О Плейбек-театре
3935
0
0
3935
0
0
Плейбек-театр — это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актёров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность.
Плейбек-театр создаёт ритуальное пространство, где любая история, не важно, обычная ли, необычная, недосказанная или развёрнутая, — немедленно превращается в театр. Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества.
Впервые плейбек-театр был собран в единую организацию в 1975 году, её возглавил Джонатан Фокс. Это случилось в Мид-Хадсон Вэллей на севере Нью-Йорка. Плейбек стал частью театрального экспериментирования 70-х — поисков путей к зрителю, приближения театра к повседневной реальности и разрушения традиций сценарного театра. С тех пор плейбек-театр распространился по всему миру, организации и постановки плейбек-театра проходят более чем в 30 странах. Он процветает в самых разных формах: как в театральных сообществах, так и в сфере профессиональных услуг делового и социального сектора.
Что повлияло на становление плейбек-театра:
Будь то в учебном классе, в больнице, на бизнес-конференции или в театре, всегда присутствует одна и та же общая структура плейбек-театра:
Каждая труппа может иметь свои дополнительные приспособления, например: "дерево" ткани в правом заднем углу сцены — набор кусков ткани разных цветов, развешенных на перекладине или лестнице. Такой набор может быть использован в театральном действии. Или в задней части сцены может быть повешен простой занавес на перекладине для отделения скрытого от зрителей пространства, которое также может быть использовано актёрами во время действия. Всё это — возможные дополнения.
Сценарий отсутствует, однако есть ритм и последовательность перфоманса плейбек-театра. Ведущий руководит процессом и является посредником между актёрами и зрителями. После того, как завершились вводная часть перфоманса и разогрев, какой-либо доброволец вызывается рассказать свою историю. Это может быть история о каком-то небольшом эпизоде или о более длинном событии. Эта история может быть взята из прошлого, настоящего или будущего. Она может быть о чём-то особенном или же о том, что случается каждый день. За всё время выступления 3, 4 или 5, а может быть и больше, зрителей выйдут на сцену и расскажут свою историю такого рода. В конце перфоманса ведущий может попросить зрителей выразить своё отношение к прошедшему выступлению, и, согласно этим высказываниям, актёрская команда сымпровизирует финал перфоманса.
Иногда плейбек-перфоманс может изначально задаваться определённой темой, тогда зрителям предлагается рассказывать истории, раскрывающие эту тему. Иногда выступление проходит без заданной тематики, и тогда темы, которые волнуют собравшихся в зале людей, раскрываются через глубинный рисунок, образованный их рассказами. Он не всегда очевиден, но умелый ведущий способен донести его до сознания участников в конце выступления.
Главное в плейбек-перфомансе — рассказ истории:
Простые правила такой последовательности формируют определённый ритуал, который является существенным положением в плейбек-театре.
Ритуал в плейбек-театре является очень важным вместилищем всей практики плейбека. Ритуал создаёт структуру, определяет весь процесс, внутри которого может проявиться нечто непредсказуемое и чудесное. Если ведущий и актёры правильно соблюдают ритуал действия, то у зрителя возникает подсознательное ощущение безопасности. И в такой атмосфере самое сокровенное и самое будничное в зрительских историях будет принято с достоинством и уважением.
Разыгрывается натуралистическая сцена, или же абстрактное движение и звук, разыгрывается в танце, или при помощи кукол, или пением (или совмещением всех этих форм), — если при этом исполнители уловили суть истории на высоком уровне артистизма, то воздействие их исполнения может быть очень сильным и выводить на новый уровень преображения и исцеления. Если мы наблюдаем это в форме спонтанного совместного творчества, то такое творчество предлагает нам более глубокое переживание нашей человечности и совместного потенциала.
Помимо фундаментальных принципов ритуала и художественности, плейбек-Театр уделяет внимание и социальному взаимодействию. Ритуал и артистический подход имеют смысл только тогда, когда присутствует хорошее понимание целостного группового участия. Эта театральная форма напрямую служит оздоровлению отношений, коммуникации и взаимопонимания среди людей. Такие ценности составляют её основу, так что ведущий в непосредственном взаимодействии с аудиторией проявляет уважение и человеческое тепло, а также он ощущает более широкий социальный контекст плейбек-действия. Слушая личные рассказы, мы чувствуем, как наши собственные истории вплетаются в паутину сообщества людей, сливаясь таким образом с коллективным и универсальным опытом. Так начинаются социальные изменения и преобразования, когда мы при помощи индивидуальных голосов создаём пространство историй сообщества и поддаёмся их воздействию.
Аутентичность спонтанности лежит в основе практики плейбек-театра. Понятие "гражданский актёр" имеет большое значение в мире плейбека — любой человек обладает природной способностью играть в плейбек-театре достаточно хорошо. плейбек-театр призывает актёров слушать, высвобождает их интуицию и вдохновение, предполагает доверие и поддержку друг друга, апеллирует к присущей им личной мудрости и жизненному опыту. Поэтому при обучении плейбек-театру, в дополнение к актёрскому мастерству, необходимо развивать в актёрах глубокое самосознание и самопонимание. Актёрами плейбек-театра становятся люди из самых разных сфер деятельности — социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них — профессиональные актёры, многие — талантливые работники творческих профессий, тренеры и терапевты.
Для группы плейбек-театра" нормой является наработка совместной практики плейбека в течение некоторого периода, возможно, один вечер в неделю, прежде чем начать открытые для публики выступления. Многие группы решают устраивать регулярные перфомансы, один раз в месяц или два месяца, для своего сообщества в каком-либо публичном месте. Когда группа достигает определённого мастерства, они могут предложить проведение своих перфомансов по специальным заказам. Интересный феномен заключается в том, что участники организации плейбек-театра остаются в организации на многие годы, зачастую получая совсем небольшое вознаграждение за свои усилия и потраченное время, а то и вовсе без вознаграждения. В некотором смысле ценности и сама направленность работы плейбек-театра — ориентация театра на оказание непосредственной помощи обществу — уже предполагает достаточное вознаграждение для участников группы. К тому же применение совместной практики за большой период времени формирует артистическое мастерство, которое может стать экстраординарным.
Гибкость форм плейбек-театра позволяет ему с высокой чувствительностью реагировать на нужды разнообразных специфических групп общества. Вот несколько примеров:
Можно было бы сказать, что плейбек — это форма исцеляющего, даже сакрального театра, которая даёт возможность божественному проникнуть во взаимодействие собравшихся вместе людей. Однако, нельзя не почувствовать, что такой театр основывается на повседневной жизни и её событиях, когда спонтанное разыгрывание ситуаций из жизненного опыта выстраивает отношения между людьми посредством уважения к достоинству, драматизму и уникальности рассказанных ими историй.