Песочная терапия
1170
0
0
1170
0
0
Юнгианская песочная терапия берет свое начало, как это ни удивительно, в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми. В книге "Игры на полу" ("Floor Games", 1911 г.) Уэллс описал, как его маленькие сыновья, играя с миниатюрными фигурками, помогают себе справляться с трудностями, возникающими в общении друг с другом и с остальными членами семьи
Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, познакомившись с этой книгой, решила соединить фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли "Мой мир". Таким образом, именно дети дали название новой методике работы — "Техника Мира" (World Technique).
В конце 50-х годов XX века швейцарский юнгианский аналитик, детский психотерапевт Дора Калфф, ученица К.Г.Юнга, заинтересовавшись этим подходом и следуя рекомендации Юнга, прошла обучение "Технике Мира" у М.Ловенфельд. Она соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением, так и родилась песочная терапия(Sandplay), как отдельное психотерапевтическое направление.
Несмотря на то, что изначально игра с песком использовалась в работе с детьми, она эффективна и при работе со взрослыми. Она помогает выразить, прожить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор.
Сегодня песочная терапия является способом установить доступ к глубоким уровням психики, к ее бессознательным самоисцеляющим возможностям, проявляющимся при определенных условиях. Это становится возможным в безопасном пространстве, где человек — как взрослый, так и ребёнок, — чувствуя, что он не один, и одновременно с этим свободен и защищен, может превращать внутренние, зачастую тревожащие образы, в видимые, осязаемые (Weinrib, 2004 г.; Kalff, 2004 г.). Роль терапевта заключается в том, чтобы осознавать силу потенциального развития всей личности клиента, включая интеллектуальный и духовный аспекты, и поддерживать его на пути развития (Kalff, 2004 г.).
Эффективна песочная терапия при работе с травматическими переживаниями, с психосоматическими расстройствами, при сложностях в общении, при желании понять себя, разрешить свои внутренние противоречия, при высокой тревожности, пассивности, депрессивных настроениях. Она может быть эффективной как для рациональных, интеллектуализирующих, "мыслительных" людей, так и для тех, кому сложно высказать, подобрать слова для своих переживаний, кто боится своего внутреннего голоса и не хочет его слышать.
В кабинете, где проходит занятие, вы увидите светлый поднос, выкрашенный изнутри голубой краской и заполненный наполовину песком, воду, а также много миниатюрных фигурок, символизирующих различные стороны жизни человека — начиная от людей, животных, бытовых атрибутов, заканчивая духовными символами, сказочными и мифическими героями. Вы сможете создать композицию, используя песок, воду и фигурки, при этом выбор, с чем именно вам захочется взаимодействовать, остается на ваше усмотрение. Закончив работу, вы сможете, при желании, рассказать о вашей картине или же оставить ее в тишине. Песочная картина не будет разбираться, и построенный вами мир будет существовать какое-то время не только в вашей душе, но и в материальном воплощении.