Повторение — мать учения
618
0
0
618
0
0
Не зря говорят: "Повторение — мать учения". Прочность запоминания достигается в основном благодаря повторению.
Но всегда ли повторение продуктивно? Однообразное, механическое повторение без перерывов требует большой концентрации внимания, большого терпения, но не отличается прочностью.
Пересказ сразу после прочтения текста — это прекрасный способ тренировки памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходит обработка информации. Если просто прочитать ещё раз тот же материал, то происходит просто "узнавание" знакомого материала. Создаётся иллюзия знания. Но материал не закрепляется в памяти.
Разнообразное, распределённое по времени повторение гораздо эффективнее. Сначала повторить сразу после запоминания, затем через 15–20 минут, затем через час, далее — через 3–4 часа, и ещё раз через 24 часа. Каждому человеку лучше выработать свой собственный алгоритм запоминания в зависимости от типа восприятия и исходного уровня памяти.
Надо определить логическую последовательность информации, выделить в нём главное, составить схему, найти собственные примеры, подобрать иллюстрации. Также для прочного сохранения информации необходима установка на запоминание: материал пригодится ещё много раз, без него сложно обойтись в жизни, определить для себя, где и когда эта информация будет полезна.
Не менее важно, чтобы запоминаемая информация находилась в системе, т.е. нашла связь с уже имеющейся в памяти информацией. Отрывочные сведения извлекать из памяти намного труднее. При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 минут).
Когда материал выучен на 60–70%, лучше сделать перерыв на 10 минут и переключиться на что-нибудь другое. Затем снова вернуться к запоминаемому материалу, и не перечитывать снова, а припоминать, сверяясь с текстом. За время перерыва включатся процессы непроизвольного припоминания (учёные назвали их реминисценцией), и материал закрепится в памяти даже лучше, чем если бы в это время мы его повторили ещё раз или два. Если не делать перерыв, а продолжать зубрить материал, то происходит подавление следов в памяти.
Большое значение имеет наше отношение к запоминаемому материалу. Если мы испытываем негативное отношение, если нам непонятно, для чего мы это учим, то положительного результата ожидать не стоит. Заучивание "из-под палки" очень утомляет, и информация в памяти будет храниться недолго.
Очень яркий пример: когда ученик учит билеты к экзамену по нелюбимому предмету только для того, чтобы его сдать. Он тратит на это намного больше времени, чем на подготовку к экзамену по любимому предмету. И как только экзамен будет сдан, информация очень быстро сотрётся из памяти, как ненужная.
Таким образом, труднее запоминается и легко забывается то, что человек плохо понимает, что человеку не интересно, что не связано с его потребностями. Лучше запоминается то, что у человека вызывает интерес, эмоциональный отклик, "задевает за живое".
Кратковременную память можно расширить, если мысленно повторять информацию, пока она необходима. Например, если нам надо запомнить номер телефона, а записать нет возможности, мы много раз в уме его повторяем. Чем больше мы повторяем информацию, находящуюся в кратковременной памяти, тем больше шансов, что она сохранится в долговременной памяти. Без повторения информация, содержащаяся в кратковременной памяти, исчезает навсегда через 20 секунд. Т.е. если номер телефона, который мы хотели запомнить, исчезает из кратковременной памяти, то мы не сможем восстановить его.
Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать её кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Но если мы осмыслим содержание полученной информации и проговорим его, то информация останется в памяти.
Таким образом, если мы не будем уточнять, осмысливать, дополнять и обдумывать информацию, связывать её с существующими знаниями и воспоминаниями, информация быстро забудется.
ИРИНА БАЗАН
Слова "боль и страдания", казалось бы, неотделимы друг от друга. Нам кажется, что одно без другого просто не может существовать, что если есть боль, то, разумеется, каждый из нас должен страдать в эти самые тяжёлые минуты. Но так ли это на самом...