность включаться в игру Другого.

"А, вы в это играете? Я с вами!"

  • B2 — upper intermediate level, способность создавать свою игру.

"Сейчас вам расскажу, какую игру я придумал, вот такой у меня план!"

Продвинутый — С:

  • C1-advance level, способность вовлекать в свою игру Другого.

"Вот моя игра, а вот что можно сделать, чтобы и другие захотели в неё поиграть, вот как их вовлечь в мою игру".

  • C2 — fluent, способность играть не только ради игры.

"Вот я создал игру и вовлёк других, но пока они играют, я параллельно с этим ещё пару целей достигну (либо обучу их, их подлечу их, либо нагреюсь на них…)".

Д — уровень мастера. Это уровень, когда вы смотрите на человека и видите, что он не играет. Вам кажется, что человек или сумасшедший (или очень странный), или что-то рядом.

  • D1 фьюг — роль, игра этого состояния.

"Притворяясь сумасшедшим, чтобы другие подумали, что я неадекват, а я в это время хочу достичь своих целей".

  • D2 фьюг — состояние, вход в это состояние.

"Я так заигрался в притворство неадекватом, что на время сам забыл, что я играю, и полностью вошёл в состояние странного/сумасшедшего".

  • D3 — native, фьюг — личность, жить в этом состоянии.

Мы видим со стороны личность человека, который постоянно во внутренней игре. У него свои смыслы, свою юмор, свои поступки, и окружающие не могут понять, что и зачем он делает.

Потренируемся на примерах?

Все, наверняка, смотрели фильмы Марвел по комиксам — "Железный Человек", "Мстители" и т.д.

  • Начинающий — А.

Капитан Америка, Росомаха, Тор — эти герои не способны увидеть юмор других, игру другого, у них минимальная способность к Игре. Более того, у них всех желание достигать результатов только прямыми путями, через правду или силу. "Я ему расскажу, и он поймёт". "Я возьму молот и пойду без какого-либо плана прямо на противника в его лагерь". Никакого понимания, что есть и другие способы действовать.

  • Д — уровень мастера.

Дедпул, Локи — они живут в своей Игре, и другие люди только персонажи в их Играх. Игра для них — это вся жизнь, нет времени, когда они вне игры. Там всегда схемы, приколы, шуточки, смешки, махинации, и зачастую без особой потребности, они просто по-другому не могут. И, да, со стороны окружающим кажется, что это пациенты психбольницы.

  • Продвинутый — С.

Доктор Стрендж, Тони Старк "Железный Человек" — они способны создать Игру и вовлечь Другого, чтобы решить трудные ситуации. Они "в вариантах", они также в схемах, они также в своих смыслах, но они способны выйти из этого состояние и провести адекватную дискуссию, вести бизнес, управлять компанией, людьми и т.д.

Сейчас не будем трогать Тёмную сторону игривости, это тема отдельной статьи. Сейчас мы не ставим знак "Плюс" или "Минус" перед Игривостью.

Итак, Игривость и Провокативный Подход

Психологи не смогут освоить этот метод, находясь на уровне Игривости ниже С2. Провокативный подход — это умение создать игру именно для этого клиента, и так, чтобы и он понял, что эта игра, и научился в этой игре, а не только просидел-проржал час сессии.

Умение создать Игру не только ради самой игры и вовлечь в неё Другого — уровень С2.

Клиент, который на уровне А0 или даже на уровне А — минус 1. Не способен увидеть игру. Не способен увидеть и понять, что тут происходит на сеансе. Наверное, такому клиенту будет непросто. Но!

Игривость — это наше свойство — оно наше наследства с детства, с ведущей деятельности детства — Игры. И именно там заложен был фундамент для этой способности. Поэтому практически все люди обладают ею. Другое дело, они могут быть не в том состоянии, настроении, чтобы играть. Тут потребуется мастерство Провокатевта.

И ещё, Френк Фаррелли начинал свою практику именно в психиатрической больнице, с психотиками. Людьми, казалось бы, самыми неудобными для игры и тем более, для понимания Игры провокатевта. А нет! Фрэнк так и не встретил клиента за свою жизнь, кто не способен был бы Играть в провокативный подход. Может, потому, что Игра находится "под" или "до" Рациональной части нашего поведения. И если есть проблемы с мышлением, то эмоциональное вовлечение всё равно способно забрать человека в эту искусственную реальность Игры? Как идея!

Ну и в комментариях под статьями по провокативке или в постах, где провокатевт работает с запросом клиента в группах, можно увидеть коллег-психологов, которые вошли в состояние А0 или А-1, и из этого состояния начинают: как можно? (Далее все комментарии взяты из всего лишь одного кейса.)

"Троллинг зачётный, но не тогда, когда автору плохо, и она действительно просит совета".
"Женщина выгорела с тремя, а вы советуете родить ещё? Гениально! Почему нет шуток про мужскую логику, а только про женскую?"
"Коммент ни о чём/банальный/глуповатый".
"Вы вообще нормальный?"

Не смогли понять Игру (несмотря на то, что сам клиент заценил, написал благодарность, сказал, что сам понял новое о себе). Психологи были в своей Игре и не увидели, что здесь идёт игра другого. И что вообще идёт Игра! Они на полном серьёзе начали опровергать нелепейшие доводы провокатевта. Просто был и в другом состоянии, или, если давно/долго были в этом состоянии, возможно, это уже сказалось и на свойствах личности по отношению к Игре.

Главный посыл этой статьи состоит в подсветке связи Игривости и Провокативного Подхода. И критичности этого свойства именно для этого Подхода.

Как можно развивать Игривость психологу? А как диагностировать у клиентов? А как… Продолжение с ответами на эти и другие вопросы будет в следующих статьях. А пока, чтобы не пропустить наши кейсы и приёмы Провокативки, следите за нашими статьями.

Психология и психотерапия

Смотрите также