Вернуться на главную

Проблемы привязанности и реактивное расстройство привязанности

Дата публикации:
11 октября 2016

0

(0)

821

0

0

Аватар специалиста Мария Корж

Мария Корж

автор

Проблемы привязанности и реактивное расстройство привязанности

Привязанность — это глубокая связь между ребёнком и тем, кто его воспитывает. Она глубоко влияет на развитие ребёнка и его способность выражать эмоции и строить отношения. Если вы — родитель ребёнка с расстройством привязанности, то, возможно, вы уже изнурены попытками найти взаимопонимание с ним. У ребёнка с небезопасной привязанностью или нарушением привязанности не хватает навыков для создания глубоких отношений. Однако с помощью приведённых здесь инструментов и здоровой дозы терпения и любви вы сможете решить проблемы с привязанностью.

Суть проблем привязанности и её нарушений

Дети с нарушениями привязанности или другими проблемами привязанности сталкиваются с затруднениями в налаживании отношений с людьми и управлении своими собственными эмоциями. Это приводит к отсутствию доверия и самоуважения, страху стать кому-то близким, гневу и желанию всё контролировать. Ребёнок с расстройством привязанности чувствует себя одиноким и не ощущает себя в безопасности.

Так почему же у одних детей развиваются расстройства привязанности, а у других — нет? Ответ лежит в процессе формирования привязанности, который опирается на взаимодействие обоих родителей и ребёнка.

Расстройства привязанности — это результат негативного опыта отношений. Если дети постоянно чувствуют себя брошенными, изолированными, беспомощными или ненужными по какой-либо причине, они понимают, что не могут полагаться на других и что мир — это опасное и страшное место.

Что вызывает реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности?

Реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности возникают, когда дети не могут наладить стабильную связь с родителями или теми, кто их заменял. Это может произойти по многим причинам:

  • Ребёнок плачет, но никто не реагирует на это или не создаёт комфортные для него условия.
  • Ребёнок, будучи голодным или мокрым, остаётся без внимания в течение нескольких часов.
  • Никто не смотрит, не разговаривает, не улыбается ребёнку, поэтому малыш чувствует себя одиноким.
  • Маленький ребёнок получает внимание только при демонстрации экстремальных форм поведения и чрезмерно сильных эмоций.
  • Ребёнок подвергается жестокому обращению или насилию.
  • Иногда потребности ребёнка удовлетворяются, а иногда нет. Ребёнок никогда не знает, чего ожидать.
  • Младенец или маленький ребёнок попадает в больницу или разлучается со своими родителями.
  • Младенец или маленький ребёнок передаётся от одного опекуна к другому (может быть, в результате усыновления, потери одного из родителей).
  • Родитель эмоционально недоступен из-за депрессии, болезни или наркотической зависимости.

Как видно из примеров, иногда обстоятельства, которые вызывают проблемы привязанности, неизбежны, но ребёнок ещё слишком мал, чтобы понять, что произошло, и почему это произошло. Он просто чувствует, что никто не заботится о нём, и в результате он теряет доверие к людям, и мир становится небезопасным местом.

Ранние предупредительные признаки и симптомы небезопасной привязанности

Проблемы привязанности представляют собой спектр проблем от относительно простых форм до наиболее тяжёлых, как, к примеру, реактивное расстройство привязанности (РРП).

Несмотря на то, что никогда не бывает слишком поздно, чтобы лечить такие проблемы привязанности, как реактивное расстройство привязанности, чем раньше вы заметите симптомы и примете к ним меры, тем лучше. При раннем обнаружении вы можете избежать более серьёзных проблем. Появившись в младенческом возрасте, проблемы привязанности часто легко исправить при квалифицированной помощи и поддержке.

Признаки и симптомы небезопасной привязанности у детей раннего возраста:

  • Избегает зрительного контакта.
  • Не улыбается.
  • Не тянется, чтобы подобрать предмет.
  • Отвергает ваши попытки успокоить, утешить и сблизиться.
  • Кажется, что не замечает или не волнуется, когда вы оставляете его одного.
  • Безутешно плачет.
  • Не лепечет или не издаёт другие звуки.
  • Не следует взглядом за вами.
  • Не интересуется интерактивными играми или игрушками.
  • Проводит много времени укачивая или успокаивая себя.

Важно отметить, что ранние симптомы небезопасной привязанности похожи на ранние симптомы других проблем, таких как СДВГ и аутизм. Если вы заметили какие-либо из этих предупредительных признаков, немедленно обратитесь к вашему педиатру для профессиональной диагностики проблемы.

Утешение плачущего ребёнка

Как правило, многие чувствуют разочарование, беспокойство и даже гнев, когда сталкиваются с плачем ребёнка, особенно, если он плачет в течение нескольких часов подряд. В таких ситуациях вы должны быть спокойными и сосредоточенными на том, чтобы понять, что происходит с вашим ребёнком, и как лучше всего успокоить его или её.

Признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности

Дети с реактивным расстройством привязанности настолько травмированы в начале жизни, что их будущие отношения также протекают с нарушениями. Они испытывают трудности в отношениях с другими людьми и часто отстают в развитии. Реактивное расстройство привязанности часто встречается у детей, которые подвергались жестокому обращению и которые часто меняли приёмные семьи, жили в детских домах или были разлучены с их первичным опекуном после установления связи.

Общие признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности:

  • Отвращение к прикосновением и физической привязанности. Дети с реактивным расстройством привязанности часто вздрагивают, смеются или даже говорят "ой" при прикосновении. Вместо того, чтобы вызывать положительные чувства, прикосновения и ласки воспринимаются как угроза.
  • Проблемы контроля. Большинство детей с реактивным расстройством привязанности сохраняют большую дистанцию в отношениях, чтобы сохранить контроль и избежать чувства беспомощности. Они часто непослушны, дерзки и умеют хорошо аргументировать.
  • Проблемы гнева. Гнев может выражаться непосредственно в виде истерик или отыгрывания, а может — через манипуляции и пассивно-агрессивное поведение. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны скрывать свой гнев под социально приемлемыми действиями, например, сильно "давать пять", что причиняет боль, или же слишком сильно обнимать кого-то.
  • Сложность в выражении подлинной заботы и любви. Например, дети с реактивным расстройством привязанности могут быть слишком ласковыми с незнакомыми людьми, но совсем мало или вообще не проявлять привязанность к своим родителям.
  • Слаборазвитая совесть. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны вести себя так, будто не имеют совести. Они не выражают вины, сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Подавленная форма реактивного расстройства привязанности и расторможенная форма реактивного расстройства привязанности. По мере того, как дети с реактивным расстройством привязанности становятся старше, их симптомы часто развиваются либо по типу подавления, либо по расторможенности.

  • Симптомы подавленной формы расстройства реактивной привязанности. Ребёнок эмоционально отдалён и невосприимчив к утешениям. Ребёнок осознаёт, что происходит вокруг, он даже сверхбдителен, но не реагирует и не отвечает. Ребёнок склонен отталкивать других, игнорировать их или проявлять агрессию, когда другие пытаются приблизиться.
  • Симптомы расторможенной формы реактивного расстройства привязанности. Ребёнок не отдаёт предпочтения родителям среди других людей, даже незнакомым. Ребёнок ищет комфорт и внимание со стороны практически каждого человека, не делая никаких различий. Он крайне зависим, ведёт себя намного младше своего возраста и склонен к хронической тревожности.

Воспитание ребёнка с реактивным расстройством привязанности: что нужно знать

Воспитание ребёнка с небезопасной привязанностью или реактивным расстройством привязанности нередко сопряжено с утомлением, разочарованиями и эмоциональным затратам. Трудно чувствовать себя хорошим родителем при отсутствии любящей связи с ребёнком. Иногда у вас может возникать вопрос, стоят ли чего-то ваши усилия, но будьте уверены, что стоят. Со временем при условии терпения и согласованных усилий с другими участниками воспитания нарушения привязанности будут устранены. Ключ в том, чтобы оставаться спокойными, но твёрдыми при взаимодействии с ребёнком. Это покажет ребёнку, что он в безопасности и что вам можно доверять.

Ребёнок с расстройством привязанности уже испытывает большой стресс, поэтому крайне важно, чтобы вы умели управлять своими собственным уровнем стресса, прежде чем пытаться помочь ребёнку.

Советы по воспитанию ребёнка с реактивным расстройством привязанности или ненадёжной привязанностью

  • Выстраивайте реалистичные ожидания. Помощь ребёнку с расстройством привязанности — нелёгкий труд, занимающий много времени. Фокусируйтесь на небольших продвижениях вперёд и радуйтесь каждому продвижению к успеху.
  • Терпение существенно важно. Процесс не будет таким быстрым, как вы хотите, и вы непременно столкнётесь с трудностями на этом пути. Но сохраняя терпение и сосредотачиваясь даже на небольших улучшениях, вы создаёте атмосферу безопасности для ребёнка.
  • Поощряйте чувство юмора и радость. Радость и юмор помогут в решении проблемы привязанности и наполнят вас энергией даже в разгар трудного периода. Найдите такую работу и хотя бы пару таких людей, с которыми можно посмеяться и почувствовать себя хорошо.
  • Заботьтесь о себе и управляйте стрессом. Урежьте дела, отнимающие ваше время, и уделите его себе. Отдых, хорошее питание и перерывы в воспитании детей помогут вам расслабиться и зарядиться энергией, а это даст возможность уделить необходимое внимание ребёнку.
  • Найдите поддержку и попросите о помощи. Положитесь на друзей, семью, учреждения, обеспечивающие временный присмотр. Лучше обратиться за поддержкой до того, как это станет необходимостью, чтобы избежать стресса предельного уровня. Также рассмотрите вопрос о том, чтобы присоединиться к группе поддержки для родителей.
  • Оставайтесь позитивным и не теряйте надежды. Отнеситесь с вниманием к факту, что дети реагируют на ваши чувства. Если они чувствуют, что вы в отчаянии, это приведёт к отчаянию и их самих. Когда вы чувствуете себя подавленным, обращайтесь к другим людям за утешением.

На заметку родителям усыновлённых детей или приёмным семьям с детьми с реактивным расстройством привязанности.

Если вы усыновили ребёнка, возможно, вы не знали о реактивном расстройстве привязанности ребёнка. Гнев или безразличие вашего нового ребёнка могут отзываться с вас болью и быть трудными для понимания. Постарайтесь помнить, что ваш усыновлённый ребёнок ведёт себя так не из-за отсутствия любви к вам. Его жизненный опыт не подготовил его для связи с вами, и он пока не может распознавать вас как источник любви и уюта. Ваши усилия полюбить ребёнка обязательно повлияют — просто это может занять некоторое время.

Лечение реактивного расстройства привязанности: рекомендации о том, как помочь ребёнку почувствовать себя в безопасности

Безопасность является основной проблемой для детей с реактивным расстройством привязанности и другими проблемами привязанности. Они отчуждены и недоверчивы, потому что не чувствуют себя в безопасности в этом мире. Они продолжают сохранять бдительность, чтобы защитить себя, но это же мешает им и принимать любовь и поддержку. Поэтому, прежде всего, важно создать у ребёнка чувство безопасности. Вы добьётесь этого путём установления чётких ожиданий, правил поведения и последовательных реакций. Таким образом, ваш ребёнок будет знать, чего ожидать, когда он ведёт себя определённым образом.

  • Установите ограничения и границы. Последовательные любящие границы делают мир более предсказуемым и менее страшным для детей с проблемами привязанности, такими как реактивное расстройство привязанности. Очень важно, чтобы они понимали, какого поведения от них ожидают, что является и приемлемым, а что нет, и каковы будут последствия, если они пренебрегут правилами. Это также научит их, что в их руках больше контроля над тем, что с ними происходит, чем они думают.
  • Отвечайте, но при этом оставайтесь спокойными, когда ребёнок расстроен или поступает неправильно. Помните, что "плохое" поведение означает, что ваш ребёнок не знает, как обращаться со своими чувствами и что он нуждается в вашей помощи. Оставаясь спокойным, вы показываете ребёнку, что чувствами можно управлять. Если он целенаправленно ведёт себя вызывающе, идите до конца со всеми заранее установленными последствиям в прохладной прозаичной манере. Но никогда не воспитывайте ребёнка с расстройством привязанности, когда вы находитесь в эмоционально нестабильном состоянии. Это заставит ребёнка чувствовать себя небезопасно и может даже усилить плохое поведение, так как ему станет ясно, на какие кнопки можно давить.
  • Будьте готовы немедленно воссоединиться и быть доступным после конфликта. Конфликт вызывает особенно сильную тревогу у детей с небезопасной привязанностью или расстройством привязанности. После конфликта, в котором вы дисциплинировали своего ребёнка, будьте готовы к восстановлению контакта, как только ребёнок будет готов. Это усилит вашу последовательность в воспитании и чувство любви и поможет ребёнку развить доверие к вам.
  • Признавайте свои ошибки и работайте над ними. Когда вы позволяете разочарованию или гневу брать над вами вверх или делаете что-то, что, как вы понимаете, отличается равнодушием и безразличием, как можно быстрее исправьте ошибку. Ваша готовность брать на себя ответственность и возмещать ущерб усилит привязанность и узы между вами и ребёнком. Детям с реактивным расстройством привязанности или другими проблемами привязанности нужно узнать, что, хотя вы неидеальны, вы любите их, несмотря ни на что.
  • Старайтесь поддерживать предсказуемый режим и расписание. Ребёнок с расстройством привязанности не способен инстинктивно полагаться на близких, и может чувствовать угрозу при изменениях и противоречиях, например, во время путешествия или во время школьных каникул. Привычный режим или график обеспечит комфорт во время перемен.

Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как помочь ребёнку почувствовать себя любимым

Ребёнку, который не был связан с родителем в начале жизни, будет трудно принять любовь, особенно физические её проявления. Но в ваших силах помочь ему со временем научиться принимать любовь, при условии последовательности в воспитании и воспроизведении одних и тех же паттернов. Доверие и безопасность приходят, когда ребёнок снова и снова видит любящие действия, слышит успокоительные слова, чувствует комфорт.

  • Подберите, что нравится ребёнку. Если это возможно, проявите свою любовь к ребёнку через укачивания, объятия и держание на руках — тот опыт, который ребёнок не получил раньше. Но будьте внимательны, чувствует ли ребёнок себя хорошо и комфортно. В случаях, если ребёнок пережил насилие и травмы, вам придётся двигаться достаточно медленно, потому что ребёнок, как правило, сопротивляется физическим прикосновениям.
  • Реагируйте в соответствии с эмоциональным возрастом ребёнка. Для детей с нарушениями привязанности характерно поведение, присущее более младшему возрасту, как в социальном, так и в эмоциональном плане. В связи с этим вам придётся обращаться с ребёнком так, как если бы он был намного младше, чаще используя невербальные методы успокаивания и утешения.
  • Помогите ребёнку определять эмоции и выражать свои потребности. Дети с нарушениями привязанности могут не знать, что они чувствуют или как попросить то, что им нужно. Укрепите в ребёнке идею, что испытывать любые чувства — нормально, и покажите ему здоровые способы выражения эмоций.
  • Слушайте, говорите и играйте с ребёнком. Выделите время, когда вы в состоянии дать своему ребёнку всё своё внимание таким образом, который будет комфортным для него. Может показаться трудным все бросить, устранить все отвлекающие факторы и просто присутствовать в настоящем моменте, но время, проведённое вместе, даёт прекрасную возможность ребёнку открыться вам и почувствовать ваше внимание и заботу.

Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как поддерживать здоровье ребёнка

Здоровая пища, режим сна и регулярные физические упражнения всегда важны, но для детей с проблемами привязанности — особенно. Здоровые привычки значительно повлияют на снижение уровня стресса у ребёнка и выровняют перепады настроения. Когда дети с нарушениями привязанности расслаблены, хорошо отдохнули и чувствуют себя комфортно, им будет намного проще справиться с проблемами в жизни.

  • Питание. Убедитесь, что в рацион ребёнка входит цельное зерно, фрукты, овощи и мясо. Сократите потребление сахара и добавьте много полезных жиров, которые содержатся в рыбе, семенах льна, авокадо и оливковом масле для оптимального здоровья мозга.
  • Сон. Если ваш ребёнок устаёт в течение дня, то для него будет крайне сложно сосредоточиваться на изучении новых вещей. Сделайте его график сна (время отхода ко сну и время подъёма) последовательным.
  • Упражнения. Упражнения или любой тип физической активности — отличное противоядие от стресса, разочарования и накопившихся эмоций, так как вырабатываемые в процессе тренировки эндорфины вызывают у ребёнка положительные чувства. Физическая активность особенно важна для ребёнка, испытывающего злость. Если ваш ребёнок малоактивен, попробуйте несколько разных спортивных или других секций, чтобы подобрать что-то, что покажется ему привлекательным.

Любая из этих рекомендаций — о питании, отдыхе или упражнениях — способна превратить трудный день с ребёнком с нарушением привязанности в счастливый. Эти основы создадут фундамент для здорового развития мозга ребёнка, а его самого сделают готовым идти на контакт.

Профессиональное лечение реактивного расстройства привязанности

Если ваш ребёнок страдает от серьёзной формы нарушений привязанности, в частности реактивного расстройства привязанности, обратитесь за профессиональной помощью. Дополнительная поддержка обеспечит более быстрые позитивные изменения в жизни ребёнка, и чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше.

Если вы подозреваете, что ребёнок борется с проблемами привязанности, начните с консультации с вашим педиатром и специалистом по развитию детей.

Виды лечения реактивной расстройства привязанности

Лечение реактивного расстройства привязанности, как правило, включает в себя сочетание психотерапии, консультаций и воспитания детей, призванные обеспечить ребёнку безопасную среду обитания, развивать положительное взаимодействия с воспитателями, а также улучшать отношения со сверстниками.

Медикаментозное лечение иногда используется для лечения сопутствующих проблем, таких как депрессия, тревога, или гиперактивность, но не существует быстрого решения в лечении реактивного расстройства привязанности. Ваш педиатр порекомендует план лечения, который включает в себя:

  • Семейная психотерапия. Типичное лечение для проблемы привязанности включает в себя как ребёнка, так и его родителей или опекунов. Психотерапия часто включает в себя увлекательные и полезные активности, которые усиливают привязанность, а также помогают родителям и другим детям в семье понять симптомы расстройства и принять эффективные меры.
  • Индивидуальное психологическое консультирование. Психотерапевты могут работать с ребёнком наедине или вместе с родителями, выступающими в качестве наблюдателей. Это рассчитано на то, чтобы помочь ребёнку непосредственно научиться контролировать эмоций и поведение.
  • Игровая терапия. Она поможет ребёнку освоить навыки взаимодействия со сверстниками и поведения в других социальных ситуациях.
  • Услуги специалиста в образовательном учреждении. Специально разработанные программы в школе вашего ребёнка помогут ему усвоить навыки, необходимые для академического и социального успеха при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
  • Курсы для родителей и воспитателей. Это специальные курсы для родителей и воспитателей детских учреждений, на которых вы узнаете о расстройствах привязанности, а также о необходимых навыках воспитания таких детей.

Переведено и адаптировано с разрешения HelpGuide International.

Авторы: Мелинда Смитс, Джоанна Сайсанн, Джин Сигал, к.ф.н.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

О справедливости

3.0

Аватар специалиста Мария Корж

Мария Корж

О справедливости

Справедливости как таковой не существует . То есть её не существует в том понимании, к какому мы привыкли. Почему-то часто, когда с нами приключается беда, то мы думаем, что это несправедливо. Мы уверены, что на нас несправедливо и незаслуженно...

Читать далее
Помощь мужчинам, подвергшихся насилию

5.0

Аватар специалиста Мария Корж

Мария Корж

Помощь мужчинам, подвергшихся насилию

Несмотря на то, что большинство жертв домашнего насилия, — это женщины, с мужчинами насилие происходит много чаще, чем вы думаете. Обычно мужчины физически сильнее, чем женщины, но это не означает, что им от этого легче избежать домашнего насилия...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также