Вернуться на главную

Понятие осознанности в теории и на практике

Дата публикации:
21 сентября 2013

3.0

(1)

463

0

0

Аватар специалиста Sveta Voronkova

Sveta Voronkova

автор

Понятие осознанности в теории и на практике

Многие бизнес-тренера и тренера успеха очень хорошо прописали теорию, но вот вопросы! — Какими именно навыками должен обладать человек? Как эти навыки приобрести? Как их прокачать? Что нужно для этого делать? Когда делать? Как определить? И т.д. и т.д.

Огромное множество вопросов на данный момент остаётся без ответов.

Давайте попробуем разобраться с одной, на первый взгляд простой, вещью. Много, бесчисленно много раз в книгах по мотивации, саморазвитию, достижению успеха встречается такое слово, как осознанность, в самых разных интерпретациях. Например, быть осознанным, значит быть здесь и сейчас, этого определения в основном придерживаются тренера, в основе учения которых знания и теории Востока. Тренера, которые придерживаются западных технологий, трактуют осознанность как понимание. Осознать, значит понять что-то.

Оговорюсь сразу, я считаю, что тренер должен знать и восточный, и западный подход, но при этом вырабатывать свою философию и своё видение. Огульное клиширование не есть хорошо!

Есть много различных интерпретаций осознанности, но, в основном, они являются переработкой двух вышеперечисленных.

Представим, что человек прочитал ряд книг по саморазвитию, получил много полезной информации и решил применить полученные знания в жизни.

Осознанность:

  1. Быть здесь и сейчас.
  2. Осознать, значит понять.

Вроде, когда читаешь — всё понятно, но когда закрываешь книгу и имеешь намерение попрактиковаться — тупик! Одни вопросы, снова в книгу, но, к сожалению, там ответы не всегда есть.

Давайте разберём "осознанность" с практической точки зрения, какими навыками необходимо обладать, какие условия должны быть, чтобы человек был осознанным. Итак, перечислим (кстати, навыки даны в порядке значимости):

  1. Аналитическое/критическое мышление.
  2. Активное слушание.
  3. Системность мышления.
  4. Открытость.
  5. Нахождение в состоянии расслабленности.

Мы получили пять практических навыков, которые раскрывают два наиболее часто встречающихся в книгах понятия осознанности. Сейчас я постараюсь вкратце раскрыть каждый навык:

  1. Аналитическое/критическое мышление. Человек должен ставить под сомнения всю полученную информацию. Ничто не должно приниматься на веру, человек должен анализировать, пропускать через призму критики любую поступающую информацию. Всё — под сомнение и проверку! ("Развивайте способность критического мышления. Это то, чего не дано толпе. Подвергайте сомнению, чтобы вы не читали и не слушали. Анализируйте, почему большинство думает так, а не иначе" — Рэнди Гейдж).
  2. Навык активного слушания подразумевает намерение человека понять истинные мотивы своего собеседника. Навык имеет две составляющие:Умение вести диалог с помощью вопросов (нужных, целенаправленных вопросов).Анализ и выстаивание в систему полученных ответов.
  3. Системность мышления. Вся информация, которая получена с помощью первых двух навыков начинает систематизироваться путём отсечения всего лишнего и построения целостной картины происходящих в данный момент событий. Получение "сухого" остатка.
  4. Открытость. Все мы делаем выводы на основе прошлого опыта и ярлыков, которые мы навесили всем на всё и вся. Нужно постоянно себя одёргивать и контролировать, когда, не пройдя этапы с 1 по 3, мы уже выстраиваем картину. Человек с закрытым мышлением — это человек, который никогда не будет себя утруждать анализом, критикой, вопросами, выстраиванием — он и так сразу всё по всё знает. Быть открытым, значит применять первый навык к себе и своему мышлению. ("Открытость — вы отказываетесь от необходимости убеждать или склонять других людей к своей точке зрения. 99% энергии тратится на отстаивание своей точки зрения" — Дипак Чопра).
  5. Находиться в расслабленном состоянии. Уверен, многие зададутся вопросом — ну это-то зачем? Объясняю: находиться в состоянии осознанности, то есть, в нашем случае, использовать четыре вышеизложенных навыка, очень энергозатратно. Быть осознанным и напряжённым, если и возможно, то на очень коротком промежуточном временном этапе.

Наша цель — использовать четыре навыка систематически, именно систематически, так как постоянно точно не получится, да это, я уверен, никому и не нужно. Быть расслабленным — это значит иметь резерв энергии на гораздо больший жизненный эпизод, когда необходимо быть осознанным, нежели быть напряжённым. Расслабленным будет в значительной степени только тело, так как мозг будет обрабатывать терабайты полученной информации.

В данной статье я попытался в очень сжатом виде разложить на составляющие такое действие или явление, как осознанность.

Понимаю, что вопросов осталось очень много и это абсолютно нормально. Чем больше вы себе задаёте вопросов, тём более вы осознанны. Ну, а если вопросов не появилось, советую ещё раз, боле внимательно перечитать статью. Тренинги и предусмотрены, в первую очередь для того, чтобы задавать людям вопросы, которые они сами себе не решаются задать и ответы, на которые должны привести человека к осознанию важных в его жизни процессов и механизмов. Второе предназначение тренингов — это отработка посредством моделирования различных ситуаций практических навыков.

Ну и немаловажное — обучение в группе намного эффективнее индивидуального (самостоятельного), так как процесс обучения человека идёт под воздействием групповой динамики.

Психология и психотерапияСаморазвитиеСамопознание

Смотрите также