Про правила и границы с детьми
371
0
0
371
0
0
Границы человека формируются в процессе отношений, которые в гештальт-терапии названы отношениями "организм-среда". Когда рождается ребёнок, то средой для него становятся его родители и то, каким способом случаются эти отношения, повлияет на отношения ребёнка со всем миром в будущем, включая туда уже родителей, друзей, незнакомых людей, работу, еду.
Когда ребёнок рождается, у него уже есть внутренний мир, но границы которого он защищать пока не умеет. Ему, малышу, ещё очень сложно и понять, и сказать — "нет, так мне не подходит" — к окружающей среде, которая включает в себя близких, находящихся рядом в раннем развитии ребёнка. То, какие требования будет предъявлять эта "среда" к малышу, и будет началом формирования его границ.
Правила в этом случае выступают своеобразным средством формирования и поддержания границ.
Что имеется ввиду. Парадокс и интересная закономерность в том, что формирование границ ребёнка зависит от того, насколько родители сами могут обозначать свои границы как в отношениях между собой, так и в отношениях с ребёнком. Границы — это возможность сказать — "нет, так мне не подходит". Приведу пример, если ребёнок растёт, что-то ломает или пачкает, что случается нередко в период раннего развития (возраст до 5 лет), и родитель говорит что-то наподобие — "что ты наделал?" или "ну что это такое?!", и это ещё самые безобидные варианты. В этих ответах отсутствует фигура самого родителя и обозначение границы его внутреннего мира.
Такая фраза может быть понята ребёнком, как "ты плохой", а когда есть такое послание, формируется представление, что "мир не безопасен для меня, если я делаю так", формируется базовое недоверие, что в будущем мешает самопредъявлению.
В данном случае, границы могли бы быть выражены словами "мне очень грустно/обидно, что диван/стена/что-либо испачкан/сломан". Что важное есть в этом ответе — обозначение границ родителя, которые он обозначает выражением своих чувств к происходящему, а дальше уже просит не делать так больше, то есть устанавливает правило. Так ребёнок учится понимать, что вот рядом с ним родитель с определёнными границами, и действия по поломке и прочему вызывают в нём определённые чувства, и, чтобы впредь эти границы не нарушать, лучше диван не пачкать/ломать и т.д. В этом месте важно набраться терпения, потому что ребёнок не с первого раза поймёт границы родителя, но терпение и твёрдое отстаивание своих границ поможет ребёнку сформировать свои границы и усвоить правила, которые взрослые устанавливают.
Вместе с правилами ребёнок учится отстаивать и свои границы. То, каким образом были предъявлены правила, с учётом внутреннего эмоционального состояния или нет, будет средством защиты границ в боле взрослом состоянии. Если ребёнок привыкает жить в среде правил, которые просто появляются из "ниоткуда", без объяснения их важности для того, кто устанавливает правила (здесь речь о привнесении чувственного опыта взрослого в контакт с ребёнком), то и в более взрослом возрасте ребёнок начинает следовать чьим-то правилам, редко соотнося их со своим внутренним состоянием.
Как быть, чтобы осознать свои границы и ощущения, например, в ситуации, если ребёнок что-то порвал по невнимательности, а вы хотите, как родитель или педагог, чтобы ребёнок был более внимательным.
Выражаем свои чувства и говорим о своих границах или интересах, правилах для ребенка.
В детстве (лет так до 5–7) мастурбация — это исследовательский интерес ребёнка. Если в семье тёплая эмоциональная обстановка, то ребёнок не будет искать утешения в получении приятных ощущений от собственного самостимулирования. Ребёнок постигает...
Как помочь ребёнку быть творческим?
Когда-то я первый раз разукрасила акрилом свои джинсы, которые были уже старыми и негодными для ношения, на что услышала реакцию родителей, что я испортила вещи. Часто ребёнок, попадая во взрослый мир оценок, смыслов, значений приобретает страх —...