Про самооценку
211
0
0
211
0
0
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
…
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице, —
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
…
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом! —
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
…
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
…
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
…
Мальчик
радостный пошёл,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо".
Владимир Маяковский ("Что такое хорошо и что такое плохо?").
Что ж, спасибо Владимиру Маяковскому, который так наглядно показал, насколько легко заразиться привычкой давать оценку себе и окружающим и как легко она, эта привычка, прививается в семье.
Да, все начинается извне — сначала под тёплым кровом родителей, затем — в детском саде и в школе. И дома, и в школе окружающие создают давление. "Вот так правильно, а вот так — успешно, так — красиво", — говорят нам наши родители, воспитатели и учителя. А тем временем процесс постоянного оценивания постепенно становится внутренним. Из процесса адаптирующего он превращается в мучительное и неприятное сравнение себя с другими, который заканчивается довольно-таки закономерным выводом: "Другие лучше, я — хуже".
Такая тема довольно часто возникает на психологических группах и консультациях. И вот в очередной раз она оказалась в фокусе. В ходе обсуждения одной из жизненных ситуаций участники пришли к выводу, что самооценка — это не что-то раз и навсегда данное, а некая динамическая изменяющаяся величина, на которую влияет масса факторов как внешних, так и внутренних. Оказывается, что у многих в течение жизни вырабатывается свой рецепт того, как "быть на плаву" и свои поводы и причины чувствовать себя "ниже плинтуса", которые, впрочем, могут быть выгодны тому, кто их придерживается. Вот такой вывод.
Мне такое завершение кажется правильным — готовых методик по тому, как повысить самооценку, которыми кишит сейчас вся онлайн-среда, нет и не может быть.
Все мы — из маминых пелёнок, детского сада и школы. Все мы пристрастились к зловредной привычке постоянно оценивать и сравнивать себя.
Но личностный рост — это путь к принятию себя. Только принимая себя, мы получаем настоящую возможность развиваться. Не быть хуже других. Не быть лучше других. А быть собой, разным в зависимости от ситуации. А вот этот рецепт уже у каждого свой.