Вернуться на главную

Профессиональная структура компетенций современного руководителя

Дата публикации:
22 июля 2013

0

(0)

637

0

0

Аватар специалиста Марина Гаралёва

Марина Гаралёва

автор

Человеческий потенциал является главным ресурсом и движущей силой любой организации. Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров выступают в качестве одного из источников повышения эффективности человеческого потенциала, позволяют целенаправленно развивать его и использовать в целях развития фирмы, отрасли, региона и государства в целом.

В настоящее время многие российские компании рассматривают обучение руководителей как совершенно необходимое дело. А вот чему нужно учиться руководителю и как это делать — не столь очевидно. Научная и практическая актуальность указанных проблем и определила содержание данной статьи.

Общепризнано, что существуют две группы компетенций, необходимых руководителю:

  • Специальные компетенции — те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности.
  • Базовые компетенции — группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.

Обратимся к солидным исследованиям современного менеджмента и рынка. Например, Джим Коллинз в своей знаменитой книге "От хорошего к великому" (2002), написанной на основе беспрецедентного исследования мировых компаний, формулирует несколько фундаментальных принципов. Руководствуясь этими принципами, компании достигали стабильной успешности на рынке.

Приведём первые три принципа:

  1. В компаниях, которые достигли больших успехов, руководители обладают сочетанием выдающихся личностных качеств и твёрдой профессиональной воли.
  2. В компании должны быть нужные люди, и не должно быть ненужных людей. Принцип "сначала Кто, затем Что".
  3. "Непоколебимая вера перед лицом суровых фактов" — у команды компании должна быть вера в то, что они делают нечто стоящее и достигнут в этом успеха.

Из описаний и выводов, которые делает Джим Коллинз, явно следует, что в сердцевине, в самой основе и профессионального успеха, и рыночных достижений лежат личностные качества руководителя и членов команды компании. Этот вывод мог бы показаться слишком красивым и романтичным, чтобы быть правдой, если бы он не был подкреплён методичными и профессиональными исследованиями.

Базовые компетенции — что это такое?

Базовые компетенции обладают двумя особенностями. Во-первых, они является фундаментом, на котором строится управленческая деятельность руководителя. Во-вторых, по сравнению со специальными компетенциями, они гораздо труднее поддаются коррекции: изменить стиль мышления или коммуникации несравнимо сложнее, чем усвоить методику или технологию в профессиональной области.

Базовые компетенции руководителя:

  1. Умение схватывать суть дела интуитивно и быстро, выделяя существенные стороны ситуации. Уметь видеть вглубь, понимать суть и подоплёку вещей. Склонность к обучению и открытость новому.
  2. Интеллект, речь и коммуникация. Умение говорить с людьми на их языке, разъяснять, обучать, учитывая их развитие.
  3. Умение принимать стратегические решения, исходя из следования своим ценностям. Способность интуитивно принимать адекватное решение в условиях дефицита информации и времени. Способность следовать событийному потоку в интересах дела, жертвуя ритуальностью, регламентированностью и личными амбициями. Способность быть независимым от социальных стандартов и от страха оценки.
  4. Активность. Способность жить настоящим и двигаться вперёд. Способность удерживать высокий уровень усилий и энергичности.
  5. Воля, осознанность и умение концентрироваться. Способность пойти навстречу своим страхам, сохраняя осознанность и свободу выбора. Способность сохранять своё намерение в любых внешних условиях, при любом поведении партнёров, в том числе в условиях стресса и конфликта.
  6. Вера — Вера в себя, в людей, в Мир.
  7. Мудрость. Способность быть безупречным. Терпимость к человеческим ограничениям. Способность принять естественную скорость выполнения проектов, изменений в своей команде и в себе самом. Сдержанно относиться к победам и проигрывать без чувства поражения.

Конечно, руководителю требуется владеть всеми необходимыми в работе компетенциями и навыками, но что является главным? Какие умения руководителя являются определяющими в современных условиях ведения бизнеса, если компания стремится к развитию и достижению успеха на рынке?

Успешный менеджер — это тот, кто способен управлять собой, своим здоровьем, бизнесом и отношениями с другими людьми. Он постоянно развивается как профессионально, так и личностно. Ещё мы называем это "компетенции, необходимые для жизни". Для этого нужно много энергии, которую даёт, прежде всего, понимание принципов жизни и интуитивный интеллект. Об этом говорят почти все гуру западного менеджмента. Постепенно это входит и в нашу повседневную практику. Обнадёживает и вселяет уверенность: у нас чудесные перспективы. Не так ли?

СаморазвитиеПсихология и психотерапия

Смотрите также