Вернуться на главную

Провокативный коучинг/терапия вообще и в сериале "Триггер" в частности

Дата публикации:
20 июля 2020

0

(0)

383

0

0

Аватар специалиста Сергей Саута

Сергей Саута

автор

Провокативный коучинг/терапия вообще и в сериале "Триггер" в частности

Цель этой статьи — собрать ответы на самые часто задаваемые мне вопросы о провокативке.

Ну вы поняли, достало повторять одно и то же.

"Дело в том, что она не всем подходит".

Это высказывание — лидер. Звучит оно зачастую от людей, которые никогда не были ни клиентами провокативного терапевта/коуча, ни тем более в роли такого специалиста.

Провокативная терапия/коучинг/консультация — тут всё в одном, "смешались кони-люди", и отличать мы эти виды не будем, нам оно ни к чему.

Беседа (сейчас пока только беседы затронем), где используется провокация. Я придумал слово "провокатевт", чтобы объединить всех этих специалистов (коучей, психологов, психотерапевтов, консультантов) в одно короткое слово.

Провокация — намеренное подначивание, издёвка, подшучивание над человеком с целью подтолкнуть его к реакции, действию. Толкнуть. Потянуть. Дёрнуть. Вырвать его из обычного образа действий и мышления.

Пример такого разговора:

Провокатевт: "В чём проблема?" (Именно эта фраза начинает все беседы провокатевта.) Клиент: "Я тяну часто с принятием решений". Провокатевт: "Ну так ты философ, это хорошо. Ещё что-то беспокоит или только это?"Клиент: "Та нет, я не философ, это просто доставляет мне много проблем, то что я откладываю принятие решений". Провокатевт: "И какие проблемы это тебе доставляет, "философ"?"Клиент: "Та куча, ну вот самая главная"…

Что тут произошло?

Провокатевт всегда работает с проблемой клиента. Именно её он вызывает своим вопросом. И когда клиент называет эту проблему, провокатевт становится на сторону этой проблемы. Он её начинает защищать. "Это не проблема, это твоё преимущество!" В ответ клиент начинает нападать на проблему, постепенно вытаскивая из себя причину этой проблемы, её последствия, смотрит на неё с разных ракурсов.

Или же он начинает оправдывать самого человека. Смотрим.

Клиент: "Та куча (проблем), ну вот самая главная, я часто не успеваю в срок сделать задачу, так как не принимаю решение, как именно её делать".
Провокатевт: "Ты тут ни в чём не виноват. Это у тебя на роду написано: быть философом. Я это по ауре вижу и по твоей натальной карте".
Клиент: "Чего? Какая аура и карта? Меня могут уволить?"
Провокатевт: "Вселенная не даст тебя уволить, успокойся. Отнесись к этому философски. У тебя же это хорошо получается".
Клиент: "Так это и проблема, что из-за такого моего философского подхода меня могут уволить, пока я буду думать!"

Провокатевт пытается в абсурдном ключе снять ответственность с человека, оправдывая его и обвиняя судьбу, окружение, вселенную, климат, что угодно, чтобы клиент заметил абсурдность этого и начал забирать ответственность себе — "это моя проблема, это я её делаю!".

Провокатевт не помогает клиенту. Он даёт возможность прокачать ему мышцы, чтобы самостоятельно справиться с этой проблемой.

Провокатевт: "Ну, может, тут ничего не поделать?"
Клиент: "Почему это? Мне надо что-то поменять!"
Провокатевт: "Например, что?"
Клиент: "Ну я не знаю, может, ограничить время для принятие решения, дать себе час, к примеру".
Провокатевт: "И что это даст?"
Клиент: "Ну я буду зажат сроком и быстрее приму решение, вместо того, чтобы растягивать время".
Провокатевт: "Я не знаю, а это у тебя получится? У философа?"
Клиент: "А почему нет? Я что инвалид какой-то?"
Провокатевт: "Заметь, это не я сказал!"
Клиент: (Смеётся)

Следующий момент: клиент должен чувствовать, что провокатевт на его стороне. Он за него. Невербально провокатевт постоянно даёт знать клиенту, что это игра. И тут безопасно. От будет подталкивать его локтем, когда будет подшучивать (из-за потребности в постоянном телесном контакте, кресла провокатевта и клиента ставятся под 45 градусом друг возле друга). Провокатевт будет подмигивать. Провокатевт будет переигрывать. Будет намеренно утрировать свои слова, преувеличивая и драматизируя ситуацию. Он будет слабо сопротивляться попыткам клиента построить новые паттерны поведения. Клиент должен чувствовать, что ему хотят помочь.

Но вербально провокатевт будет всегда в оппозиции к клиенту. "Нет, я не согласен". "Нет, я против". "Нет, ты не прав!"

Провокатевт будет играть роль шута, плохого драматического актёра театра из райцентра. Клиент должен смеяться. По смеху клиента можно определять, что сессия идёт правильно. (Но это не смехотерапия — то "соседний монастырь".)

Это всё мы только что рассматривали "Провокативную терапию", которую создал Фрэнк Фаррелли, и в основном провокатевты работают так. Они прочитали книгу Фрэнка (написанную в конце 60-х), они посмотрели кучу его семинаров (непосредственно и видео). Они тренировались на мастер-классах и тренингах с коллегами, где вырабатывали в себе такие навыки "Провокативной терапии" по Френку Фаррелли.

Для всех ли это работает?

Фрэнк начал практиковать этот метод в психиатрической клинике более 60 лет назад, и, пока был живой (он ушёл несколько лет назад), утверждал, что пока не встретил человека, которому бы не подошла провокативная терапия.

Это не мешало на каждом его семинаре присутствующим психологам, которые или не практиковали этот подход, или в собственной интерпретации это делали, спорить с Фрэнком, доказывая, что клиенты — хрустальные, и так с ними обращаться нельзя.

Профессора теоретической науки. В их теории так нельзя! В практике Фрэнка так было можно! И даже с психотиками, и суицидниками, и в работе с потерей близких, и при работе с озвученными диагнозами "рак". Он мог работать, а их теория не могла.

Делаю шаг в сторону.

Френк — не создатель самого провокативного подхода в целом, как и психологи не создали помощь людям в виде бесед.

Существуют и другие. Парадоксальные и провокативные методы/стратегии существуют почти во всех школах Психотерапии. Мне очень нравится "парадоксальная интенция" Виктора Франкла и провокативные методы Милтона Эриксона. Погуглите и вы найдёте десятки таких парадоксальных и провокативных методов и стратегий.

Почему я об этом говорю?

Сериал "Триггер". Понятно, это художественный вымысел. Понятно, что сделали и сюжет, и поведение провокатевта подчёркнуто вызывающим. Да, в фильме его называют "провокативным психологом". Нет, он не работает как Фрэнк Фаррелли. Ну и что?

Сидя в своих кабинетах, работая через речь клиента с его внутренним миром, мы, психологи и психотерапевты, создали свою рамку, фрейм мышления. Что так нормально, а так не нормально. Что так безопасно для клиента, а там его психика не выдержит. Что так можно говорить, а так нельзя, потому что это может довести его до суицида, нанесения вреда себе и другим.

А можно помочь клиенту не через речь? А через действия, ситуацию?

"Но подождите, это уже другая стоимость, у меня 50 минут на сессию в этом кабинете, какое действие, какая ситуация? Я потрачу день на клиента, получу за это плату как за одну сессию, как я жить буду на это?"

И, да, не забываем, большинство специалистов живут за счёт средств клиентов и их задача, чтобы и процесс и результат нравился клиенту. Чтобы клиент пришёл на вторую и последующую сессию. Чтобы рассказал хорошее о специалисте своим друзьям, знакомым, таким образом создавая поток клиентов к специалисту. И это нормально. Но тут и ловушка. Стараться понравиться, угодить, использовать проверенные известные способы, чтобы не рисковать.

Вот поэтому методы главного героя "Триггер" кажутся ненормальными. Авторы фильма показали совсем другого специалиста. Это не "кабинетный провокатевт". Но он провокатевт. Он другой. Его методы работают, несмотря на то, что они не входят в список приёмов Ника Кемпа (выделил несколько десятков приёмов провокатевта). И Френк Фаррелли их бы не одобрил. И что с того? Мы же не в религии. Святой Френк бы не одобрил, и в святых писаниях Ника Кемпа не находится такой метод! И ничего страшного, переживут! (Кроме Френка).

Чувство юмора должно быть запредельным. Умение импровизировать на уровне мастера. Готовность выглядеть полным идиотом и придурком в глазах клиентов. Способность создавать каждый раз новый выход именно для этого конкретного клиента! И, да, личностное свойство "игривость" должно быть на верхних уровнях развития (от С2 и выше) — об этом в следующей статье.

Ты такой? Тебя это влечёт? Нет? Вообще не проблема, есть тьма тьмущая более проверенных и стандартных способов, используй их. А если да? Тогда этот путь даст тебе огромные внутренние ресурсы, постоянное творчество и ржач на протяжении всего времени работы с клиентом.

Психология и психотерапия
Восточные практики

Смотрите также