Природа формирования созависимости
635
0
0
635
0
0
Созависимость — одна из распространённых проблем, мешающих полноценной жизни людей.
Понятие созависимость часто употребляют, когда речь идёт о близком окружении человека, зависимого от психоактивных веществ (ПАВ), изменяющих сознание. Да, действительно, проживание с зависимым человеком накладывает на жизнь близких особое состояние тревоги и постоянного ожидания неприятных событий. Длительное пребывание в подобном состояние само по себе вызывает обострение симптомов созависимости, таких, как: потеря чувствительности, увеличение толерантности к эмоциональной боли, игнорирование своих потребностей, отсутствие наличия своих собственных желаний, неспособность испытывать чувство настоящей близости и любви, потребность в постоянном одобрении окружающих, поддержание унижающих достоинство отношений, чувство бессилия что-либо изменить.
Но, если рассмотреть проблему созависимости глубже, истоки формирования созависимости лежит ещё в детстве. Почву для формирования создают семья и социум, способствуя передаче паттернов поведения из поколения в поколение. Деструктивные (холодные или гиперопекающие) взаимоотношения закрепляются как норма.
Созависимость возникает тогда, когда два психологически уязвимых (с недостаточно сформированным Я) человека устанавливают взаимоотношения друг с другом. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему для создания психологически завершённой или независимой личности. Т.е. другой заполняет собой недостающую часть Я. Поскольку ни один из них не может чувствовать и действовать совершенно независимо от другого, у них возникает тенденция держаться друг за друга. В результате внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого, а не на самом себе. Взаимоотношения не могут быть прочными, потому что они всегда сосредоточены на другом человеке и на том, что может случиться. Это ведёт к тому, что такие люди пытаются установить контроль друг над другом, обвинять в своих проблемах друг друга, а также надеяться, что другой будет вести себя именно так, как хотел бы его партнёр. В таких случаях люди не сосредоточивают внимание на своих внутренних ощущениях и саморазвитии. Фокус всегда находится вовне, а не внутри.
Каждый тип созависимого человека включает в себя комплекс, выросший на месте надломленного Я в связи с дефицитом любви, закладка которой происходит во взаимоотношениях с матерью в возрасте до 2–3 лет. Если по каким-то причинам во взаимодействии с мамой не устанавливается базовая потребность в безопасности, то нарушается картинка безопасного мира в целом. В обострённой форме данный комплекс проявляется в: самоуничижении, мученичестве, садистских наклонностях, нарциссизму и ненасыщаемости любви. Для заполнения пустующей оболочки Я созависимый выбирает разные формы созависимых отношений:
У созависимой личности отмечается патологический страх одиночества в связи, с чем созависимый способен длительно продолжать отношения, приносящие очень тяжёлое эмоциональное напряжение, но страх расставания и предстоящего одиночества представляется гораздо более страшной перспективой.
Часто люди с зачатками созависимости связывают свою жизнь с партнёрами, которые могут быть зависимы от алкоголя, наркотиков, азартных игр и т.д., взаимодополняя тем самым невротические потребности, создавая взаимозависимость.
Созависимость вносит изменения в жизни человека во всех сферах: физической, эмоциональной, социальной и духовной, и в процессе выздоровления необходимо уделять внимание восполнению потерь так же во всех сферах.
Ресурсами для выздоровления от созависимости являются:
Действительно, общаясь с людьми с подобными симптомами, очень помогает созависимым снять с себя уникальность проблемы, получить поддержку и обратную связь, как процесс выздоровления проходил у них, и что помогало наиболее эффективно добиться результатов.
Но успех терапии во много зависит от стадии принятия, на которой находится созависимый в настоящий момент.
На стадии отрицания созависимый убеждён, что с ним и его семьёй всё в порядке, и мнения окружающих, и даже близких людей воспринимают очень критично. Отказываются верить в очевидные для других людей вещи и все доказательства оправдывают объяснениями. Это происходит как механизм психологической защиты и неготовность обрушить на себя всю тягость проблемы. Пытаются бессознательно отодвинуть этот момент как можно дальше в надежде, что ситуация разрешиться сама собой.
На стадии гнева созависимый обвиняет во всех проблемах партнёра, а если партнёр имеет зависимость от ПАВ, то при обвинении его созависимый получает и поддержку со стороны социума. Как бы зависимость является причиной, а не следствием их обострённого состояния.
На стадии торга созависимый готов работать над собой, но на определённых выгодных для него условиях.
На стадии депрессии созависимые наиболее полно ощущают потребность в поддержке со стороны других людей и поэтому в действительности обращаются за помощью осознанно. И при применении рекомендаций со стороны психолога, например, видят в этом действительную возможность избавления от состояния, которое они уже чётко идентифицируют как созависимость.
На стадии принятия созависимые, как правило, работают над выздоровлением и самостоятельно, и при помощи специалистов и других людей используя для этого все возможные способы.
Но, к сожалению, данные стадии могут сменять друг друга, и процесс выздоровления может затягиваться чередуя периоды эмоциональных срывов и ремиссий.
Так же при работе с созависимым состоянием не маловажным феноменом является вторичная выгода. Проявляется как выгода, получаемая при использовании устоявшихся ролей, таких, как: жертва, спасатель, преследователь. С помощью них созависимые удовлетворяют невысказанные психологические желания и потребности приемлемым для социума образом, не осознавая, что использование ролей причиняет вред близким и им самим. Тормозит реальное решение проблем, привнося путаницу и страдания.
В роли жертвы присутствует легальная возможность избежать выполнения определённых действий, доказывая самому себе, что его проблема действительно неразрешима. При этом избегая тяжёлой внутренней работой над изменениями.
Преследователь может с полным правом почувствовать и проявить гнев и превосходство, власть и подчинение других. Компенсируя невротические потребности в признании, скрывая страх и беспомощность в реальных действиях.
Спасатель имеет смешанный или скрытый мотив, который выгоден именно тому, кто спасает, т.е. созависимому. Это доверие, которое он видит со стороны окружающих, социальное одобрение, и чувство нужности, и власти над "спасаемым". Спасатель поддерживает партнёра в зависимом положении от себя. Избегает тем самым взгляда на свои собственные тревожности и скрытые чувства.
Осознавая причину формирования созависимого состояния, легче отследить проявления данного симптома, а значит, наиболее эффективно воздействовать на него. Работа над созависимым состоянием не только повышает качество жизни самого человека, но и положительно сказывается на его близком окружении, переводит семью в конструктивное функционирование и помогает избавлению от разного рода зависимостей, если таковые имеются в семье.
Созависимость как семейная болезнь
Распространённость зависимостей в современных российских семьях достигла уровня пандемии. На бытовом уровне признаки той или иной зависимости можно обнаружить почти в каждой семье: кто-то ночь напролёт засиживается за компьютерными играми, кто-то...
Анна Нестюркина
Oфлайн
Москва