Вернуться на главную

Основные облики возрастных периодов. Подросток

Дата публикации:
22 августа 2015

0

(0)

416

0

0

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

автор

Основные облики возрастных периодов. Подросток

Вежа ребёнка заканчивается переходом в ученичество. Его содержание в современное время отличается от того, чему учили раньше. Сейчас ребёнок на рубеже семилетия попадает в школу, а раньше его с этого возраста отдавали в подмастерья, либо приучали к ремеслу в кругу семьи. Настоящая школа ремеслу, то есть профессии, не учит. Профессию мы теперь осваиваем после школы. Основное же время с 7 до 14 лет мы посвящаем изучению Общества, а именно тому, как оно устроено и как в нём можно выжить, заняв определённое место. При этом познаётся это не через школьные предметы, а через управление взрослыми и выяснения отношений со сверстниками.

Переход в новую вежу меняет и самоощущение себя, и отношение других людей ко мне. Ребёнок становится подростком. В новой веже обретаются новые важнейшие понятия — права, обязанности, вина и наказание. Конечно, вину и ребёнок чувствует, а наказывают его уже давно. Но у подростка появляются именно понятия о вине и наказании. Как и понятия о правах и обязанностях. И всё это переплетается, образуя очень действенный инструмент для жизни в обществе — Тело справедливости.

Так, постепенно, мы переходим от жизни в действительном мире, к жизни в мирах воображаемых.

Подросток начинает изучать общество, сталкиваясь с необходимостью учиться в школе. Поэтому особенности взаимодействия с учителями накладывают отпечаток на его знание Общества. Основа взаимодействия с учителями — оценки. Подросток учится через оценки управлять взрослыми — и родителями, и учителями. Для этого, помимо знания предметов, подросток научается делать правильный вид, чтобы получить оценку. Таким образом, у подростка закрепляется и утоньшается обретённый ещё в семье навык: изображать из себя то, что ожидают взрослые, изображать, чтобы управлять ими.

Помимо обликов, в этой веже усиленно нарабатывается и используется такое устройство, как Застава. Застава — это, как и облик, то, что ты выставляешь вместо себя настоящего. При этом Застава призвана занять внимание другого, пока ты занимаешься своей жизнью, своими задачами. Задача Заставы, которую ты выставляешь вместо себя, в точности соответствует задачам военной заставы, призванной при обнаружении врага связать его силы и не пускать на свою землю, пока не будет сил дать полноценный ответ. За заставой мы ощущаем себя как бы в покое, и чаще всего выставляем её, чтобы заниматься своими делами или спрятать своего дурака. Например, подросток научается изображать для учителя внимательно слушающего, когда в действительности ему скучно и хочется играть.

Один из ярких примеров использования заставы — экзамены. Тебе надо списать под партой со шпаргалки нужный ответ. Но экзаменатор смотрит за всеми. И ты одеваешь на себя заставку, на которой написано: "Я думаю!" или "Я вспоминаю!". Этой заставкой ты отводишь глаза. И как только усыпил бдительность экзаменатора — улучаешь время, чтобы метнуть взгляд в шпору.

Так мы учимся двигаться по Обществу, как миру, стараясь остаться неуязвимыми. Беда лишь в том, что и облики, и заставы утяжеляют и тормозят нас тем, что, во-первых, этот весь арсенал приходится тащить и, во-вторых, что они в настоящем действительно мешают взаимопониманию и взаимодействию. Как меня понять, если я спрятался за заставой, выставив вместо себя облик?..

Подросток осваивает общество через его части — сообщества. Школьное сообщество, дворовое, семейное. В каждом сообществе требуются орудия постоянной защиты и управления. Лучше такие, которые срабатывают всегда, или почти всегда. Облики и есть такие орудия. "Отличник", "двоечник", "свой парень", "простая девчонка", "внученька", "сынок" и т.д. — для каждого отдельного сообщества — отдельный облик. Есть, однако, и такие облики, которые соответствуют именно возрасту подростка. Один из них — Поросёнок.

Поросёнок возникает как ответ на возросшие требования. Многие из требований непонятны подростку, и многие он не принимает. Зато ему очень понятно то, что у него появились права. У подростка появляется некоторый перекос в сторону прав и несоблюдение требований. Попросту он всячески не желает делать то, что ему не выгодно или не хочется. Например, для подростка привычно жить в беспорядке. Лень наводить порядок, который устанавливают родители — тебе надо, ты и убирай! Подростковое понятие о порядке часто не идёт дальше устроения "куча". И это касается не только вещей, но и дел. Подросток творит вокруг себя грязь и постоянно не соблюдает договора. Но делает это в мире родительской семьи. Потому и поросёнок.

Относительно взаимодействия с людьми подросток часто проявляется "бараном" и "козой". Баран, часто тупо, то есть неуправляемо и необучаемо, пытается проломить своё, даже если рядом будет лёгкий выход, подсказанный ему другими. Коза же — существо внезапное: у неё семь пятниц на неделе. И она скачет по чувствам и мыслям так же неуправляемо. Поэтому её трудно застать на одной мысли — у неё найдётся тридцать три увёртки — не поймаете!

В сущности, "коза" нужна девчонке для привлечения внимания как взрослых, так и "баранов". Облик "козочки" в конечном итоге решает задачу — выскочить замуж. "Бараны" же учатся отстаивать своё мнение. Поэтому, чаще всего, навредить себе своей же упёртостью расценивается меньшим злом, чем послушать старших. Бунт против авторитетного мнения видится героизмом среди сверстников.

Есть, правда, ещё в подростковом возрасте и "овца". Но это уже скорее состояние, чем облик. Овца не менее тупа, чем баран. Она не соблюдает договоров, она их просто пропускает мимо ушей и тянется ко всему, что может использовать для себя. И совершенно не думает о том, чью она вещь использует и насколько эта вещь нужна хозяину: "Ну чё тебе, жалко, что ли?". Овца своей тупостью требует, чтобы её постоянно пасли, то есть занимались ею.

Однако, под всей этой борзостью и неуправляемостью подростка есть искренняя душевная задача научиться жить в обществе, найти в жизни своё место, занимаясь делом, которое по душе. Но эта задача сильно искажается в этом возрасте, иногда до такой степени, что долгие годы мы считаем настоящим в себе то, что вложило в нас общество, то есть старшие и сверстники.

Психология и психотерапия
Самопознание
Саморазвитие
Восточные практики

Другие статьи автора

Что такое "внутренний ребёнок", и есть ли он у тебя?

3.5

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

Что такое "внутренний ребёнок", и есть ли он у тебя?

Сел писать эту статью, и заглянув в различные источники, не нашёл внятного разбора того, что такое "внутренний ребёнок". Однако разобраться нужно. Иначе не получится поработать с самим внутренним ребёнком. Среди всего, что встретил по внутреннему...

Читать далее
Записки самопознания. Долги и хвосты

5.0

Аватар специалиста Дмитрий Стрелов

Дмитрий Стрелов

Записки самопознания. Долги и хвосты

Долги связаны с таким понятием, как мера. Однозначно связаны. Мера эта определена главной задачей воплощения. Что задумано на воплощение — столько сил и способностей я беру с собой в это путешествие. Правда сейчас, будучи внутри этого путешествия,...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также