Вернуться на главную

Переоценённый секс и усталость культуры

Дата публикации:
6 апреля 2025

0

(0)

367

0

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

автор

Переоценённый секс и усталость культуры

З. Фрейд открыл человечеству сексуальность в те пуританские времена, когда, будучи подавленной, она приводила к неврозам. Далее тему сексуальности активно разрабатывали телесные психотерапевты, В. Райх и А. Лоуэн, идеи которых легли в основу сексуальной революции. И в современном мире мы можем наблюдать не только активное сексуальное просвещение, но и повышенную значимость темы сексуальности в жизни многих людей. При этом проблемы сексуальности так до сих пор и не решены, а неврозы - не излечены, о чём свидетельствуют многочисленные обращения к сексологам и повышенная активность людей на психологических форумах с запросами на улучшение сексуальной жизни.

Более того, в современном мире сексуальность человека стала мерилом его успеха. Не иметь сексуального партнёра значит быть неудачником, если имеешь - непременно надо похвалиться им перед окружающими. Быть сексуально неграмотным - всё равно что быть отсталым. А быть счастливым невозможно без того, чтобы быть сексуально удовлетворённым. На фоне этих культурных посылов активно продаются курсы по сексуальности и сексологии, товары и услуги секс-индустрии, что наводит на закономерные мысли: не является ли подобная центрация внимания общественности на теме сексуальности искусственным способом поднять продажи соответствующей продукции? Не миф ли это? Ведь люди тратят бешеные деньги в погоне за мимолётным чувством сексуальной удовлетворённости, что не решает их проблему в глубинной основе.

Почему же так происходит, что проблема не решается? Вероятно, потому что сексуальность человека регулируется не только биологическими, но и культурными механизмами, и как иные квазиинстинкты. А это значит, что в реализации своих сексуальных потребностей человек опирается не только на их наличие, но и на те формы, которые ему предлагает культура. А культура предлагает шаблоны мышления, согласно которым, к примеру, здоровый мужчина должен хотеть секса всегда и везде. Если он не вписывается в этот стереотип, он ощущает себя больным, неполноценным и бежит к сексологу с вопросом о том, что с ним не так и как это исправить. Аналогично культура предписывает женщинам, как они должны выглядеть и вести себя, чтобы чувствовать себя сексуальными и нравиться мужчинам. В свою очередь, та же культура даёт мужчинам шаблоны - каких женщин им следует выбирать. При расхождении с культурными стандартами, опять же, возникают неврозы.

Кроме того, само по себе чувство сексуальной удовлетворённости весьма эфемерно, и у человека оно также не является исключительно биологическим, ведь и оно культурно и социально обусловлено. Если человеку предписывается, что он успешен только в обществе пяти полуголых женщин, значит, он не будет в полной мере удовлетворён в отношениях с одной, и его чувства будут обусловлены отнюдь не биологией, а навязываемой обществом моделью сексуального поведения. При этом т.н. "сексуальная неудовлетворённость" будет скрывать за собой совсем иную потребность - потребность в успехе и признании, а вовсе не в сексе.

Наблюдая за социальными процессами, можно отметить, что целые массы людей поглощены темой сексуальности. Кто-то переживает, что у него никогда не было секса, кто-то другой продвигает идеи того, что за секс всегда приходится чем-то платить, кто-то ещё мучается от тайных желаний или внутренних конфликтов на эту тему. Один из распространённых конфликтов такого рода был описан мной в статье "Чистота vs сексуальность: внутренний конфликт и культура", в которой речь идёт о том, что, пользуясь общепринятыми культурными установками, как мужчины, так и женщины часто выбирают для долгосрочных отношений не самых сексуально привлекательных партнёров, которым затем они непременно изменяют с гиперсексуальными, мучаясь чувством вины. Разрешение этого конфликта возможно только в направлении синтеза, благодаря которому тема сексуальности станет свободной от приписываемых ей понятий "чистоты" и "грязи", как раз и создающих такой конфликт.

И ведь, если задуматься о том, что такое секс, с философской точки зрения, то оказывается, что это весьма простой и скучный акт, и в нём вряд ли можно найти что-то особенно интересное. Секс сам по себе конечен и пуст: он не выводит человека на уровень экзистенций. На этот уровень могут вывести лишь смыслы, которыми секс оказался явно перегружен. И, разумеется, если все свои смыслы человек вкладывает в такой сомнительный по надёжности резервуар, вместе с разочарованием в сексе неизбежно приходит и кризис смыслов. В попытках преодолеть этот кризис современный человек вновь замыкает себя в конечности бытия, тщетно пытаясь расширить сферу своих удовольствий до бесконечности. Но, поскольку физиология человека, в отличие от смысловой сферы его сознания, ограничена, эти попытки не приводят к успеху, а лишь замыкают круг бесполезных действий и следующего за ними отчаяния и истощения.

Если продолжить размышлять на эту тему дальше, в жизни человека существует огромное количество источников смыслов. Не забывает ли он о них и не игнорирует ли их в бесплодных попытках достичь идеала сексуального успеха, который навязан ему современной культурой? Не пренебрегает ли он в этой гонке самим собой и подлинно человеческим в себе - самоактуализацией и творческой реализацией, которая отнюдь не сводится к беспрестанной стимуляции гениталий? Не создан ли современный массовый сексуальный невроз из пустоты, лишь ради увеличения продаж и снижения чувства собственного достоинства человека, чтобы сделать его более уязвимым и податливым для тех же продаж товаров и услуг, в которых, на самом деле, он не нуждается? Не снижается ли его творческая продуктивность под влиянием вечного сексуального невроза и распаляемого зуда?

Данные вопросы являются философскими и риторическими, и вряд ли на них найдутся однозначные ответы. Однако, будучи поглощённым сексуальным неврозом и мыслями о хронической неудовлетворённости и вселенской несправедливости этой темы, каждому человеку стоит задуматься о том, откуда же приходят эти мысли, где их источник. Ведь, если подойти к этому вопросу с критикой, очень вероятно, что их источником окажется отнюдь не собственная глубинная аутентичность, а противоречивые и абсурдные требования общества быть одновременно всегда желающим, полностью удовлетворённым, сексуально успешным и постоянно получающим удовольствие, которые при ближайшем рассмотрении являются взаимоисключающими.

Негативные эмоцииПонимание себяИсполнение желанийПроблемы в отношенияхСексуальностьСамопознаниеПсихология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Почему мы выбираем не тех людей и как формируются связи?

5.0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Почему мы выбираем не тех людей и как формируются связи?

Формирование связей между людьми - загадочный процесс, который не всегда поддается прямому и простому осознанию, и это касается любых значимых связей с людьми. Один учитель может быть компетентным и знающим, но не вызывать эмоционального отклика,...

Читать далее
Достижение целей. Краткое руководство.

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Достижение целей. Краткое руководство.

Достижение целей представляет собой сложный и многокомпонентный процесс, который складывается из мотивации, уверенности человека в себе, его ресурсов и сопутствующих жизненных обстоятельств. А начинается этот процесс с плана построения цели. В...

Читать далее
Биохакинг и психология улучшения здоровья

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Биохакинг и психология улучшения здоровья

Биохакинг представляет собой молодое и перспективное междисциплинарное научное направление, целями которого являются: улучшение качества жизни, предотвращение развития возрастных и генетических заболеваний, а также всесторонняя поддержка человека...

Читать далее
Продуктивная диссоциация в практике психолога

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Продуктивная диссоциация в практике психолога

Диссоциация является одним из защитных механизмов психики, которую Нэнси Мак-Вильямс относила к "примитивным", поскольку её действие охватывает и вовлекает всю личность человека. На практике диссоциация проявляется в предельном отстранении...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Цель - Целостность и Согласованность!

0

Аватар специалиста Анатолий Баимов

Анатолий Баимов

Цель - Целостность и Согласованность!

Зачем нужна Целостность и Согласованность? Первое – это наши внутренние ресурсы! Второе – это наше физическое, духовное, психологическое, финансовое, бизнес и т.п. здоровье! Третье – это наши, скрытые ранее внутренние способности, сила, наша...

Читать далее
Группа как сбросить эмоциональное напряжение в походе с помощью тантры.

5.0

Аватар специалиста Алексей Лазебный

Алексей Лазебный

Группа как сбросить эмоциональное напряжение в походе с помощью тантры.

Недавно я вернулся с водного сплава по реке Чусовой и заметил особенность группового процесса в походе, разберём мой случай, пьяный сплав. Пьянство до состояния неадекватности считается нормой и принимается коллективом. Это делает либо вся группа...

Читать далее
Рамки - сделать то, что не делали раньше!

0

Аватар специалиста Анатолий Баимов

Анатолий Баимов

Рамки - сделать то, что не делали раньше!

Что такое рамки сами по себе? Кто и как вывел формулу рамок? Кто их нам устанавливает, и где они находятся, эти самые рамки? И в чем проблема, если говорят многие, что это плохо? У каждого, из нас есть, эти самые рамки. И формируются они еще с...

Читать далее
о сексе и женщинах после 40

0

Аватар специалиста Лена Магвай

Лена Магвай

о сексе и женщинах после 40

В нашем новом мире женщины настолько независимы и самостоятельны, что иногда складывается ощущение, что мы вымрем как вид от одиночества. Но мы все-таки существа социальные и наверное никто не откажется от внимания, объятий, флирта и заботы. С...

Читать далее