Вернуться на главную

Про питание и воспитание

Дата публикации:
2 ноября 2012

3.0

(1)

1562

0

0

Аватар специалиста Елена Волгина

Елена Волгина

автор

Про питание и воспитание

Итак. Статья про питание и воспитание. У кого-то возникают вопросы, почему я эти две темы в одну корзину сложила? Тогда, в качестве ответа, мой вопрос. Вам не кажется удивительным, что слово питание целиком входит в вос-питание?

Питание — как кормление. И вос-питание — как вскармливание. Такая вот зависимость.

Ну почему? Ведь питание — это про тело, а воспитание — про характер, привычки, судьбу.

Вот и главное: воспитание — это прививание ребёнку правильных привычек. А начинается все с того, как мы кормим, чем кормим, сколько кормим своих детей. Помните мудрое: "Всосал с молоком матери"? Я не про грудное вскармливание, я про процесс воспитания вообще.

Много лет в своей врачебной практике я занималась здоровьем людей с точки зрения тела. Накопила огромное количество наблюдений, в том числе, по патологии пищеварения, аллергиям, нарушениям роста ребёнка. Стала замечать, что бывают необъяснимые факты. Ребёнок абсолютно здоров с точки зрения анализов, УЗИ, рентгенов. И постоянно жалуется на боли в животе, тошноту, плохо ест, плохо спит. Или девочка 14 лет каждое утро просыпается с приступом болей в области печени. И боль эта проходит к концу 3 урока в школе, когда её уже не отправят на занятия. Поверьте, она искренне страдает: с бледным лицом, испариной, рвотой. Или ребёнок ест, ест, ест и не может остановиться. Понимает, что ему плохо от этого количества еды — и все равно — ест. Или не спит и чешется от шоколада, но испытывает к нему непреодолимую привязанность.

Вы когда-нибудь встречали, чтобы кошка съела неподходящую еду? Или второй раз прикоснулась к чему-то, что принесло ей вред? Так что мы делаем со своими детьми, что они перестают понимать, что для них хорошо, а что плохо?

Главная цель воспитания — сделать ребёнка независимым от нас. И вовремя отпустить. Как это связано? Напрямую.

Лишая ребёнка возможности выбрать, что есть, когда и сколько есть, вы лишаете ребёнка его первых самостоятельных решений.

Радуйтесь, если ваш ребёнок сопротивляется, говорит "Я сам!" и плюёт ненавистную кашу.

Плачьте, если ваш детёныш послушен во всем, и подчиняется всем вашим распоряжениям.

Мы очень часто путаем воспитание и подавление.

В этом году на курорте наблюдала такую картину. Мать с ребёнком 7–8 лет ходит вдоль шведского стола с огромным выбором блюд. И ребёнок все время спрашивает: "А мне яйцо можно? А булочку? А сыр?"

А рядом шныряют 4–5 летние малыши, и вполне самостоятельно выбирают себе разумный завтрак.

Понимаете ли вы, что именно в этот момент, когда вы решили за ребёнка, что ему есть, вы загубили ещё один росток его самостоятельности?

В деревенских семьях до сих пор ребёнка до года кормят грудью и с ложки. А в год он получает ложку в руку и ест сам из общего котла. Думаете — это от дремучести? Нет, от мудрости.

Конечно, сейчас у детей есть ограничение по набору "возрастных продуктов". Но право выбрать из "своих" блюд должно принадлежать вашему ребенку.

Думаю, у каждого из вас есть какое-нибудь особо нелюбимое блюдо. Вспомните, как мама упорно кормила вас в детстве манной кашей, или тушёной капустой, морковными котлетами, киселём, молоком с пенками. Пишу и меня передёргивает от отвращения. Есть тут парочка особо "вкусных" воспоминаний. Помните, как вы готовы были выбросить эту липкую кашу в окно, как Дениска из "Денискиных рассказов"? Или вылить молоко в туалет, как только мама отвернется.

Я помню, как в детском саду сидела над стаканом с кипячёным молоком от полдника до ужина. Меня тошнило от этого запаха. Я была больше всех детей в группе. Но воспитатели, уверенные, что молоко полезно, держали меня за столом в целях воспитания. Или боялись, что я за 3 часа с голоду умру?

Не повторяете ли вы сейчас поведение ваших родителей, которые тоже были уверены, что это нужно, полезно и укрепляет здоровье?

Нет, не укрепляет. Когда ребёнок упорно отказывается от какого-нибудь продукта, это означает, что этот продукт ему категорически не подходит. Поймите — он не капризничает. Как врач с сертификатами по детскому питанию и аллергологии, говорю вам — продукты, которые ребёнок ест с отвращением или насилием — не усваиваются и вызывают боли в животе и аллергии с зудом и сыпями на коже. Не имея сил сопротивляться вам, ребёнок свою агрессию направляет на себя.

Если вы когда-нибудь видели детей с тяжёлыми аллергиями, вы помните, как трудно подобрать этому ребёнку еду. Тут уже родители готовы удовлетворить любые запросы ребёнка. А ему ничего не подходит.

Следующая зарисовка из моего отпуска. Родители и девочка 4–5 лет. На столе тарелка с едой и планшет с мультиками. Девочка, не отрывая взгляда от экрана, открывает рот, зависает, забывает жевать. Её подталкивают, прикрикивают — давай быстрее, но выключить компьютер никто не решается. "Ведь тогда ребёнок не поест, как следует".

О, это великое родительское заклинание: "Как следует" — веди себя, ешь, учись и т.д.

Следует из чего? Следует куда? Следует зачем?

Родительское непонимание того, что ребёнок — это отдельный человек, со своим организмом, привычками, характером ведёт к постоянной истории родительского насилия.

Да, да. В психологии детского возраста у отца-основателя З. Фрейда есть такая фраза: "Самое распространённое и жёсткое насилие — это насилие едой".

Дорогие родители, большинство из вас агрессоры по отношению к своим детям.

Что же, во всем потакать ребёнку? Нет, во всем не надо.

Придерживайтесь нескольких "золотых" правил:

  1. Ребёнку еда предлагается. Есть или нет — он решает сам.
  2. Ребёнка кормим только тогда, когда он попросил, когда он голоден. Не превращайтесь в маму из анекдота: "Сыночек, иди домой. — Я замёрз? — Нет, ты хочешь кушать!"
  3. Только ребёнок решает, в какой последовательности, что и сколько он ест за один приём пищи.
  4. Нет "правильной" последовательности блюд. Мы едим десерты и фрукты в конце, что превращает их в неперевариваемую бурду, а в других странах их едят до еды. Или отдельно. Замечали, что сладкое вызывает аппетит, а не гасит?
  5. Чем проще еда, тем здоровее. Наша привычка смешивать в одном приёме пищи множество продуктов очень вредна. Разнообразие должно быть в течении дня или недели. Но в один приём еда должна быть более однородная. Нормально, если ребёнок ест только мясо или рыбу без гарнира, или наоборот.

Ребёнок ещё близок к природе, меньше нас испорчен неправильными привычками питания.

Если ребёнок отказывается от еды — это не означает, что он болен, подавлен или решил уморить себя голодом. Периоды поста есть у всех живых организмов. В это время идёт мощная очистка и оздоровление организма. Ребёнок ещё естественнее нас. Воспринимайте еду, как топливо. Вы ведь не зальёте бензин в полный бак? Так зачем кормить не голодного ребёнка?

Объем еды на один приём должен составлять примерно один кулачок вашего ребёнка. Не ваш кулак — вашего ребёнка. Увидели, насколько вы перекармливаете своих детей?

Дети, раскормленные в детстве, всегда будут толстыми. Сама такая.

Поэтому категорически не хотела такой судьбы для своих детей. И ни разу в жизни не заставила их съесть ни одной лишней ложки. В результате, моя дочь до 6 лет не смешивала продукты вообще. Она отказывалась от салатов, пюре, предпочитая огурчик, помидорчик кусочками и отварную картошку. Яйца ела только "с глазками". Приучила меня к прозрачным куриным бульонам или овощным супам без мяса. Она должна была видеть, что ест.

Вторые блюда ела за два захода: сначала мясо или рыбу, через полчаса — гарнир с хлебом.

Мои дети выросли очень стройными.

Разве трудно вам, родители и бабушки-дедушки, не переносить на ребёнка ваше желание доесть то "вкусненькое", чего не было в вашем детстве? Ешьте сами. Доедайте.

Сейчас другое время, изобилие продуктов, а мы продолжаем жить так, как будто умираем с голоду. Все воспитание и заботу сводим к заботе о еде.

Вы скажете, что все это только "про питание". А вот и нет.

Решая за ребёнка, что и сколько он будет есть, вы отбираете у него ответственность за его выбор.

А это уже прямая дорога к возникновению зависимостей. Ведь, когда его угостят первой сигаретой или рюмкой, вас рядом не будет. А он привык, что кто-то решает за него…

Есть ещё очень много разных тем в вопросе воспитания через питание, например:

  1. У кого в семье должно быть "право первой ложки".
  2. С помощью каких продуктов можно встряхнуть ленивого и успокоить строптивого.
  3. Чем нельзя кормить, если ребёнок проявляет агрессию.
  4. От каких продуктов ребёнок тупеет.
  5. Как и чем кормить, чтобы был здоровым, активным, сосредоточенным.
  6. Как составить индивидуальную диету для вашего уникального ребенка.
  7. Как питать, чтобы ребёнок чувствовал вашу любовь и любил вас крепко-крепко.

И многое-многое другое.

Если вам интересна эта тема, если вы искренне хотите своим детям здоровья, ума, благополучия — напишите ваши запросы в личном сообщении, оставляйте заявки на участие. Если количество заявок будет достаточным, я проведу живой мастер-класс. Следите за объявлениями. Будет практично, результативно. Вы получите рекомендации по вашим конкретным детям. Будем разбирать теорию и тут же искать практические решения для вас, родители и воспитатели.

Очень грустно узнавать какие-то важные вещи поздно, когда дети уже выросли. И уже нельзя что-либо изменить. Знания способны улучшать нашу жизнь. Совсем не обязательно все ошибки сделать самостоятельно. Учиться на чужих ошибках и открытиях гораздо эффективней, быстрее и дешевле. Только представьте, сколько сил и денег потребует устранение проблем со здоровьем и характером вашего ребёнка. Учитесь во время!

Быть родителями — это труд и ответственность. И огромное счастье.

Забота о телеПсихология и психотерапия

Другие статьи автора

Коучинг: "Дал клиенту совет — верни деньги"

5.0

Аватар специалиста Елена Волгина

Елена Волгина

Коучинг: "Дал клиенту совет — верни деньги"

Коучинг: "Дал клиенту совет — верни деньги". Это основная заповедь коуча. На днях прочла статью из серии "Задай вопрос коучу". И хочу задать вопрос: "Только ли у меня вызывает недоумение тот факт, что под коучинг сервируют все, что кому не лень?"...

Читать далее
Как найти своего человека в толпе

5.0

Аватар специалиста Елена Волгина

Елена Волгина

Как найти своего человека в толпе

Итак, мой читатель, ты уже разобрался со своими целями и намерениями (читай статью "Одиночество среди одиноких"). И решил, что нужно искать своего человека. И тут вопрос: что значит — своего? Проблема в том, что очень часто мы этого не знаем. И...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также