Причины психосоматических заболеваний (в частности, кожи)
2980
0
0
2980
0
0
Представление о том, что здоровье тела неотделимо от души, можно найти уже и в древних источниках, так Платон говорит в "Хармидах": "Ибо величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела и врачи для души, поскольку одно неотделимо от другого…"
В современном мире с его огромной скоростью жизни, бесконечным потоком информации, также увеличивается скорость и диапазон общения между людьми, в результате нарастает количество стрессовых, давящих на человека ситуаций, в которых оживают внутриличностные конфликты, а прислушаться к себе, осмыслить возникающие чувства, чаще всего не представляется возможным. Как правило, чувства, которые возникают на определённую, весьма значимую для человека ситуацию, подавляются, чаще всего это происходит на бессознательном уровне, и тогда начинает говорить тело, что приводит к возникновению симптомов, а в частности, к психосоматическим заболеваниям.
Многочисленные исследования подтверждают, что наши мысли оказывают физическое действие на все главные органы с помощью трёх систем: автономной нервной; эндокринной; иммунной:
Нервная, эндокринная и иммунная системы действуют вместе, переводя наши мысли в физиологические реакции. Часто действия автономной нервной и эндокринной систем имеют заметные проявления, которые возникают немедленно. Например, если вы представите себе любимого человека, ваше сердце начнёт биться учащённо. Вы получаете непосредственную обратную связь, поэтому легко установить взаимосвязь.
Надеюсь, вам уже очевидно, что между мыслями и эмоциями, между эмоциями и физиологическими реакциями существует изначальная тесная связь, а это значит, что мысли влияют на наше здоровье. Именно поэтому многие болезни сегодня принято называть психосоматическими, определяя в самом названии последовательность возникновения и развития телесного расстройства (греч. psyche — душа, soma — тело).
Психосоматические болезни в более узком смысле — это болезни в основе которых заложена телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа.
Классически к психосоматическим заболеваниям относятся:
В настоящее время к этим болезням ещё относят:
Более подробно хотелось остановиться на заболеваниях, связанных с кожей, которая представляет собой, как и центральная нервная система, эктодермальный вырост, в особенности хорошо позволяет распознавать психическое состояние человека.
Кожа уже физиологически является одним из важнейших органов выражения наших эмоций, как это становится видно на примерах покраснения, побледнения, выступания пота, появление зуда или гусиной кожи вследствие соответствующего эмоционального возбуждения, она — как лакмусовая бумага, на которой проявляются внутренние конфликты. А также рефлекторные изменения в коже: побледнение, покраснение являются составными частями эмоциональных состояний, таких, как ярость и страх. На тревогу может появиться пиломоторная реакция, о чём свидетельствуют такие выражения, как "волосы встали дыбом". Кожа также является важным органом чувств, и как таковая подвержена конверсионным симптомам — например, анестезии, парастезии и гиперстезии.
Кожа — очень сложный орган с множеством функций. Она связана с дыханием, регулированием температуры, защитой, а также с сенсорными и моторными реакциями на стимуляцию. Кожа крайне гибкая: она образует наиболее эффективное прикрытие всего тела, не допускающее проникновения неизвестных агентов; она помогает регулировать кровяное давление; постоянно обновляет и восстанавливает себя, и она необыкновенно эластична.
В настоящее время наиболее изученными клиническими появлениями кожных расстройств как части невротической симптоматологии являются такие состоянии, как нейродерматит, экзема, ангионевротический отёк, крапивница. В этих заболеваниях большое значение имеет расчёсывание. Психоаналитические исследования показывают, что важным фактором расчёсывания являются враждебные импульсы, которые из-за чувства вины отклоняются от своей первоначальной цели и направляются против собственной персоны. Итак, остановимся более подробно на некоторых причинах, вызывающих психосоматические заболевания, в частности, заболевания кожи.
Вопрос о механизме и причинах возникновения психосоматических, в том числе и кожных заболеваний, сложен. Здесь играют роль и специфичность ситуации, и личная история человека, особенности его характера и др. Мы остановимся лишь на некоторых наиболее общих источниках возникновения психосоматических, т.е. эмоционально обусловленных, заболеваний. К ним относятся:
В некоторых семьях принято подавлять часть эмоций в воспитательных целях: "Плачут только неудачники", "Мужчины не плачут", "Смеются только невоспитанные люди" и т.д. Результатом такого воспитания становится неспособность воспринимать и словесно выражать свои чувства. Эта неспособность является одной из основных причин психосоматических болезней, таких, как ревматоидный артрит, бронхиальная астма, онкологических и кожных заболеваний. Непроявленные эмоции подобны пружине: чем сильнее человек стремится подавить их, тем больше внутреннее напряжение. И в конце концов подавленные чувства прорываются наружу через симптомы заболеваний.
В качестве иллюстрации хотелось бы привести клинический случай девушки, страдающей длительное время от приступов тяжёлого нейродермита.
22-летняя пациентка, незамужняя девушка, была направлена на лечение из-за повторяющихся приступов тяжёлого нейродермита. Поражения, выступавшие главным образом на лице, верхних и нижних конечностях, имели характер экземы и представляли собой дискретные, красного цвета, мокнущие зудящие участки.
Пациентка яростно расчёсывала высыпания, особенно во сне, пока они не начинали кровоточить так, что девушка часто была совершенно обезображена. Она консультировалась у ряда дерматологов и обычно слышала, что ей ничем не могут помочь, поскольку её состояние вызвано эмоциональными факторами, — вывод, который она сама сделала на основе регулярного чтения психологической литературы.
Кожные высыпания появлялись и исчезали в течение всей жизни пациентки. Первый раз экзема возникла у неё через неделю после рождения. Её мать во время беременности была сильно расстроена случайной смертью своего семилетнего сына, а впоследствии — уходом мужа и разводом. Детство девушки прошло в домах различных родственников, где у неё всегда было ощущение незащищённости из-за робости её матери и своего статуса, который был обесценен практически до уровня домашней прислуги. Пациентка была застенчива и социально дезадаптирована в школе, но проявляла живость и яркость в учёбе. Она сильно страдала от ощущения своей "инаковости" и ненужности из-за экземы, отсутствия отца и нормальной семейной жизни. Однако во время учёбы в университете с наступлением физического созревания она оживилась и получила социальное признание.
После окончания университета она нашла хорошую работу и начала пытаться строить отношения с мужчинами. Все эти отношения прерывались, и разрывы отношений сопровождались тяжёлыми приступами экземы. В тот период, когда эта повторяющаяся картина стала угрожать возможности работать и иметь нормальные межличностные отношения, ей пришло в голову обратиться к психотерапевту.
Начался курс психоанализа, и у больной практически сразу возник эксплозивный мазохистский невроз переноса. Одновременно с обострением кожных высыпаний пациентка любым способом демонстрировала ожидание быть отвергнутой терапевтом, а также чувство вины из-за переноса агрессии и эротических желаний. Эти чувства смещались у неё на отношения с мужчинами, характеризующиеся немедленным удовлетворением сексуальных импульсов, и сопровождались депрессией, чувством вины и агрессией, когда она узнавала, что мужчина не собирается на ней жениться. Именно в этот момент кожные высыпания всегда достигали максимума.
В ходе психоанализа выяснилось, что пациентка воспринимала психотерапевта (и некоторых других мужчин) в качестве давно потерянного отца. На эти замещающие отца фигуры она обращала свои зависимые оральные желания тепла, уюта, общего кожно-мышечного "объятия". После фрустрации этих желаний у неё возникали агрессия и чувство вины. Эти чувства частично регулировались проекцией ответственности по формуле "все мужчины — сволочи", а также кожным выражением аффекта. Свои агрессивные чувства она выражала расчёсыванием, и получающееся в результате уродство изображало стыд, унижение и неприятие. В этот момент, чувствуя себя совершенно недостойной любви, пациентка совершала попытку установить тесные отношения со своей матерью и после неудачного завершения попытки входила в депрессию. Под конец цикла появлялась маскулинная форма протеста, пациентка начинала уделять больше внимания работе, уклоняться от тесных связей с женщинами и мужчинами, у неё смягчался аффект, и происходило очищение кожи.
В течение трёх лет терапии пациентка постепенно стала осознавать свой повторяющийся паттерн и в конце концов смогла построить немазохистические отношения с мужчиной, за которого она впоследствии вышла замуж. В результате снижения агрессии и чувства вины она смогла позволить себе удовлетворение от этих отношений; кожные высыпания исчезли и больше не появлялись.
Эффективная терапия кожных заболеваний, как и других психосоматических заболеваний, требует согласованного психологического и соматического лечения. При этом психотерапия должна воздействовать на лежащие в основе такого состояния эмоциональные факторы. И что важно отметить, что порой только в результате психотерапии становится возможным разорвать замкнутый круг, который порой незримо для пациента способствует возникновению психосоматических заболеваний.