Вернуться на главную

Парадоксы психотерапии

Дата публикации:
2 марта 2016

0

(0)

308

0

0

Аватар специалиста Алексей Джурук

Алексей Джурук

автор

Парадоксы психотерапии

В наше время существует много профессий, призванных помогать людям. Это психотерапевты, психологи, коучи, социальные работники. У всех разные функции и методы работы. Но психодинамические процессы любых подобных отношений могут быть универсальными.

Никто не способен познать своё бессознательное самостоятельно. Обычно необходимо прибегнуть к помощь другого человека или специалиста. Для психотерапевтов привычно — видеть себя пытающимися понять бессознательное своего пациента. Но многие забывают, что пациент тоже, сознательно или неосознанно, читает бессознательное психотерапевта.

Для каждого человека существует две реальности — внешняя и внутренняя.

  • Внутренняя — сформирована прошлым опытом и постоянной тенденцией видеть настоящие в ключе прошлого.
  • Внешняя — переживается и воспринимается через призму внутренней.

Одной из важных задач для психотерапевта — научиться распознавать эти реальности и научиться переключаться между ними.

Знание и не-знание

Иногда психотерапевтам приходится длительное время чувствовать свою невежественность и беспомощность. Но многие из нас стараются выглядеть уверенными, словно это главный признак компетентности. Поэтому приходится прилагать огромные усилия, чтобы сохранить состояние, подобное не-знанию. Поскольку это позволяет оставаться открытым для нового понимания.

"В каждом кабинете может быть два довольно испуганных человека: пациент и психоаналитик. Если их нет, каждый удивиться, зачем они пытаются выяснить то, что знают все".Бион

К сожалению, очень легко спутать не-знание с невежеством. А это порождает иллюзию, что мы всё понимаем. Перетерпеть напряжение от не-знания — это единственный способ избежать риска навязывать пациенту свои заблуждения, задача которых лишь защитить психотерапевта от дискомфорта.

Подобие и сходство

В любой незнакомой ситуации элементы, которые можно расценить как известные, воспринимаются бессознательным как знаки. Мы видим в них предупреждающие сигналы о том, что может повториться негативный опыт.

Подобные реакции можно наблюдать в явлении переноса. Пациент видит нечто неизвестное в психотерапевте и пытается опознать это, основываясь на личном опыте (известном). Это позволяет пациенту уменьшить беспокойство неизвестного. Аналогичная реакция может развиваться психотерапевтом, который видит неизвестное в пациенте и интерпретирует это в рамках каких-то известных теорий и концепций.

Поэтому психотерапевту важно удержать баланс между знанием и не-знанием. Это позволяет избегать навязывания пациенту своих иллюзий и клише.

Множества и симметрия

В одной из своих книг Мэтте Бланко рассматривает две математические концепции, которыми можно объяснить проблемы подобия и сходства.

  1. "Множество" определяется как совокупность предметов, имеющих общий элемент.
  2. "Бессознательная симметрия" — бессознательно мы воспринимаем все отношения как симметричные.

Если явления переноса и контрпереноса рассматривать с позиции бессознательных множеств, можно определить, что даёт начало этому процессу.

Чувства сходства между прошлым и настоящим может быть инициировано как пациентом, так и психотерапевтом. Принято считать, что чаще это делает пациент. Он приписывает элементы своего прошлого опыта психотерапевту или их отношениям; а затем реагирует так, как будто прошлое происходит в настоящем. Однако, если подумать, становится понятно, что этот процесс может быть запущен психотерапевтом.

Ошибочное восприятие подобия как сходства вызывает феномен переноса. В любых отношениях двоих людей не всегда ясно, что и от кого исходит. Всё это происходит, потому что процессы общения могут быть проективными (когда один даёт другому) или интроективными (когда один берёт у другого).

Контрпереносные реакции на знакомое

Психотерапевтов обучают контролировать свои контрпереносные реакции на пациентов. Но тем не менее пациенты продолжают подвергаться неосознаному контрпереносу психотерапевта. Потому что психотерапевты склонны развивать особых подход к собственной теоретической ориентации или клиническому опыту. Это побуждает психотерапевта реагировать на новые клинические явления фальшивым ощущением узнавания, используя для интерпретации готовые формулировки. Подобный процесс помогает психотерапевту справиться с тревогой перед неизвестным.

СамопознаниеПсихология и психотерапия

Другие статьи автора

Мужчина и женщина. Психология взаимоотношений

5.0

Аватар специалиста Алексей Джурук

Алексей Джурук

Мужчина и женщина. Психология взаимоотношений

Психология взаимоотношений — тема очень глубокая, так как каждый человек уникален, мужчины и женщины в корне отличаются друг от друга. Мышление, эмоциональность, функциональное предназначение — всё отлично друг от друга. Если вы одиноки, то,...

Читать далее
Как побороть неуверенность в себе

0

Аватар специалиста Алексей Джурук

Алексей Джурук

Как побороть неуверенность в себе

Неуверенность может быть в каждом человеке, независимо от пола и возраста. Уверенные в себе люди более самодостаточные, более счастливые и более успешные. "Естественно, он уверен в себе, а я нет, у него же свой бизнес, счастливая семья и лучшая...

Читать далее
Цель и смысл жизни человека

0

Аватар специалиста Алексей Джурук

Алексей Джурук

Цель и смысл жизни человека

Проблема цели и смысла жизни — одна из проблем, которая возникает у каждого человека. В первую очередь, необходимо разобраться, что является смыслом, а что целью, и имеем ли мы право называть чью-то жизнь бессмысленной. Если в вашей жизни есть...

Читать далее
Как достигается успех

0

Аватар специалиста Алексей Джурук

Алексей Джурук

Как достигается успех

Вы никогда не задумывались, почему одни люди успешнее других? Всю человеческую историю этим вопросом интересовались многие выдающиеся мыслители. Аристотель считал, главным один вопрос: "Как нам следуют жить, чтобы быть счастливыми?" И от того,...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Сложности в коммуникации с партнёром: как услышать друг друга

0

Аватар специалиста Сергей Вайтберд

Сергей Вайтберд

Сложности в коммуникации с партнёром: как услышать друг друга

Взаимоотношения — это диалог двух людей, а не монолог одного. Однако, порой мы сталкиваемся с тем, что кажется, будто нас не слышат, или сами не можем понять, что хочет донести партнёр. Сложности в общении возникают у всех пар, и их преодоление —...

Читать далее
Вечер

0

Аватар специалиста Светлана Кисова

Светлана Кисова

Вечер

Вечер мягко опускается на землю, словно бархатный плед, сотканный из теней и закатного золота. Небо, простирающееся вдаль, играет всеми оттенками теплого огня: от нежного персика до глубокого рубинового света. Солнце не спешит прощаться — оно...

Читать далее
Детям первого-второго классов необходимо проговаривать слова при письме.

0

Аватар специалиста Наталья Педяш

Наталья Педяш

Детям первого-второго классов необходимо проговаривать слова при письме.

К сожалению, части учеников, которые приходят ко мне по поводу ошибок по русскому языку, учителя начальных классов не разрешают проговаривать написанное. То есть диктовать себе. Сначала я не верила детям, думала, что они не так поняли учителя или...

Читать далее
Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры

В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это...

Читать далее