Причины плохой успеваемости в школе
893
0
0
893
0
0
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребёнка и сделать всё возможное, чтобы школа со своими жёсткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни. Проблема школьных трудностей поднимается во всём мире. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью, само по себе не так страшно.
Негативные последствия сказываются на формировании личности ребёнка:
Успеваемость в школе не всегда является показателем уровня интеллекта. Бывают очень яркие одарённые дети, у которых не получается добиться успеха и признания в школе. Если учащийся старается изо всех сил, но при этом прогресс в учёбе не очевиден, причиной этому могут быть более глубокие проблемы.
Причинами школьных затруднений, по мнению нейропсихологов и детских психологов, становится не отсутствие каких-либо знаний, навыков, и не лень, а более глубокие проблемы. Успешно учиться и общаться, в первую очередь, должен быть готов организм ребёнка: успех базируется на его здоровье.
Биологические причины плохой успеваемости (наследственные факторы, осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов, соматические заболевания в раннем возрасте, индивидуальные особенности мозговой организации психических функций).
Мозговые процессы, отвечающие за овладение моторными навыками, также отвечают и за способность к обучению. Моторные навыки и способность к обучению целиком и полностью зависят от эффективности сенсорной обработки. Если ребёнок не способен правильно интегрировать информацию от органов чувств, то, скорее всего, у него будут проблемы с обучением. Как раз этот недостаток и является первопричиной неуспеваемости.
Средовые факторы, способные вызвать трудности в обучении (педагогическая запущенность, гиперопека, бедность предметной среды, окружающей ребёнка, недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития, незнание или непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребёнка).
К средовым причинам школьной неуспеваемости так же относится такой фактор, когда в погоне за более высокими оценками все больше школ отказываются от физического воспитания и перерывов. Учитывая влияние физической активности на познавательную деятельность, этот подход лишён смысла. Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, доставляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц, она также стимулирует выработку протеина, который способствует созданию нейронных связей.
И сама школа является крупным источником стресса, особенно для правополушарных детей с плохой академической успеваемостью. Обучение, ориентированное на левополушарное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно ведёт к стрессу, который является психофизиологической реакцией организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы. Установлено, что дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систему.
Кроме того, стрессам способствует постоянная угроза наказания за ошибочные ответы и действия. Ситуацию, происходящую с детьми в школах, Р.И. Айзман выразил так: "У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о "школьном шоке". Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия, что является основной причиной "забывания" информации на проверках и экзаменах. Это особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа".
Многочисленные исследования показали, что хроническое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребёнка. Во время стресса развитие и миелинизация нервных путей происходят только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в лимбической системе и неокортексе ограничивается.
Постоянное воздействие стресса приводит к тому, что нервная активность сосредоточивается в основном в правом полушарии и стволе мозга, в симпатической нервной системе. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно гиппокампа лимбической системы, непосредственно участвующего в обучении и запоминании. Например, нейротрансмиттер адреналин, который также выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу или бегство.
В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия максимально увеличивается. Во время постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильными, а внутренние — слабыми и растянутыми. Этот рефлекс периферического зрения сформировался в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности. Движение глаз ребёнка является значимым фактором развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребёнок обязательно будет испытывать трудности во время чтения и понимания прочитанного (К. Ханнафорд).
Кроме того, информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия,который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, выпрямлению и отведению колен назад.
Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носочках. К.Ханнафорд прежде всего уделяет особое внимание расслаблению и удлинению икроножной мышцы при помощи кинезиологических упражнений.