Привет из "тяжёлого" детства
679
0
0
679
0
0
(История из моей практики. Имена и возраст намеренно изменены.)
Её зовут Нина, 27 лет, симпатичная высокая девушка в короткой юбке. Обратилась ко мне с запросом — помочь наладить отношения с начальницей. Своевластная руководительница изводила "бедняжку" своими придирками. Во время общения с клиенткой заострил внимание на резкую смену её реакций: с "официальной" на "детскую" и наоборот. "Какое-то странное сочетание", — подумалось мне: смущение и одновременно вызов — короткая юбка. Она долго рассказывала, как ей невыносимо в общении со своей начальницей. Я же смотрел на Нину и думал про её детские обиды.
— Расскажи мне про своё детство, — перебил я обычный ход сценария.
Детское выражение лица, слёзы на глазах, голова опущена вниз, руки нервно на "замке". Она призналась, как презирает родного отца и жалеет свою мать: "Отец всегда со всеми играл, обманывал, его потом посадили в тюрьму за кражу… Мы регулярно носили ему передачи, а самим есть было нечего. Голод. Постоянно меня "кидал" — обещал что-то и не выполнял. Мать, однажды, узнав, что у отца другая женщина, заставляла меня следить за ними! Потом начала пить… Если бы ни бабушки, то…" — далее последовали обрывки фраз, нескончаемый поток эмоций.
— Нина… — остановил я- Какой вывод ты вынесла из детства?
— Никому не доверяй, — холодно ответила она.
— Нина, постарайся вспомнить какой-нибудь эпизод из детства…
Она погрузилась в прошлое, кабинет растворялся в его воспоминаниях. На смену явилась очень яркая живая картина: "Девочка Нина, лет двенадцати, в комнате с младшим братом, за которым постоянно приходилось следить. Холодно. Хочется остаться одной. Села на пол поближе к батарее — там теплее, куклы рассадила рядом. Сжата в комочек…". Двенадцать лет, куклы,.. не поздновато ли? Напрашивался вывод: девочке Нине очень хотелось продлить детство. Сердце разрывалось на части. Я желал обнять этого ребёнка и согреть, холодно же, просто погладить по голове. "Стоп-стоп!" — удерживал себя, чтобы не сорваться с места. "Где я?" — пытаюсь вернуться обратно в кабинет. "Кто я? Я — психолог, — возвращаюсь в реальность. — Я не её отец. Я — Психолог! — напоминаю себе. — Она сама должна…".
— Нина… — произношу я, — "отправляйся" к той двенадцатилетней девочке, туда, в комнату, к батарее. Просто обними Ниночку и скажи, что нужно, чтобы стало хорошо. Ты найдёшь сильные и правильные слова!
И она "отправилась" туда. Cела рядом с ней на корточки, обняла её крепко-крепко и начала говорить. Она сказала, что очень любит её, что знает её будущее — всё будет хорошо. Она всегда рядом. Пообещала, что защитит её! Так Нина спасла саму себя!
Клиентка "вернулась" в кабинет спокойной и умиротворённой, будто что-то внутри сложилось и соединилось. На мой странный вопрос, c каким изначально запросом она пришла, Нина не находила ответа, пока ни пришлось ей напомнить: "У тебя ведь были проблемы с начальницей?!".
— С какой ещё начальницей? — смеясь, ответила она.
Проблема перестала существовать!
Методы и приёмы, использованные в работе с Ниной:
"Перенос — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии. Контрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе процесса". Википедия.
Рассказ Нины вызвал у меня массу эмоций как у "отца": хотелось согреть, обнять, поддержать "маленькую Нину".
В работе использовался "эриксоновский гипноз" и "переписывание жизненного сценария".
Эриксоновский гипноз — неклассический вид гипноза. Данный метод основан на мягком, символическом подходе к клиенту; традиционный же гипноз основан на авторитарном подходе гипнотизёра к клиенту. В эрикосновском подходе нет шаблонов и схем, учитываются только индивидуальные особенности клиента.
Переписывание жизненного сценария. Человек приходит в этот мир "Tabula rasa" — "чистая доска". На неё он заносит всю информация о мире: что-то увидел — записал, услышал — записал; окружающая среда, обстановка, родители, чьи установки заносятся напрямую, без всякой критики. Вот часть установок, которые может иметь человек в результате: "не высовывайся", "не доверяй", "не трать денег впустую", "не говори ерунды" и прочее. Часть установок могут быть полезными, а часть — вредными. При этом деструктивные установки также попадают в жизненный сценарий. Переписывание жизненного сценария — это работа с прошлым по устранению, изменению вредных жизненных установок. Выявляется сюжет из прошлого, который формирует негатив в будущем. Далее, используя ресурсы (сам клиент во взрослой позиции, родственники, иные реальные либо воображаемые персонажи), переписывается "картинка" конкретной ситуации.
"Весь мир — театр, а люди в нём — актёры! Кто плут, кто — шут, а кто простак, мудрец или герой". У. Шекспир. Весь мир, как говорил Шекспир, похож на театр. Подумайте о том, что вся ваша жизнь проходит на "сцене театра". Вы играете различные роли:...
Всем не поможешь (о работе психолога)
В мире существует множество факторов, воздействующих на развязку клубка с проблемами, и влияние психолога на их разрешение порой незаметно. Наилучший исход психотерапии — когда клиент самостоятельно принимает решение по выходу из проблемной...