Вернуться на главную

Провоактивный метод в коучинге. Плюсы и минусы

Дата публикации:
24 ноября 2022

0

(0)

65

0

0

Аватар специалиста Анна Кравцова

Анна Кравцова

автор

Провоактивный метод в коучинге. Плюсы и минусы

Есть такой метод в коучинге, психотерапии — провоактивный. Пожалуй, один из инструментов, которым владеет не каждый специалист.

Более 60 лет назад первопроходец, психотерапевт Фрэнк Фарелли начал практиковать метод в психиатрической больнице.

Задача метода состоит в провокации. Клиент расположен к спокойной беседе, к тому, что его выслушают. Вместе со специалистом клиент найдёт решение проблемы.

Провоактивная методика проявляет себя по-другому. Коуч шутливо ведёт беседу, он принимает сторону проблемы, а клиент мотивирует себя на конкретные действия.

Не будем ходить вокруг, да около. Например:

Клиент: "У меня проблема с работой. Предполагаю, что могут меня сократить".Специалист: "Может, не стоит сгущать краски, и все рассосётся само собой".Клиент: "Вы не понимаете, для меня это очень серьёзно, я на грани срыва".Специалист: "Какие конкретные доказательства, аргументы есть или это твои домыслы?"Клиент: "Мне об этом сообщила Оля из отдела кадров. Она слышала краем уха какой-то разговор".Специалист: "Так это же непроверенный факт. Какой-то разговор, и не о тебе конкретно говорили. Давай выбросим информацию из головы (шутливым тоном)".Клиент: "Я волнуюсь. Мне надо придумать план отступления: сходить и открыто поговорить к шефу или заняться поиском новой работы".Специалист: "Может, не стоить усложнять ситуацию. Надо просто подождать".Клиент: "Послушайте, я понимаю, что это моя проблема. И я буду её решать, с вами или нет. Завтра с утра отправлюсь к шефу (раздражённый и повышенный тон)".

Вот так, шутя, иронизируя, притворяясь не помощником, коуч сподвигает клиента к провокации.

Для чего?

Чтобы клиент изменил ход свих мыслей, сам увидел и предложил варианты действий.

Провокация во имя мотивации, принятия решения задачи, приблизит к смене убеждений, раскроет выгоды и поможет приступить к действию.

Да, да, это эффективная методика действительно работает.

Реальный случай из моей практики.

Одним из запросов клиента были отношения. 2 года назад у молодого человека была девушка. Потом К. уезжает в другой город на 2 года. Отношения постепенно сходят на нет.

Клиент вернулся домой и продолжал держать в голове "розовую" мечту:

"У меня есть девушка. Я её люблю, мне она нравится".

Моя задача была вернуть К. в реальность. Пришлось применить провоактивный метод. Шутя, я попросила клиента написать хотя бы SMS девушке сейчас. Попросить её о встрече в ближайшее время.

Началась переписка. Она была недолгой. Девушка была удивлена, от встречи отказалась.

Можно предположить, что у неё произошли изменения в личной жизни. Она уже переступила порог боли и страданий от расставания.

Клиент грустно вздыхал:

"Как же так? У меня была мечта, я её холил и лелеял. А теперь я понимаю, что это мой вымысел, моя иллюзия. Мне от этого грустно. Ведь было всё хорошо. Да уж… В реальности она не хочет общаться, не готова пойти на встречу. Придётся это переварить и продолжать жить".

Это действительно не просто, расстаться с иллюзией. Провокация порой вытаскивает на поверхность боль, страдание, обиды. Через эти грани приходится проходить клиенту со специалистом.

Вот такой он, провоактивный метод. В нём есть и плюсы и минусы.

Плюсы:

  • клиент начинает менять мышление,
  • находит ответы на проблему сам,
  • как-бы не чувствует помощи специалиста (как ему кажется),
  • с помощью эмоций: возбуждение, злость, раздражение, гнев, подталкивает себя к действию,
  • юмор участвует в этой методике. Проблема легче решается, в организме вырабатывается больше серотонина, дофамина.

Минусы:

  • у клиента во время провокации может занижаться самооценка,
  • клиент не ощущает привычной поддержки от специалиста,
  • злость, гнев могут стать минусом при провокации. Эмоции захлестнут, будут мешать видеть варианты выхода из ситуации,
  • клиент может испытывать небольшой стресс. Ведь мозг наработал за свою жизнь определённые программы. Ему уютно и привычно находиться в таких рамках мышления. А тут что-то новое, непонятное.

Так стоит ли применять такой инструмент в практике?

Если не пробовали, попробуйте.

Помним о работе мозга, его уловках. Мозг ещё тот "товарищ". Он помогает выживать, спасаться. Он же порой и "строит забор" в голове:

  • Зачем это? Ведь так все хорошо.
  • Зачем менять работу?
  • Зачем новые отношения?
  • А заниматься спортом стоит ли?
  • Повышать карьерный рост или поменять профессию?

Вопросов много в нашей голове, мозг прокручивает их многократно.

Хочется получить ответы, которые помогут двигаться дальше по жизни.

Провокация будет помощником в поиске ответов.

Провокация — это бутерброд. С одной стороны обычный кусок хлеба, это та сторона, где мы обычно мыслим, одинаково. На другой стороне есть сыр. Здесь уже вкуснее, необычнее, интереснее. От этой стороны получишь больше удовольствия, удовлетворения.

Как считаете вы, стоит применять провоактивный метод или оставить все без изменений?

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Теперь вы можете не бояться использовать Тайм-менеджмент

0

Аватар специалиста Анна Кравцова

Анна Кравцова

Теперь вы можете не бояться использовать Тайм-менеджмент

Тайм-менеджмент помогает рационально использовать время, имеющееся в вашем распоряжении. С помощью планирования вы обретёте уверенность, избавитесь от стресса. Давайте представим отрезок А-Б. Точка А — это нынешний момент вашей жизни. Здесь...

Читать далее
До свидания, перфекционизм

0

Аватар специалиста Анна Кравцова

Анна Кравцова

До свидания, перфекционизм

"Я не могу писать в блокноте, если зачеркнула хоть одно слово", — рассказывала клиентка А. о последствиях перфекционизма. Он мешает ей в жизни. Девушка пытается делать всё идеально, постоянно сравнивает себя с другими, очень огорчается, когда...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также