Вернуться на главную

Проективые методики и арт-терапия. Сходства и различия

Дата публикации:
22 декабря 2016

0

(0)

743

0

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

автор

Проективые методики и арт-терапия. Сходства и различия

Часто бывает путаница между рисуночными тестами, проективными диагностическими методиками, проективными терапевтическими методами и арт-терапией.

Объединяет их то, что во всех случаях используются рисунки или изображения (заготовленные заранее или нарисованные клиентом), а также сам механизм, на котором строится работа — механизм проекции — когда клиент как бы переносит своё внутреннее состояние на внешний объект (изображение, рисунок или другой продукт творчества).

Отличаются они целями, задачами, процессом проведения работы и полученным результатом.

Итак, методы бывают диагностические и терапевтические. И те, и другие могут работать либо с готовым изображением (набором карточек), либо с продуктом творчества клиента (клиент может рисовать, лепить из глины или пластилина, плести мандалу, делать куклу и т.д.).

Диагностические методы направлены на исследование личности клиента или каких-либо отдельных сторон личности и характера взаимодействия с другими людьми (например, проявление внутриличностных конфликтов, интересов и мотивов человека, уровня адаптации и уровня творческой активности, проявление характера отношений в семье или в коллективе и т.д.). Во время проведения теста, в случае работы с готовыми изображениями, исследователь предоставляет клиенту набор карточек с изображениями (это могут быть пятна, кляксы, комиксы с какими-то социальными ситуациями и т.д.) и просит клиента описать, что он видит на этих карточках, описать сюжеты социальных ситуаций, характер персонажей и т.д. В случае работы с рисунком, исследователь просит клиента нарисовать рисунок на заданную тему, например, "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек", "Кактус". Далее исследователь интерпретирует ответы клиента или рисунок по ключу, соответствующему тесту, а также с учётом своего личного опыта и восприятия. Исследователь может предоставить обратную связь клиенту или не предоставлять. Эти методы в большей степени направлены на получение информации самим исследователем, чем на предоставление информации клиенту. Могут использоваться, например, при приёме на работу, при проведении клинического исследования или психологом-консультантом для прояснения ситуации.

Существуют также диагностические проективные методики, не связанные с рисунком, например, тест незаконченных предложений.

Кроме того, в настоящее время в интернете обрели популярность проективные методы с открытыми ключами, в которых интернет-пользователям предлагается самостоятельно проводить исследование и расшифровывать результат — для развлечения. Результаты таких исследований не всегда достоверны и не всегда безопасны. Опытный исследователь, прежде чем сделать заключение, проводит несколько тестов на прояснение одного и того же вопроса, а также может провести беседу с клиентом, чтобы исключить случайность результатов или, например, влияние на результат каких-то событий из жизни клиента (например, если клиент когда-то пережил пожар в доме, то методика с рисунком дома может дать искажённый результат, если не учесть этот факт биографии клиента). Также исследователь формирует обратную связь так, чтобы она была понятной и безопасной для клиента. Результаты же обратной связи, самостоятельно расшифрованной по ключу, могут шокировать человека. Например, результат теста может сообщить — "вы латентный гомосексуалист". И что человеку делать с этой информацией, как к ней относиться, воспринимать ли всерьёз?

Также я встречала ситуации, когда диагностические методики на различных тренингах, семинарах или группах продают как арт-терапию. Например, на "женском тренинге" участницам предлагают нарисовать "хозяйку", "амазонку" и "любовницу", а потом дают ключ: "есть зелёный цвет — значит то-то, нет зелёного цвета — значит…", "длинные волосы — говорит о том-то, короткие — о …", или же ведущая сама подходит и рассказывает участнице, как у неё обстоят дела с амазонками и хозяйками. Это не является арт-терапией.

Терапевтические методики направлены на то, чтобы клиент сам осознал информацию о себе, испытал инсайт, сам нашёл ответ на свой вопрос. Терапевт ни в коем случае не интерпретирует рисунок или ответ клиента. Однако терапевт может давать обратную связь о том, как он чувствует и воспринимает ситуацию.

Терапевтические проективные методики с использованием заготовленных изображений — это, например, работа с метафорическими ассоциативными картами (МАК). Терапевт и клиент проясняют запрос клиента. Затем клиенту предлагается выбрать одну или несколько карточек с изображениями из набора, например, "что мне мешает и что мне поможет" или "проблемное состояние и желаемое состояние". Далее терапевт и клиент беседуют по этим карточкам, терапевт задаёт вопросы, просит описать, что клиент видит на карточках, и о чём они для него, как это соотносится с его жизнью, как это поможет клиенту в решении его вопроса. Терапевт не делает никаких диагностических заключений и не предлагает клиенту решений. Клиент сам получает информацию и сам находит решения. Терапевт только задаёт вопросы и может поделиться, "о чём для него эта карточка, какие у него ощущения".

Некоторое психологи относят такой вид работы к арт-терапии, некоторые выделяют его в самостоятельный подход.

В случае работы с продуктом творчества клиента, терапевт и клиент также проясняют запрос клиента, а затем терапевт предлагает клиенту творческую часть работы: нарисовать, или слепить, или насыпать из крупы, или сложить из бумаги, или прозвенеть связкой ключей, или написать письмо/сказку и т.д. — нечто, согласно заданию терапевта, которое имеет определённый смысл при работе с данным запросом. Это может быть рисунок "я как драгоценность", скульптура желаемого состояния, аппликация "дерево", звучание проблемного состояния, насыпанная крупяная ресурсная мандала и т.д. Далее терапевт и клиент беседуют также, как и в предыдущей форме работы. Кроме того, терапевт задаёт вопросы о том, как клиенту было это делать (рисовать, лепить и т.д.), что он чувствовал в процессе, что он чувствует сейчас, глядя на свой рисунок, что ему хочется сделать — возможно, хочется что-то поменять, терапевт может замечать какие-то детали, например, "я вижу большие корни у дерева, для тебя это о чём?", может также давать обратную связь о своих чувствах и своём восприятии.

Когда клиент создаёт продукт своего творчества, он уже частично отреагирует свои чувства, в том числе и через тело, что особенно важно. Когда клиент смотрит со стороны на свой рисунок (скульптуру и т.д.), он видит проблему как бы сверху, проблема уже не внутри него, а снаружи, и она меньше него, на неё можно смотреть и что-то с ней делать. Когда клиент даёт название своему рисунку (скульптуре и т.д.) — он уже выводит проблему на осознанный уровень и получает ключ к её решению. Когда клиент трансформирует рисунок (скульптуру и т.д.), он трансформирует и своё внутреннее состояние. Работа через творчество даёт метафору "всё в моих руках", "всё можно изменить своими руками". А также арт-терапия хорошо раскрывает творческий потенциал человека. Для работы в арт-терапии для клиента нет необходимости уметь рисовать или лепить. Напротив — профессиональным художникам предлагают какой-то другой тип творческой работы, в котором они не профессионалы. Но в процессе терапии человек перестаёт бояться творить и раскрывается.

Существуют также проективные терапевтические методики, не связанные с работой с изображениями, рисунками и другим творчеством. Тогда идёт работа с воображением и также проводится беседа. Например, "мир — это…". Клиент выбирает метафору для мира, и далее идёт исследование: кто я в этом мире, чего я хочу, кто со мной, что для меня важно в этом мире и т.д.

Терапевтические методики могут быть нацелены в большей степени на прояснение ситуации/состояния или на изменение ситуации/состояния. Если цель больше в прояснении, то условно эти терапевтические методики могут называться диагностическими. Одна и та же методика может использоваться как для прояснения, так и для изменения. Например, описанная выше методика "мир-это…" на первой сессии с клиентом нацелена больше на прояснение. А если её использовать позже, когда клиент уже активно в работе, то она может дать хороший трансформационный эффект.

С уважением, автор.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Любовь как ресурс

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Любовь как ресурс

Любовь это ресурс. Как, скажем, запасы гречки в шкафу. Но если про гречку нам понятно, как с ней обходиться, то про любовь мы забываем эти моменты. Что можно делать с ресурсом: – Можно получать ресурс извне (бесплатно, безвозмездно). Кто-то...

Читать далее
Фильм “Умница Уилл Хантинг” (1997). Исцеление травмы предательства. (Осторожно, спойлеры!)

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Фильм “Умница Уилл Хантинг” (1997). Исцеление травмы предательства. (Осторожно, спойлеры!)

Как Уиллу помогли слова “Это не твоя вина”? Почему Уилл и Шон предпочли личную жизнь, а не математику? Когда мы знакомимся с Уиллом, он уже живет один. Мы узнаем, что он сирота, и что он пережил в детстве насилие со стороны отчима. Мы не знаем,...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также