Вернуться на главную

Основные облики возрастных периодов. Подросток

Дата публикации:
22 августа 2015

0

(0)

421

0

0

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

автор

Основные облики возрастных периодов. Подросток

Вежа ребёнка заканчивается переходом в ученичество. Его содержание в современное время отличается от того, чему учили раньше. Сейчас ребёнок на рубеже семилетия попадает в школу, а раньше его с этого возраста отдавали в подмастерья, либо приучали к ремеслу в кругу семьи. Настоящая школа ремеслу, то есть профессии, не учит. Профессию мы теперь осваиваем после школы. Основное же время с 7 до 14 лет мы посвящаем изучению Общества, а именно тому, как оно устроено и как в нём можно выжить, заняв определённое место. При этом познаётся это не через школьные предметы, а через управление взрослыми и выяснения отношений со сверстниками.

Переход в новую вежу меняет и самоощущение себя, и отношение других людей ко мне. Ребёнок становится подростком. В новой веже обретаются новые важнейшие понятия — права, обязанности, вина и наказание. Конечно, вину и ребёнок чувствует, а наказывают его уже давно. Но у подростка появляются именно понятия о вине и наказании. Как и понятия о правах и обязанностях. И всё это переплетается, образуя очень действенный инструмент для жизни в обществе — Тело справедливости.

Так, постепенно, мы переходим от жизни в действительном мире, к жизни в мирах воображаемых.

Подросток начинает изучать общество, сталкиваясь с необходимостью учиться в школе. Поэтому особенности взаимодействия с учителями накладывают отпечаток на его знание Общества. Основа взаимодействия с учителями — оценки. Подросток учится через оценки управлять взрослыми — и родителями, и учителями. Для этого, помимо знания предметов, подросток научается делать правильный вид, чтобы получить оценку. Таким образом, у подростка закрепляется и утоньшается обретённый ещё в семье навык: изображать из себя то, что ожидают взрослые, изображать, чтобы управлять ими.

Помимо обликов, в этой веже усиленно нарабатывается и используется такое устройство, как Застава. Застава — это, как и облик, то, что ты выставляешь вместо себя настоящего. При этом Застава призвана занять внимание другого, пока ты занимаешься своей жизнью, своими задачами. Задача Заставы, которую ты выставляешь вместо себя, в точности соответствует задачам военной заставы, призванной при обнаружении врага связать его силы и не пускать на свою землю, пока не будет сил дать полноценный ответ. За заставой мы ощущаем себя как бы в покое, и чаще всего выставляем её, чтобы заниматься своими делами или спрятать своего дурака. Например, подросток научается изображать для учителя внимательно слушающего, когда в действительности ему скучно и хочется играть.

Один из ярких примеров использования заставы — экзамены. Тебе надо списать под партой со шпаргалки нужный ответ. Но экзаменатор смотрит за всеми. И ты одеваешь на себя заставку, на которой написано: "Я думаю!" или "Я вспоминаю!". Этой заставкой ты отводишь глаза. И как только усыпил бдительность экзаменатора — улучаешь время, чтобы метнуть взгляд в шпору.

Так мы учимся двигаться по Обществу, как миру, стараясь остаться неуязвимыми. Беда лишь в том, что и облики, и заставы утяжеляют и тормозят нас тем, что, во-первых, этот весь арсенал приходится тащить и, во-вторых, что они в настоящем действительно мешают взаимопониманию и взаимодействию. Как меня понять, если я спрятался за заставой, выставив вместо себя облик?..

Подросток осваивает общество через его части — сообщества. Школьное сообщество, дворовое, семейное. В каждом сообществе требуются орудия постоянной защиты и управления. Лучше такие, которые срабатывают всегда, или почти всегда. Облики и есть такие орудия. "Отличник", "двоечник", "свой парень", "простая девчонка", "внученька", "сынок" и т.д. — для каждого отдельного сообщества — отдельный облик. Есть, однако, и такие облики, которые соответствуют именно возрасту подростка. Один из них — Поросёнок.

Поросёнок возникает как ответ на возросшие требования. Многие из требований непонятны подростку, и многие он не принимает. Зато ему очень понятно то, что у него появились права. У подростка появляется некоторый перекос в сторону прав и несоблюдение требований. Попросту он всячески не желает делать то, что ему не выгодно или не хочется. Например, для подростка привычно жить в беспорядке. Лень наводить порядок, который устанавливают родители — тебе надо, ты и убирай! Подростковое понятие о порядке часто не идёт дальше устроения "куча". И это касается не только вещей, но и дел. Подросток творит вокруг себя грязь и постоянно не соблюдает договора. Но делает это в мире родительской семьи. Потому и поросёнок.

Относительно взаимодействия с людьми подросток часто проявляется "бараном" и "козой". Баран, часто тупо, то есть неуправляемо и необучаемо, пытается проломить своё, даже если рядом будет лёгкий выход, подсказанный ему другими. Коза же — существо внезапное: у неё семь пятниц на неделе. И она скачет по чувствам и мыслям так же неуправляемо. Поэтому её трудно застать на одной мысли — у неё найдётся тридцать три увёртки — не поймаете!

В сущности, "коза" нужна девчонке для привлечения внимания как взрослых, так и "баранов". Облик "козочки" в конечном итоге решает задачу — выскочить замуж. "Бараны" же учатся отстаивать своё мнение. Поэтому, чаще всего, навредить себе своей же упёртостью расценивается меньшим злом, чем послушать старших. Бунт против авторитетного мнения видится героизмом среди сверстников.

Есть, правда, ещё в подростковом возрасте и "овца". Но это уже скорее состояние, чем облик. Овца не менее тупа, чем баран. Она не соблюдает договоров, она их просто пропускает мимо ушей и тянется ко всему, что может использовать для себя. И совершенно не думает о том, чью она вещь использует и насколько эта вещь нужна хозяину: "Ну чё тебе, жалко, что ли?". Овца своей тупостью требует, чтобы её постоянно пасли, то есть занимались ею.

Однако, под всей этой борзостью и неуправляемостью подростка есть искренняя душевная задача научиться жить в обществе, найти в жизни своё место, занимаясь делом, которое по душе. Но эта задача сильно искажается в этом возрасте, иногда до такой степени, что долгие годы мы считаем настоящим в себе то, что вложило в нас общество, то есть старшие и сверстники.

Психология и психотерапияСамопознаниеСаморазвитиеВосточные практики

Другие статьи автора

Понятие денег

0

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

Понятие денег

Для полноценного понимания, что такое деньги, и тем более как их добывать и пользоваться, хорошо бы начать с истории, как они вообще возникли. А главное — зачем? Нам для жизни нужно несколько вещей разной степени необходимости. Что-то обязательное...

Читать далее
Основные облики возрастных периодов. Дитё. Часть 2

0

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

Основные облики возрастных периодов. Дитё. Часть 2

В первой веже дитё начинает пробовать управлять родителями. И закладывается это управление на таком неожиданном материале, как испражнения. С того мига, как только дитё избирает учиться на человека, к нему начинают предъявлять требования, которые,...

Читать далее
Записки самопознания. Личностное мышление. Жалость к себе

0

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

Записки самопознания. Личностное мышление. Жалость к себе

На волне хорошо прошедших семинаров по работе с обидами у меня назрела необходимость разобраться в таком явлении, как жалость к себе. Опишу свои наблюдения. Первое и очевидное понимание: жалость к себе — это некий вид бережности к тому, что я...

Читать далее
Записки самопознания. Целеустроение. Чужие цели

0

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

Записки самопознания. Целеустроение. Чужие цели

С целеустроением связано одно чудо, которое стоит принять и осознать — я всегда имею то, что хочу. На первый взгляд может показаться, что это не так. Но это лишь от плохого знания природы человека. Прежде чем я совершу какое-либо действие, у меня...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Обмен, почему вы получаете не то, что хотите

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Обмен, почему вы получаете не то, что хотите

Поговорим про три вида обмена. Первый — это равноценный обмен , к которому мы все стремимся. Это когда вы дали что-то, что нужно вашему партнёру и получили в ответ то, что вы хотите сами. И это по энергии, по затратам - равно. Допустим, вы дали...

Читать далее
Как наладить отношения, когда вы давно вместе

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Как наладить отношения, когда вы давно вместе

Как наладить отношения, когда вы давно вместе и уверены, что разговаривать бесполезно. Почему складывается паттерн, когда ваши разговоры не работают, как его поменять и что вы делаете не так? Сразу скажу, что для решения этого вопроса в 90%...

Читать далее
Работа или семья. Нужно ли выбирать и как совместить?

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Работа или семья. Нужно ли выбирать и как совместить?

Работа или семья. Нужно ли выбирать и как совместить? Итак, почему вообще встает этот вопрос, почему работа может влиять на семейные отношения? Во-первых, у многих в головах еще с периода индустриализации, когда у женщины не было прав, сидит такая...

Читать далее
Почему рушатся новые отношения?

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Почему рушатся новые отношения?

Почему рушатся новые отношения? Бывает так, что повторный брак, второй, третий, четвёртый почему-то тоже заканчиваются разводом. Почему так происходит? Вроде все уроки из прошлых отношений пройдены, вы сделали все выводы, вы точно понимаете, как...

Читать далее