Парадоксы психотерапии
308
0
0
308
0
0
В наше время существует много профессий, призванных помогать людям. Это психотерапевты, психологи, коучи, социальные работники. У всех разные функции и методы работы. Но психодинамические процессы любых подобных отношений могут быть универсальными.
Никто не способен познать своё бессознательное самостоятельно. Обычно необходимо прибегнуть к помощь другого человека или специалиста. Для психотерапевтов привычно — видеть себя пытающимися понять бессознательное своего пациента. Но многие забывают, что пациент тоже, сознательно или неосознанно, читает бессознательное психотерапевта.
Для каждого человека существует две реальности — внешняя и внутренняя.
Одной из важных задач для психотерапевта — научиться распознавать эти реальности и научиться переключаться между ними.
Иногда психотерапевтам приходится длительное время чувствовать свою невежественность и беспомощность. Но многие из нас стараются выглядеть уверенными, словно это главный признак компетентности. Поэтому приходится прилагать огромные усилия, чтобы сохранить состояние, подобное не-знанию. Поскольку это позволяет оставаться открытым для нового понимания.
"В каждом кабинете может быть два довольно испуганных человека: пациент и психоаналитик. Если их нет, каждый удивиться, зачем они пытаются выяснить то, что знают все".Бион
К сожалению, очень легко спутать не-знание с невежеством. А это порождает иллюзию, что мы всё понимаем. Перетерпеть напряжение от не-знания — это единственный способ избежать риска навязывать пациенту свои заблуждения, задача которых лишь защитить психотерапевта от дискомфорта.
В любой незнакомой ситуации элементы, которые можно расценить как известные, воспринимаются бессознательным как знаки. Мы видим в них предупреждающие сигналы о том, что может повториться негативный опыт.
Подобные реакции можно наблюдать в явлении переноса. Пациент видит нечто неизвестное в психотерапевте и пытается опознать это, основываясь на личном опыте (известном). Это позволяет пациенту уменьшить беспокойство неизвестного. Аналогичная реакция может развиваться психотерапевтом, который видит неизвестное в пациенте и интерпретирует это в рамках каких-то известных теорий и концепций.
Поэтому психотерапевту важно удержать баланс между знанием и не-знанием. Это позволяет избегать навязывания пациенту своих иллюзий и клише.
В одной из своих книг Мэтте Бланко рассматривает две математические концепции, которыми можно объяснить проблемы подобия и сходства.
Если явления переноса и контрпереноса рассматривать с позиции бессознательных множеств, можно определить, что даёт начало этому процессу.
Чувства сходства между прошлым и настоящим может быть инициировано как пациентом, так и психотерапевтом. Принято считать, что чаще это делает пациент. Он приписывает элементы своего прошлого опыта психотерапевту или их отношениям; а затем реагирует так, как будто прошлое происходит в настоящем. Однако, если подумать, становится понятно, что этот процесс может быть запущен психотерапевтом.
Ошибочное восприятие подобия как сходства вызывает феномен переноса. В любых отношениях двоих людей не всегда ясно, что и от кого исходит. Всё это происходит, потому что процессы общения могут быть проективными (когда один даёт другому) или интроективными (когда один берёт у другого).
Психотерапевтов обучают контролировать свои контрпереносные реакции на пациентов. Но тем не менее пациенты продолжают подвергаться неосознаному контрпереносу психотерапевта. Потому что психотерапевты склонны развивать особых подход к собственной теоретической ориентации или клиническому опыту. Это побуждает психотерапевта реагировать на новые клинические явления фальшивым ощущением узнавания, используя для интерпретации готовые формулировки. Подобный процесс помогает психотерапевту справиться с тревогой перед неизвестным.
Мужчина и женщина. Психология взаимоотношений
Психология взаимоотношений — тема очень глубокая, так как каждый человек уникален, мужчины и женщины в корне отличаются друг от друга. Мышление, эмоциональность, функциональное предназначение — всё отлично друг от друга. Если вы одиноки, то,...
Как побороть неуверенность в себе
Неуверенность может быть в каждом человеке, независимо от пола и возраста. Уверенные в себе люди более самодостаточные, более счастливые и более успешные. "Естественно, он уверен в себе, а я нет, у него же свой бизнес, счастливая семья и лучшая...
Проблема цели и смысла жизни — одна из проблем, которая возникает у каждого человека. В первую очередь, необходимо разобраться, что является смыслом, а что целью, и имеем ли мы право называть чью-то жизнь бессмысленной. Если в вашей жизни есть...
Сложности в коммуникации с партнёром: как услышать друг друга
Взаимоотношения — это диалог двух людей, а не монолог одного. Однако, порой мы сталкиваемся с тем, что кажется, будто нас не слышат, или сами не можем понять, что хочет донести партнёр. Сложности в общении возникают у всех пар, и их преодоление —...
Вечер мягко опускается на землю, словно бархатный плед, сотканный из теней и закатного золота. Небо, простирающееся вдаль, играет всеми оттенками теплого огня: от нежного персика до глубокого рубинового света. Солнце не спешит прощаться — оно...
Детям первого-второго классов необходимо проговаривать слова при письме.
К сожалению, части учеников, которые приходят ко мне по поводу ошибок по русскому языку, учителя начальных классов не разрешают проговаривать написанное. То есть диктовать себе. Сначала я не верила детям, думала, что они не так поняли учителя или...
Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры
В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это...