Вернуться на главную

Отражение в содержании сновидений психологических особенностей личности

Дата публикации:
5 мая 2015

0

(0)

515

0

0

Аватар специалиста Дарья Жукова

Дарья Жукова

автор

Отражение в содержании сновидений психологических особенностей личности

На основе методики контент-анализа выявлены особенности содержания сновидений, связанные с психологическими особенностями сновидца, и показана взаимосвязь свойств личности, имеющих первостепенное значение для адаптации — тревожности, нейротизма и депрессивности, с содержанием сновидений. Различия в сюжетных ходах, образных рядах и эмоциональной окраске сновидений коррелируют с изменением уровня тревожности и её типом; учащение повторяющихся сюжетов связано с выраженным нейротизмом, а увеличение количества защищающих объектов с ростом депрессивности.

Изучение сна и сновидений — один из путей познания человеческой личности, её адаптивных возможностей и приспособлений к условиям жизни.

Более двухсот лет назад И. Кант предположил, что сновидения, по всей вероятности, существуют для того, чтобы выявить скрытые наклонности [6]. Однако трудности изучения материала сновидений, а так же лакуны в развитии отечественной психологии (отечественные работы в области сновидений носят в основном физиологический характер) привели к тому, что в отличие от психоанализа, сновидение в психологии не рассматривается как психодиагностический фактор.

Впервые объективизировать содержания сновидений попытался З. Фрейд. За прошедшее столетие в рамках психоаналитической школы сложился свой подход к исследованию сновидений, опирающийся на интерпретацию, цель которой — установление связи между сновидением и причинами или следствиями текущих или ранних проблем сновидца [12]. Не столь давно возникший психологический подход к пониманию сновидений предполагает опору не на интерпретацию, а на объяснение и направлен на выявление личностных и индивидуально-психологических особенностей сновидца и психологическую работу с ними [2].

Интерпретация — отображение неких свойств явления в новое смысловое пространство. Объяснение — отображение свойств явления на смысловое пространство жёстко с ним связанное либо непосредственно в исходное [14]. При интерпретации, выбор второго смыслового пространства произволен и может диктоваться субъективными или объективными факторами. Таким образом, в целях объективизации исследования сновидений необходимо максимально опираться на объяснение, хотя на практике интерпретативный и психологический подход дополняют друг друга.

Несмотря на то, что сновидение в высшей степени субъективный продукт, недоступный непосредственному наблюдению, его исследование должно быть максимально объективно. С каждым годом появляется все больше предпосылок для изучения содержания сновидения объективными методами, исключающими искажающее влияние исследователя. Письменная регистрация делает сновидение в той или иной мере доступным для объективных методов исследования, а разработка новых методов формального исследования текстов [1, 4, 7] вкупе с наличием вычислительной техники и развитие методов математической статистики позволяют поставить задачу формального исследования сновидения.

Представление о неизменности личностных и индивидуально-психологических качеств субъекта в бодрствовании и сновидении — основа психологического подхода к исследованию сновидений, соответственно, поведенческие, эмоциональные и когнитивные особенности личности должны характерно проявляться как в бодрственной, так и в сновидческой жизни.

К. Хорни считала, что и базальная тревожность, которая возникает в ответ на потенциальную опасность, и явно выраженная, которая возникает в ответ на явно выраженную опасность, могут быть по различным причинам вытеснены и проявляться лишь в сновидениях или физических симптомах [13]. Предположение о том, что частота отчётов о сновидениях и их содержание зависит от психотипологических особенностей личности, обосновал В.Ротенберг [11].

Экспериментальные исследования других авторов показали, что текст сновидения загружен информацией о психотипе субъекта [2, 4]. В ряде работ отмечена корреляция между тревожностью субъекта и содержанием его сновидений [4, 8, 9], отражены особенности сновидений, характерных для различных форм депрессии [2], а так же показано, что невротические проблемы субъекта существенным образом изменяют характер его сновидений [7, 8]. Таким образом, текст сновидения можно рассматривать как информационно ценный для распознавания личностно значимых свойств сновидца.

Выявление взаимосвязи содержательных особенностей сновидений с выраженными личностными свойствами, возможно, позволит по-новому подойти к пониманию специфики использования материала сновидений в психокоррекционной и психотерапевтической практике.

Предмет изучения данной работы — взаимосвязь свойств личности, имеющих первостепенное значение для адаптации: тревожности, нейротизма и депрессивности с особенностями содержания сновидений.

В исследовании приняли участие мужчины и женщины среднего возраста от 25 до 47 лет в количестве 70 человек.

Для определения уровней тревожности участников исследования была использована методика исследования уровня тревожности Ч.Спилбергера STAI, позволяющая дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние [5]. По результатам этой методики первичная выборка была разбита на группы: группу лиц с умеренным уровнем ситуативной тревожности и группу с повышенным уровнем, а так же группу лиц с умеренным уровнем личностной тревожности и группу с повышенным.

Для определения уровня нейротизма и депрессивности участников была использована методика FPI — Фрайбургский личностный опросник [10]. По результатам методики FPI первичная выборка была разделена на две группы как по показателю "невротичность" — группу лиц с повышенным уровнем нейротизма и группу с умеренным уровнем, так и по показателю "депрессивность" — группа с повышенным уровнем депрессивности и группу с умеренным уровнем и ниже.

С целью изучения особенностей содержания сновидений и сновидческой деятельности участникам исследования была предложена авторская анкета, в которую наряду с текстом наиболее запомнившегося сновидения, вошли вопросы о частоте, регулярности и повторности сновидений.

Формализация текстов сновидений была проведена в соответствии с методикой контент-анализа [1]. Статистическая часть исследования обеспечивалась с помощью пакета STATISTICA v8.0 и пакета MS EXCEL. Для выявления взаимосвязей между содержанием сновидений и выраженностью признака в каждой паре групп отдельно был произведён анализ частотных различий по критерию 2 Пирсона.

В результате проведённого анализа содержания сновидений в группах с разным уровнем ситуативной тревожности выявлено достоверное различие на уровне сюжетов и образов.

В сновидениях лиц с выраженной ситуативной тревожностью чаще, чем в сновидениях лиц с умеренной, встречаются сюжеты полёта и железной дороги (уровни значимости p=0,004 и р=0,005 соответственно). В сновидениях лиц с умеренной ситуативной тревожностью более активно используется сюжет испытаний.

Образ мужчины и образ незнакомца представлены в сновидениях группы с выраженной ситуативной тревожностью, а в сновидениях лиц с умеренной — образ природного ландшафта.

Негативные эмоции (р=0,004) и деструктивные взаимодействия (р=0,07) преобладают в сновидениях группы с повышенным уровнем личностной тревожности. Наряду с этим становится незначительной успешность результата взаимодействия — успешность взаимодействия в сновидениях лиц с нормальным уровнем личностной тревожности значимо выше.

В образном ряду сновидений лиц с повышенным уровнем личностной тревожности представлены мужской образ и образ матери. Это подтверждает предположение C.Авакумова, что с ростом тревожности субъекта связано появление в содержании сновидений пар амбивалентных объектов "свой-чужой" [2].

Мужской образ как важное различие присутствует при сравнении содержания сновидений лиц и с повышенной ситуативной (р=0,04), и с повышенной личностной тревожностью (р=0,01), что совпадает с выводом [2] об увеличении мужских персонажей в сновидениях лиц с высокой тревожностью.

С увеличением уровня нейротизма статистически достоверно увеличивается количество повторных сновидений. Это согласуется с данными о нарастании частоты сновидений с ростом тяжести невротического заболевания [7] и большей значимости сновидений для лиц с повышенным уровнем невротичности [8].

Существование среди взаимосвязей позитивной эмоциональности, более характерной для сновидений лиц с умеренным уровнем нейротизма, согласуется с результатами [3] о появлении неприятной эмоциональной окраски в сновидениях лиц больных неврозом.

В группах с разным уровнем депрессивности существуют статистически достоверные различия на уровне частоты появления сновидений, сюжетов и образов.

Появление как частых, так и редких сновидений скоррелировано: у группы с выраженной депрессивностью сновидения более частые, у группы с умеренной депрессивностью более редкие. Среди образов сновидений лиц с выраженной депрессивностью преобладает образ матери, образ природного ландшафта чаще встречается в сновидениях лиц с умеренной депрессивностью. Из сюжетного ряда для сновидений лиц с выраженной депрессивностью характерно наличие сюжета железной дороги.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  • в сновидениях лиц с повышенной ситуативной тревожностью отражаются сюжеты менее контролируемых ситуаций, чем в сновидениях лиц с умеренной тревожностью;
  • в сновидениях лиц с повышенной личностной тревожностью преобладают негативные эмоции и деструктивное взаимодействие, а успешность результата взаимодействия становится незначительной;
  • с ростом как ситуативной, так и личностной тревожности связано появление в содержании сновидений пар амбивалентных объектов "свой"-"чужой";
  • в сновидениях лиц с повышенным уровнем тревожности чаще встречаются мужские персонажи;
  • с увеличением уровня нейротизма увеличивается количество повторных сновидений;
  • с увеличением уровня депрессивности, возможно, связано увеличение количества сновидений и наличие символически защищающих образов.

Сновидения обладают большими потенциальными возможностями для оценки течения психокоррекционной работы и объективизации её результатов. Из материала, поставляемого сновидениями, можно выделить постоянные элементы, динамика изменения которых позволит провести психодиагностическое исследование без вмешательства в психокоррекционной процесс.

Для настоящего исследования были взяты свойства личности, имеющие первостепенное значение для процесса социальной адаптации человека — тревожность, нейротизм и депрессивность. Проведённое исследование показало, что существуют значимые взаимосвязи между содержательными особенностями сновидения и выраженностью ситуативной и личностной тревожности. Так же и можно предполагать существование взаимосвязей содержательных особенностей сновидения с выраженностью нейротизма и депрессивности.

Результаты исследования можно использовать в психодиагностическом процессе для оценки психотерапевтической работы.

Литература:

  1. Авакумов С.В. Особенности манифестного содержания сновидений у лиц, обращающихся за психотерапевтической помощью/Авакумов С.В., Бурковский Г.В.//Сибирский психологический журнал. — 2002. — №16–17.
  2. Авакумов С.В. Психология сновидения/С.В. Авакумов. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2008.
  3. Блейхер В.М. Анализ сновидений как метод исследования внутренней картины болезни/В.М. Блейхер, С.Н. Боков//Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях: сб. научных трудов НИПНИ им. В.М. Бехтерева. — Л., 1990. — Т. 127.
  4. Вендрова М.И. Сновидения больных с церебральной органической патологией: автореф. дис… канд. мед. наук/М.И. Вендрова. — М., 1988.
  5. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002.
  6. Касаткин В.Н. Теория сновидений. Л., Медицина, 1972.
  7. Корабельникова Е.А. Особенности восприятия в сновидениях больных с неврологической патологией — СПб.: Аграф+, 2008.
  8. Красноперов О.В. Влияние уровня тревожности, работоспособности и других личностных факторов на сон и сновидения здоровых людей.//Актуальные проблемы физиологии труда и профилактической эргономики. — М., 1990.
  9. Лыков В.И. К анализу сновидений у больных с непсихотическими тревожно-депрессивными расстройствами/В.И. Лыков, А.Е. Архангельский//Война и психическое здоровье: сб. тезисов Юбилейной научной конференции… — СПб.: ВМА, 2002.
  10. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. Л., 1990
  11. Ротенберг В.С. Сновидение как особое состояние сознания/В.С. Ротенберг/ Бессознательное. — Новочеркасск: Сагуна, 1994
  12. Фрейд З. Толкование сновидений. М.: ООО "Фирма СТД", 2003.
  13. Хорни К. Новые пути в психоанализе. Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2007.
  14. Христофорова О.Б. Логика толкований. М., РГГУ, 1998.
Психология и психотерапияВосточные практики

Смотрите также