Официант без штанов, или почему психологи не работают со "своими"
174
0
0
174
0
0
Однажды рано утром в командировке я заселялась в гостиницу. Проходя с чемоданом по коридору, я случайно, на ходу, заглянула в подсобное помещение, отреагировав на какое-то движение. Там оказался сотрудник, который, видимо, готовился к рабочей смене. Балансируя на одной ноге и сверкая белизной рубашки, он сосредоточенно просовывал вторую конечность в штанину.
Утром, заказывая в кафе при отеле завтрак, я увидела этого парня. Он оказался официантом.
Моментально перед глазами всплыла утренняя картинка. Я смотрела на смущённого парня и сама залилась краской. Было неловко, будто я подсмотрела за ним и теперь знала о нём что-то, что он бы предпочитал от меня скрыть.
Я ещё несколько раз приезжала в этот отель с периодичностью в полтора месяца. Каждый раз, когда я его встречала, я вспоминала то утро и его — на одной ноге, в одной штанине.
Можно, конечно, только посмеяться над тем, как эта нелепая картинка запечатлелась у меня в мозгу. Но именно так мы реагируем на что-то внезапно открывающееся нам в других людях. Как говорится, "развидеть" это уже невозможно. Увиденное становится частью восприятия другого.
Вы клиент, вы ждёте помощи. Вы уязвимы и открыты. Готовы делиться очень личной информацией, ибо уже припекло. Выходя из кабинета психолога, вы хотите быть уверены, что информация не пойдёт дальше. И любой профессиональный психолог знает об этике и конфиденциальности.
В случае взаимодействия двух знакомых людей, у которых общие друзья, работа, увлечения, всегда есть опасность, что "по секрету всему свету" случится утечка. Даже не из желания нанести вред, а просто потому, что хранить секреты — нелёгкое бремя.
А, пересекаясь с психологом за пределами кабинета, общаясь в других контекстах, кроме терапевтического, клиент скорее всего испытает стыд, смущение — "он видел меня "без штанов". И с этими чувствами как-то придётся справляться. Обоим.
Если я психолог и работаю с тем, с кем пересекаюсь в обычной жизни, я всегда нахожусь в очень неустойчивом положении. Я в любой момент могу увидеть что-то, что человек впоследствии хотел бы скрыть, даже от самого себя.
Мне с этой информацией придётся как-то обходиться. Даже если я её не осознаю, она существует в моей психике постоянным "белым шумом" и влияет на то, что происходит в психологическом кабинете.
Во время терапевтической сессии психолог работает: анализирует, размышляет, осознаёт себя, свои мысли и чувства, слушает, слышит и "переваривает" материал клиента. Отодвигать "белый шум" — это дополнительная нагрузка, очень энергозатратная, между прочим. И её нужно выполнять параллельно с основной работой.
Начинающие психологи, полные энтузиазма и энергии, часто хватаются за любой запрос (сама такой была) и вынуждены проделывать огромную работу в этом смысле. Понимание своих проекций, контрпереносов, разведение своего материала и материала клиента — это трудоёмкий навык. Поэтому более опытные коллеги часто отказываются от клиентов с любыми пересечениями.
В терапевтической работе очень важны границы. Поэтому психологи не принимают приглашения на дружеские встречи, на свидания. Не дружат и не спят со своими клиентами. Придерживаются определённых границ и рамок. В случае со знакомыми определить и выдержать эти границы практически невозможно.
Парадокс в том, что как раз-таки самым близким людям сложнее всего открыть всю подноготную. Очень силён страх стать "плохим", лишиться расположения и любви значимого человека. Психолог становится тем человеком, которому можно рассказать о себе самое неприглядное, остаться "в неглиже" и при этом не быть осуждённым.
Для этого есть специально отведённое время и место. И это про безопасность, про границы. На это можно опираться. Не бояться, что рассказанное обратят против вас. На встречах могут всплывать неприятные воспоминания, чувства, осмысления о себе и своей жизни. В перерывах между сессиями эта информация перерабатывается, присваивается, занимает своё место в психике. Возвращаясь в кабинет, вы вновь в безопасном пространстве исследуете все новые terra incognita своего бытия.
С ясными чёткими границами легче живётся. Нет нужды делать дополнительную работу по вытеснению и обработке "лишней" информации. Нет нужды перегружать отношения стыдом и страхом быть разоблачённым. Есть терапия и её границы. Это прекрасная опора и опыт качественно других отношений, основанных на безопасности и возможности быть собой.
Выводы, конечно, каждый сделает для себя сам. Но, возможно, что зная тонкости и нюансы, связанные с пересечениями личных и рабочих границ, вы сбережёте свои время, нервы и деньги.
Тебе снова снится один и тот же сон. Ты пилот и ведёшь самолёт на посадку. Но ни разу ещё твой самолёт не долетел до места назначения. То дерево упадёт прямо на взлётной полосе. То внезапно заканчивается горючее, и ты падаешь. То вдруг...
Знания или опыт? Размышления о пользе групповой психотерапии
Наблюдаю одну очень интересную штуку. Вокруг огроменное количество полезной информации (в том числе бесплатной). До неё легко дотянуться. Ну и что, что нет времени, можно же складывать записи вебинаров и эфиров в закладки "посмотреть". Знаний в...
Как преодолеть козни внутреннего критика
Многие, кто хотел бы, но всё никак не решается начать писать и публиковать свои тексты в сети, ведут сами с собой длинные задушевные беседы. Всем знакома теория, что внутри нас много разных частей. Иногда эти части действуют сообща, иногда — тянут...
Три преграды на пути к твоему тексту
Часто слышу: мне надо написать текст, а я прокрастинирую! Что делать? Ответ прост: расслабиться. Как же так? Расслабиться, когда внутренний критик достал хлыст и стоит с ним над душой, как с дамокловым мечом? Действительно, если смотреть на...
Правила Игры Когда-то давно, возникла потребность создать и задекларировать свои правила взаимодействия с другими людьми. Т.к. каждый норовит воспользоваться ситуацией, навязать общепринятые правила поведения, основанные на общественных...
В современной психологической практике распространены те подходы, которые позаботились о своей доказательности, т.е. представленности в научных журналах, например, когнитивно-поведенческая психотерапия. В массовом сознании большое внимание...
Готовность к психологической работе: почему это важно?
В психотерапию приходят клиенты с разной степенью готовности к ней. Готовность к психологической работе подразумевает, что человек в общих чертах понимает, как она устроена, чего он от неё хочет, какие она содержит в себе возможности и ограничения...