Подводные камни раннего развития
205
0
0
205
0
0
Последовательность и гармония — одни из основных принципов правильного психологического развития ребёнка. Как говорится, всему своё время.
Ещё 20 лет назад учителя начальной школы говорили родителям будущих первоклассников: "Главное, чтобы ребёнок был здоров, а остальному научим". Иными словами, требование уметь читать, писать и считать к дошколятам не предъявлялось, хотя кто-то приходил в первый класс, уже имея багаж первых знаний. В таком случае ребёнок получал на уроке дополнительные задания и работал самостоятельно. Остальные активно осваивали первые школьные умения в течение полугода.
И это совершенно верно.
До шести лет в развитии ребёнка идёт так называемый период игры. К шести годам он подходит к завершению, и в психической деятельности ребёнка появляется важное новообразование — мотив учения. Только при наличии этого мотива происходит осознанное учение ребёнка.
И, как правило, в шесть лет дети сами активно начинают изучать грамоту. Важно: они хотят этого, им интересно учиться, и у них всё получается! Кто-то любит учиться дома с родителями, кому-то нравится ходить в развивающие группы — "как взрослые ученики". А кто-то удивительным образом начинает читать и писать, не прилагая к этому каких-либо усилий — бегая, прыгая, играя и, казалось бы, вообще не интересуясь этой грамотой.
Таким образом, начинать знакомство с грамотой в шесть лет нормально, детская психика к этому возрасту уже полностью созрела, сформировалась для подобной активности познавательных процессов.
Но бывает и так, что, едва заговорив, дети, под давлением родителей, начинают повторять буквы, складывать их в слоги. У них перед глазами игрушки с буквами, настенные азбуки, а рядом мама, которая предлагает им прочитать что-то. Мамы гордятся детьми, читающими в четыре-пять лет, решающими задачи. Однако мамы не видят, что в это же время мозговая активность у ребёнка направлена на те умственные действия, которые на уровне психофизиологии ему ещё не свойственны. И затрачиваемой на это активности мозга не хватает на формирование у ребёнка способности и готовности организовывать ролевую игру со сверстниками, учиться управлять своими эмоциями, уметь подчинять свои желания тому, что важно и нужно сделать сейчас, подчиняться правилам, которые устанавливают взрослые и впитывать культурные ценности семьи и общества. То есть гармоничное развитие маленького человечка нарушается.
А всё потому, что ребёнок видит и слышит, как важны родителям его успешность в грамоте, и старается вовсю. Самое главное для него — это похвала и одобрение родителей.
В итоге взрослые, желавшие идти в ногу со временем и принявшие концепцию раннего развития ребёнка, формируют у малыша так называемую психологическую неготовность к обучению.
Выражается она в следующем:
И у педагогов, и родителей перед глазами оказывается семилетний ученик с поведением пятилетнего ребёнка. Активностей у него очень много, да и возможностей сколько угодно:
Адаптация первоклассника к школе: важный этап в жизни каждого ребёнка
Признаки успешной адаптации и дезадаптации Поступление в школу, начало школьного обучения — стрессовый момент в жизни каждого ребёнка, который кардинально меняет весь его образ жизни. Беззаботность и игру сменяют новая деятельностью — обучение,...