Вернуться на главную

Помощь нейропсихолога при моторной алалии

Дата публикации:
27 февраля 2025

0

(0)

143

0

0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

автор

Помощь нейропсихолога при моторной алалии

Моторная алалия – это системное нарушение речи, которое проявляется не только в нарушениях речедвигательного компонента, но и касается лексико-грамматической стороны речи, а также фонетико-фонематической.

Моторная алалия относится к тяжёлым нарушениям речи, причинами которой являются органическое поражение центральной нервной системы, особенно корковых зон.

Факторов, влияющих на возникновение данного заболевания, очень много: асфиксии, внутриутробные инфекции, тяжёлый токсикоз матери и другие патологии беременности, родовые травмы.

Основные специалисты, помогающие при моторной алалии - невролог и логопед. И, чем раньше родители обращаются к специалистам, тем больше есть шансов на то, что ребёнок будет вести полноценную жизнь.

Если непосредственно речью занимается логопед, то чем же занимается нейропсихолог? Давайте разберёмся.

Главная задача нейропсихолога – определить главные факторы, обуславливающие патологический механизм речевого нарушения у данного конкретного ребенка. Для этого он проводит нейропсихологическую диагностику. Далее анализирует полученные данные, делает вывод (заключение) и ведет коррекционную работу.

Немного теории о том, какие зоны мозга участвуют в осуществлении речи и могут быть поражены при моторной алалии.

При моторной алалии поражаются корковые отделы головного мозга, а точнее, моторные и премоторные зоны, возможны нарушения функциональных связей с префронтальными, нижнетеменными отделами. Премоторные зоны мозга осуществляют функции моторного переключения, планирования и удержания программы деятельности. Нарушения проявляются в трудностях построения слов (ребёнок меняет местами слоги, в персеверациях – инертных повторениях слогов, антиципациях – предвосхищении слогов, букв, в упрощении программы – пропускает слоги и сочетания букв в словах и др.), в трудностях построения фраз. Ведь фразу необходимо запланировать, то есть сформулировать, а потом говорить. И всё это должно происходить естественно, быстро. А ребёнок не может, потому что путь от мотива (что хочу сказать) до его реализации (как сказать) становится непреодолимым.

Чтобы правильно произнести слово, необходимо не только вычленить из речи количество слогов, но и проконтролировать их порядок. И не только слогов, а сочетаний букв. В осуществлении данного контроля главную роль играет префронтальная кора мозга.

Чтобы правильно воспроизводить все звуки в слове, нужно их зрительно и на слух воспринять, иметь хорошую чувствительность артикуляционного аппарата, правильно расположить в пространстве органы артикуляции. В осуществлении этих функций решающую роль играет так называемая зона ТПО (на стыке теменно-затылочных и височных областей мозга).

Нейропсихолог оценивает степень сформированности психических функций к определенному возрасту. В случае несоответствия принимает коррекционные меры.

При моторной алалии часто обнаруживается истощаемость ребёнка. Нейропсихолог определяет, что является главными факторами в проявлении истощаемости. При моторной алалии как правило страдают от органического поражения не только речедвигательные зоны коры, но и стволово-подкорковые системы. Что существенно влияет на регуляцию мышечного тонуса, регуляцию системы активации-торможения, и, как следствие, на формирование крупной и мелкой моторики, качества двигательной и познавательной деятельности.

Совсем не обязательно, что при моторной алалии будет нарушена общая двигательная сфера, в больших случаях будут видны нарушения в удержании программы деятельности, малый объём кратковременной памяти, нарушения внимания, контроля, усвоение только коротких инструкций. Однако, каждый случай индивидуален. Варианты могут быть разными: в меньшей степени истощаемость, в большей степени снижение контроля, инертность познавательных функций. А могут быть и нарушения мышечного тонуса, ребёнок ходит «на носочках», гиперкинезы, синкинезии, что существенно влияет на работоспособность и будет «забирать» ресурс организма вместо того, чтобы спокойно осваивать речь.

Нет смысла сейчас описывать какие-то упражнения. Однако, например, для развития функций удержания программы деятельности нейропсихолог может применять как двигательные, так и когнитивные упражнения, давать инструкцию для осуществления подвижных заданий, заданий с предметами, письменные упражнения.

Нейропсихолог использует и речевые задания. Не делая больших акцентов в точном воспроизведении звуков, как логопед, но направляя внимание на воспроизведение количества слов, повторении речевых инструкций. Может включать в занятия работу с пониманием причинно-следственных связей, простых логико-грамматических конструкций с предлогами.

Темпо-ритмические упражнения также играют немалую роль в усвоении слоговой структуры слова.

Командная коррекционная работа логопеда, нейропсихолога и невролога существенно облегчает и сокращает путь к победе с тяжёлыми нарушениями речи у детей.

Развитие ребёнкаПсихология и психотерапия

Другие статьи автора

Трудности в обучении чтению на этапе освоения букв. Нейропсихологические основы

5.0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

Трудности в обучении чтению на этапе освоения букв. Нейропсихологические основы

Трудности в освоении чтения могут быть на разных этапах. На диагностике моя задача обнаружить, на каком этапе происходит поломка процесса качественного освоения чтения. Сегодня поговорим о первом из них. Речь пойдёт об этапе освоения букв....

Читать далее
Гипоксия и проблемы с русским языком

0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

Гипоксия и проблемы с русским языком

Откуда "растут ноги" проблем с предметом "русский язык"? Чаще всего при беседе с родителями выясняется, что в родах была гипоксия, хотя это не единственная причина проблем с учебной деятельностью. На самом деле, последствия гипоксий бывают разные...

Читать далее
Почему ребёнку трудно считать в уме

0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

Почему ребёнку трудно считать в уме

С первого класса большинство детей уже владеет порядковым и обратным счётом, знает состав чисел, понимает операции сложения и вычитания, умеет решать задачи на нахождение суммы и остатка и не только. Это и понятно, так как дошкольная подготовка,...

Читать далее
С чего начать обучение решению примеров в пределах 10 для дошкольников?

0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

С чего начать обучение решению примеров в пределах 10 для дошкольников?

Конечно же, со счёта на пальцах! Почему-то счёт, сложение и вычитание чисел на пальцах игнорируется родителями или педагогами, вместо этого начало счётных операций осуществляется на абаке или на счётных палочках (геометрических фигурах и др....

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Поиграем с красками – Цветное лето

0

Аватар специалиста Светлана Кисова

Светлана Кисова

Поиграем с красками – Цветное лето

Лето – это время, когда много света и природа вокруг нас яркая, и невероятно красивая. В процессе занятия: - Развиваем умение подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. - Воспитываем бережное отношение к природе. -...

Читать далее
Во всем виноваты родители?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Во всем виноваты родители?

Во многих современных психологических подходах принято обращаться к детскому опыту клиентов, поскольку истоки многих проблем уходят именно в детство. Так, если клиент часто сталкивается с опытом нарушения личных границ, психолог может поспрашивать...

Читать далее
Как определить способности ребенка?

0

Аватар специалиста Светлана Кисова

Светлана Кисова

Как определить способности ребенка?

Каждый ребенок уникален и обладает своими индивидуальными талантами и способностями. Задача родителей и педагогов – помочь детям раскрыть их потенциал и направить в нужное русло. Рассмотрим, как определить способности ребенка. Наблюдаем за...

Читать далее
Открыто бронирование в летнем клубе для девочек-подростков

0

Аватар специалиста Наталья Бушуева

Наталья Бушуева

Открыто бронирование в летнем клубе для девочек-подростков

Открыто бронирование в летнем клубе DEVI girls для девочек с 11 до 15 лет 💛 В нашей программе: ✅ Танцы, игры, развлечения ✅ Занятия с психологом и профориентологом ✅ Кулинарные, творческие МК ✅ Дефиле, съемки клипа, фотосессии ✅ Макияж и этикет...

Читать далее