Вернуться на главную

Профилактическое пространство школы

Дата публикации:
17 февраля 2014

0

(0)

187

0

0

Аватар специалиста Иван Иванов

Иван Иванов

автор

Профилактическое пространство школы

Сегодня существует тенденция возложить значительную часть ответственности по решению проблемы наркозависимости на учебные заведения, в частности на школы. Однако практика показывает неоправданность таких надежд. Из-за незначительной результативности профилактических мер можно часто слышать обвинения в сторону образовательных учреждений, в недостаточной работе по предотвращению распространения наркотиков среди подростков. Так в чем же причина низкого уровня эффективности профилактических мер, осуществляемых внутри школ? Особенности организационной культуры в учреждениях школьного образования, материально-методическая неподготовленность к решению проблемы, "чуждость" самой проблемы как таковой способствовали формированию специфической модели подхода к восприятию и решению распространения наркозависимости. Специфика заключается в том, что проблема появляется и актуализируется только при возникновении "инцидентов" в стенах школы. В такой ситуации решением проблемы считается устранение участников инцидента, но не обстоятельств.

Вот ряд основных позиций школьных администраций — мифов и феноменов):

  • "В школе нет проблемы наркомании, потому что нет массовых случаев употребления наркотиков и их распространения в стенах школы". Ученики, может быть, и употребляют наркотики вне школы или рядом со школой, но это уже не школьная проблема.
  • "В школе не должно быть наркомании, значит — её нет".
  • "Информация о потреблении наркотиков и обо всем, что связано наркотиками — это закрытая информация или скрываемая".
  • "Профилактика наркомании в школе — это обязаловка". Формальный подход к решению задач, делегирование ответственности без учёта возможностей и ресурсов, привёл к формированию отстранённого отношения к проблеме.

Наркотики стали настолько доступны для детей, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду. Что в этом плане может дать школьникам образовательное учреждение?

  • Усилить нравственное воспитание школьников.
  • Гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической направленности.
  • Дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору.
  • Дать детям и родителям информацию о технологии наркотизации.
  • Просветить родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающим массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков
  • Исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым им предлагают наркотики, факторы способствующие принятию предложения или отвержению.
  • Исследовать вместе с детьми и подростками процесс формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении. Доказать банкротство наркомании.
  • Ознакомить школьников с современным законодательством РФ в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств.
  • Обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, мерой их предупреждения.
  • Своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем.
  • Организовать обучение детей в малых группах базовым социальным умениям:Общаться. Разрешать конфликтные ситуации. Преодолевать стресс. Принимать решения. Планировать своё будущее. Управлять своим поведением на основе самопознания.
  • При выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь.
  • Обеспечить приобретение детьми и подростками опыта здорового образа жизни, опыта здоровых развлечений.

Сделать образовательное пространство безопасным, защищающим, идентичным, привлекательным, доступным — необходимо для решения проблемы наркомании, но недостаточно. Важно, чтобы дети ощущали себя гражданами страны, которая для них безопасна, достойна доверия, которой можно гордиться, в которой можно достойно жить и не бояться будущего.

Психология и психотерапия

Смотрите также