Привет из девяностых: культ силы и архетип гопника
88
0
0
88
0
0
Каждой культуре и эпохе присущи свои архетипы, и в девяностые годы архетипической стала фигура "гопника". Кто же такой гопник? Это человек с низким уровнем социальной ответственности и культуры, который привык решать свои проблемы путём применения физической силы и хамства. Гопниками называли тех, кто отжимал кошельки, приставал к прохожим на улицах поздними вечерами, зарабатывал на жизнь воровством и мошенничеством... В девяностые это был образ человека, которого одновременно боялись и презирали.
Если проводить культурные параллели, гопник - это образ разбойника, бандита или пирата. В сказке "Снежная Королева" были подобные разбойники, которые напали на золотую карету Герды. На первый взгляд может ошибочно показаться, будто бы у них нет никакой морали. Они нападают на людей, воруют и убивают. Но дальнейший сюжет сказки открывает нам новую грань: взявшая в плен Герду разбойница оказывается чуткой и сострадательной. Она сочувствует истории Герды и отпускает её с дарами. В то же время её нежность проявляется весьма специфично: своему оленю она щекочет горло ножом, а Герде то и дело в шутку угрожает расправой.
Культура гопников аналогично характеризовалась противоречивой моралью. С антисоциальным образом жизни сочетались его оправдания и особая философия примитивного прагматизма. Например, с точки зрения гопников, обмануть лоха - благое дело, и лох сам виноват в том, что был обманут, ибо нечего доверять кому попало. То же самое в отношении вопроса насильственного перераспределения благ - "а нечего светить дорогим телефоном посреди тёмной улицы".
С психологической точки зрения, гопник - это типичный возбудимый психопат. Человек, который испытывает явные трудности с самоконтролем и не может организовать себя для продуктивной деятельности, например, учёбы или работы. Такой человек живёт во власти своих влечений и животных порывов. Он вспыльчив, конфликтен, легко возбудим, не настроен на долгосрочное планирование, склонен реализовывать все свои порывы в настоящем моменте, эмоционально неустойчив и не способен к глубокой рефлексии. Вероятно, именно из-за эмоциональной неустойчивости и переменчивости настроения такие персонажи периодически романтизировались массовой культурой, как "благородные и великодушные пираты" с широкой душой и большим сердцем. Ведь эмоциональные порывы неустойчивого человека не всегда деструктивны, но всегда находят прямое выражение в его действиях (его психике недоступна символизация), что можно спутать с искренностью, открытостью и подлинностью бытия.
В психологии Юнга феномен гопника представляет собой Тень того общества, которое сложилось в девяностые годы, когда старый порядок уже рухнул, а новый ещё не сформировался. Это было время хаоса и турбулетности, люди жили в состоянии неопределённости. Такое время продуктивно для выхода Тени, которая, вероятно, сформировалась гораздо раньше - еще в советское время, когда приличными и социально одобряемыми, наоборот, считались такие качества, как честность, порядочность, надёжность, трудолюбие и самоконтроль. В противоположность всему этому гопники демонстрировали примитивные установки на простую и гедонистичную жизнь во благо себе, а не обществу, и посредством силы, а не труда.
Актуален ли сейчас архетип гопника? Кажется, будто бы он вышел из моды и ушёл в далёкое прошлое, но многие современные люди несут его в себе как часть истории. Например, боятся возвращаться домой по тёмным улицам даже в безопасных районах. Или внезапно могут переходить на язык гопников в момент конфликтов. На психотерапевтических сессиях и группах часто встречается образ гопника как защитный, и фантазии о нём нередко свидетельствуют о том, что человек ощущает себя беспомощным и нуждается в компенсирующей это состояние гиперсиле. Аналогично фантазии о подобных фигурах или стремление походить на них может свидетельствовать о нехватке отцовской фигуры в жизни человека и гиперкомпенсации. И в психологической работе такой образ содержит в себе достаточно мощный ресурс. Особенно актуален он в ситуациях, когда требуется чистая жизненная энергия, животный порыв, чтобы выжить.
Однако в повседневной и мирной жизни отыгрывание архетипа гопника, скорее, выглядит как дезадаптация. Девяностые остались позади уже больше четверти века назад. В современном мире всё больше ценится высокий интеллект и внутренняя культура человека, а физическая сила и вовсе не играет никакой роли, если, конечно, специально не искать работу грузчиком. С момента девяностых мир стал намного более упорядоченным и спокойным. И, хотя, моменты турбулентности всё ещё возникают, сейчас они переживаются обществом уже иначе. Интеллигентные и образованные взрослые люди с хорошими заработками сейчас предпочитают самостоятельно выбирать, где и как им жить, вместо того, чтобы демонстративно, но мнимо и искусственно противопоставлять себя общепринятым нормам. Мода на жизнь "по понятиям" также сошла на нет, и сейчас более современно соглашаться с тем, что понятия у каждого свои, а для разборок нанимать квалифицированных юристов и использовать язык дипломатии.
Несмотря на социальные изменения, архетип гопника всё же остаётся актуальным для многих людей на уровне психики. Это выражается в романтизации таких фигур в кино и литературе, в мечтах, фантазиях, образах и снах на тему этих фигур, которые довольно распространены. Например, в фантазиях о том, чтобы стать такой фигурой или иметь такого друга на случай передряг. По-видимому, у современного человека есть запрос на этот архетип, и запрос проявляется тем острее, чем больше осложняется социальная жизнь. По сути, это запрос на что-то примитивное, простое и понятное. На справедливую силу и защиту. Запрос, растущий из бессилия и ужаса. Запрос, растущий из отчаяния и социальных неудач, а выражаясь юнгианским языком, - из глубины подчинённой функции, из ядра бессознательного и воли к смерти, назад к простоте инертной материи и архаике первобытных времён.
Для многих отраслей человеческой деятельности кризис является чем-то нежелательным, что обычно пытаются предотвратить, например, экономический кризис или кризисные состояния в медицине. В психологии подход к кризисам совершенно иной, ведь кризис в...
Почему мы выбираем не тех людей и как формируются связи?
Формирование связей между людьми - загадочный процесс, который не всегда поддается прямому и простому осознанию, и это касается любых значимых связей с людьми. Один учитель может быть компетентным и знающим, но не вызывать эмоционального отклика,...
Проблема мотивации: как заставить себя?..
Вопрос "как заставить себя что-то сделать?" - один из самых популярных запросов на терапию. На практике это часто выглядит так, что хочет, например, человек заниматься спортом, но не может дойти до зала, либо хочет учить иностранный язык, но не...
Война полов как проблема культуры: кто всё-таки платит за кофе?
За последнее время на психологическом форуме создаётся очень много тем, посвящённых недовольству противоположным полом, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. Претензии обоих полов друг к другу довольно мелочны и однообразны, и они, как...
Кризис среднего возраста, что это и почему он происходит?
Кризис среднего возраста, что это и почему он происходит? Кризис среднего возраста — это глубокий внутренний конфликт, который возникает, когда человек сталкивается с осознанием, что значительная часть его жизни уже прошла, и она не соответствует...
Сложности в коммуникации с партнёром: как услышать друг друга
Взаимоотношения — это диалог двух людей, а не монолог одного. Однако, порой мы сталкиваемся с тем, что кажется, будто нас не слышат, или сами не можем понять, что хочет донести партнёр. Сложности в общении возникают у всех пар, и их преодоление —...
Научись говорить о себе. Как групповая терапия помогает найти свой голос. Многие из нас умеют распознавать что происходит внутри них. И вот вроде бы хочется рассказать, что тревожит или радует, но язык будто заплетается. Кажется, что вы не сможете...