Почему самые трансформирующие отношения - самые сложные?
186
0
0
186
0
0
На протяжении всей жизни человек может вступать в разные отношения, и какие-то из них могут постфактум оказаться довольно серыми и скучными - о них и вспомнить-то нечего, а другие серьёзно меняют человека изнутри. Почему так происходит? В серых и скучных отношениях, как правило, нет никаких конфликтов и столкновений. Оба партнёра либо придерживаются похожих взглядов, либо настолько далеки друг от друга в своих экзистенциях, что ключевые для них жизненные и философские вопросы никак не пересекаются, не сталкиваются и не вступают во взаимодействие.
В то же время для трансформирующего взаимодействия символически нужен огонь, нужна энергия. Её и дают противоположности, которые часто вступают друг с другом в борьбу - добро и зло, свет и тьма, лёд и пламень. Во многих мифах в основании создания мира и лежит подобное столкновение противоположностей. Но в реальной жизни далеко не всегда удаётся создать новый совместный мир, и в качестве препятствий может быть очень много причин - не договорились, не поняли друг друга, никто не захотел уступить, не справились с эмоциями, растратили энергию огня не на трансформацию, а на борьбу и т.д. Но, тем не менее, свершаясь, такое столкновение приводит к радикальной трансформации каждого. В переосмыслении подобного опыта каждый меняется и становится другим.
Нечто подобное происходит и при переживании человеком внутренних конфликтов. Избавленный от внутренних конфликтов человек страдает от нехватки энергии, поэтому состояние мудрости чаще ассоциируется в культуре со старостью. Когда отгорели страсти и аффекты, и человек готовится к тому, чтобы отойти на покой, он становится мудрым. Он уже способен смотреть на мир отстранённо, не вовлекаться, и у него мало сил на борьбу. Подобной отстранённости трудно достичь в юности и зрелости, когда в душе человека бушуют страсти. Возможно, именно по этой причине Юнг делил время жизни на первую и вторую половины с разными задачами. В первой человек ведёт борьбу за место под солнцем, а во второй - осмысляет полученный опыт.
Точно так же и в отношениях между людьми - те отношения, которые в основе своей сложны и противоречивы, дают огромный ресурс для внутренней трансформации. Если человек предельно похож на нас, с ним может быть не о чем беседовать, не о чем спорить и нечему у него учиться. Человек из другого мира открывает нам новую грань бытия, хотя, с другой стороны, он может отторгаться, как что-то чужое и чуждое. Но, если взаимодействие произошло, значит, есть не только различия, но и сходства, есть сцепление и точки соприкосновения. Кардинально отличающиеся друг от друга во всём люди тоже не сталкиваются - они проходят мимо друг друга, у них нет причины для встречи.
Поэтому, чтобы внутренняя трансформация свершилась, в сложных отношениях важно найти эту точку сцепления. Если мы такие разные, что мы делаем сейчас, в одно и то же время и в одном и том же пространстве вместе? Как и зачем мы оказались здесь и какой путь каждый из нас проделал именно к этой точке? Подобные внутренние и внешние конфликты оказываются принципиально неразрешимыми, и в этом как их трагедия, так и потенциал роста. Их невозможно разрешить путём компромисса, и невозможно в них сказать, что одна позиция верная, а другая - нет, ведь за такими позициями стоят вечные ценности и стоит целая история. По своему весу (ценности) и по стоящей за ними аргументации они равны.
Когда точка сцепления найдена, важно найти то, что объединяет воюющие противоположности, т.е. встать над конфликтом и посмотреть, что за его пределами. Вовлечённые в подобные отношения люди могут находиться по разные стороны баррикад, но при этом глобально говорить примерно об одном и том же и отстаивать одно и то же. Если соединяющее две позиции третье найдено, можно считать, что конфликт преодолён переходом на новый уровень. Если же поиск чего-то третьего, что соединяло бы противоположности, затруднён, значит, для этого ещё не пришло время, и пока к этому нет внутренней готовности. И тогда, чтобы продолжить путь личностного развития, человеку следует обратить свой взор вглубь себя и спросить себя: какой внутренний конфликт он переживает настолько сильно, что вынужден был манифестировать этот конфликт во внешней ситуации? Если этот конфликт не разрешён, стоит обратить внимание не только на свою, но и на чужую позицию. Возможно, в ней содержится много всего того, что игнорировалось и отбрасывалось зря и будет полезно для поиска точки согласия с самим собой.
Фиксация на теме отношений и благополучие в них
В своей практике я не раз замечала закономерность: чем больше человек фиксирован на теме отношений, тем хуже они у него складываются. Под фиксацией в данном случае понимается отнюдь не здоровое внимание и интерес к этой теме, а напротив -...