Вернуться на главную

Почему первоклассник не хочет учиться?

Дата публикации:
28 января 2016

0

(0)

964

0

0

Аватар специалиста Алла Тищенко

Алла Тищенко

автор

Почему первоклассник не хочет учиться?

Очень часто в детский психологический центр обращаются взволнованные родители первоклассников — ребёнок не хочет учиться, не слушается учителя, на уроках играет, все над ним смеются, домашнее задание выполняет со скандалами, в конце концов учитель предлагает перейти на домашнее обучение… При этом в детском саду ребёнок был успешным, посещал развивающие центры, читать и писать начал чуть ли не в 5 лет, прошёл предшкольную подготовку. Всё было хорошо, а в школе вдруг стало плохо.

Что же происходит, и почему учитель зачастую бессилен в таких ситуациях?

Если результаты диагностики и информация от родителей свидетельствуют о нормальном умственном развитии ребёнка, специалисты начинают поиск причины такого поведения.

Вариантов несколько:

  • У ребёнка не сформирована роль ученика, потому что не отработаны механизмы ролевого поведения (с учителем разговаривает на равных, не прислушивается и не выполняет требования учителей, делает на уроке, что хочет, встаёт, уходит, ползает по классу, дома сердится, плачет, капризничает при выполнении домашних заданий);
  • мотивационно-потребностная сфера не развита либо нуждается в психологической коррекции (играет во время уроков с игрушками, вовлекает в игру одноклассников, домашнее задание выполняет только с родителями и только после долгих уговоров, разговаривает с ровесниками только на темы игр, не любит рассказывать о школе, противится требованиям самостоятельного поведения в школьных вопросах);
  • не развита волевая саморегуляция первоклассника (всё начинает делать вместе со всеми, но бросает, не доделав, или делает как попало, из-за этого быстро перестаёт быть успешным, потому что не происходит научение новому и отработку умений и навыков; обещает, а выполнить не может; берётся сразу за несколько дел, потому что всё интересно; запоминает только то, что привлекает внимание; родителям приходится делать всё вместе с ребёнком и вместо него, в ответ на требования и критику ребёнок очень расстраивается, плачет; обычно такое поведение приводит к неврозу или болезни.

Именно эти проблемы делают ребёнка неуспешным в роли первоклассника, а его обучение — неэффективным в таких условиях: научить ребёнка учиться можно только, если он легко выполняет роль ученика, понимает, почему нужно учиться и это для него очень важно, значимо, прилагает волевые усилия для управления своими желаниями, эмоциями и своей учёбой.

Отметим, что родители играют главную роль в формировании учебной мотивации. Представьте картинку: ребёнку купили велосипед и отправили на соревнования, предлагают и заставляют на велосипеде ехать к финишу, ребёнок и сам хочет, а ногами крутить педали он не умеет, равновесие держать не может. Он ведь упадёт. Хорошо, если не разобьётся, но соревнования точно не выиграет. А потом его ещё и поругают за то, что ничего не получилось. Чтобы избежать этого, дети придумывают разные способы: кто-то бросает велосипед и бежит сам. Ему говорят: "Нет, правила и условия не выдержал!". Тогда ребёнок берёт велосипед и бежит вместе с ним. Но опять не получает требуемого результата. В лучшем случае ребёнок скажет: "Не умею, научите!". Однако в большинстве случаев он сначала обидится, а потом перестанет стараться.

На примере нам понятно, что в первую очередь нужно научить ребёнка крутить педали. Вот и в учёбе — психологическая готовность ребёнка такая же важная составляющая успешности первоклассника.

Родители недоумевают: "Мы же везде ребёнка развивали, почему это произошло?". Скорее всего, причина в том, что происходило обучение ребёнка, а не развитие его личностных качеств и адаптационных механизмов.

Часто родители хотят получить консультацию психолога, а помогать ребёнку собираются сами. Но, к сожалению, у них ничего не получится самостоятельно. Ведь они уже воспитывали своего ребёнка до семи лет, а важные качества так и не сформировали. По разным причинам: кто-то недостаточно времени уделял ребёнку, кто-то просто не умеет воспитывать детей (умеет любить и баловать).

Но и без родителей не удастся добиться нужного результата. Только в тесном сотрудничестве психологи, родители и учитель помогут первокласснику заинтересоваться учёбой и стать успешным в школе.

Специалисты детского психологического центра "АРТ".

Омск, июль 2014.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

"Это мой психолог"

5.0

Аватар специалиста Алла Тищенко

Алла Тищенко

"Это мой психолог"

Прозвучало уверенно и спокойно в компании подростков… А дальше снова о компьютерах, школе, спорте, отдыхе. Это поколение понимает, что психологу нужно задавать вопрос: "Что мне ещё нужно сделать, чтобы я стал успешнее, способнее, умнее?" Как часто...

Читать далее
Психологическая диагностика. Зачем психологи её проводят и что пытаются узнать?

0

Аватар специалиста Алла Тищенко

Алла Тищенко

Психологическая диагностика. Зачем психологи её проводят и что пытаются узнать?

В любой профессии существует ситуация, когда для выявления качества продукта или проверки надлежащей работы механизма специалистами собирается вся необходимая информация. Про такую ситуацию можно сказать — проверка качества, проведение тестов,...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Путь игрока. Трансформация реальности, ч 3

0

Аватар специалиста Марина Суркова

Марина Суркова

Путь игрока. Трансформация реальности, ч 3

В трансформационном игровом живом поля остались трое участников и ведущий Шаман Наше путешествие по мирам нашего сознания продолжилось, или как в карте мира шаманизма описано - Медведица подымается с ветки на ветку все выше и выше, так и наше...

Читать далее
Контроль над психологами: кому и зачем это нужно?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Контроль над психологами: кому и зачем это нужно?

Новый законопроект о психологической помощи побуждает задуматься о такой сложной и противоречивой теме, как контроль над психологами. По-видимому, если попытки создания такого закона длятся уже давно и по сей день, в обществе и государстве есть...

Читать далее
🌓 Экстатик дэнс: танец как практика 🌗

0

Аватар специалиста Самопознание Портал

Самопознание Портал

🌓 Экстатик дэнс: танец как практика 🌗

Экстатик дэнс — это уникальная танцевальная практика, которая позволяет гармонизировать себя и почувствовать внутреннюю свободу. Главные особенности: ✨ Свобода самовыражения : экстатик предоставляет возможность танцевать без правил и...

Читать далее
Расстался с любовницей: как перестрадать и жить дальше?

0

Аватар специалиста Андрей Зберовский

Андрей Зберовский

Расстался с любовницей: как перестрадать и жить дальше?

Итак, некий мужчина расстался с любовницей и принципиально решил больше не восстанавливать с ней общение. Причина этого решения, в данном случае, не важна: узнала ли о любовнице законная жена; мужчина уличил любовницу в измене с другим; любовница...

Читать далее