Вернуться на главную

О Плейбек-театре

Дата публикации:
30 октября 2011

5.0

(1)

3935

0

0

Аватар специалиста Вероника Нида

Вероника Нида

автор

О Плейбек-театре

Плейбек-театр — это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актёров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность.

Образование сообщества посредством личных историй

Плейбек-театр создаёт ритуальное пространство, где любая история, не важно, обычная ли, необычная, недосказанная или развёрнутая, — немедленно превращается в театр. Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества.

Становление

Впервые плейбек-театр был собран в единую организацию в 1975 году, её возглавил Джонатан Фокс. Это случилось в Мид-Хадсон Вэллей на севере Нью-Йорка. Плейбек стал частью театрального экспериментирования 70-х — поисков путей к зрителю, приближения театра к повседневной реальности и разрушения традиций сценарного театра. С тех пор плейбек-театр распространился по всему миру, организации и постановки плейбек-театра проходят более чем в 30 странах. Он процветает в самых разных формах: как в театральных сообществах, так и в сфере профессиональных услуг делового и социального сектора.

Что повлияло на становление плейбек-театра:

  1. Ритуал и театр сообществ: Джонатан Фокс некоторое время жил в Непале, где формы ритуала и театра глубоко внедрены в ритмы повседневной жизни.
  2. Традиция устного рассказа: люди собираются вместе, чтобы поделиться историями из прошлого — из мира мифов, легенд и народных сказаний.
  3. Психодрама: при определённых различиях в формах и практике, существуют определённые важные качества, общие для плейбек-театра и психодрамы. Например:Спонтанность и высвобождение творческой энергии;Включённость — каждый индивидуум обладает своим местом в коллективе.

Основная структура

Будь то в учебном классе, в больнице, на бизнес-конференции или в театре, всегда присутствует одна и та же общая структура плейбек-театра:

  1. Актёры, сидящие на ящиках или стульях;
  2. "Дерево" цветной ткани;
  3. Место, где происходит действие;
  4. Стул для рассказчика;
  5. Музыканты;
  6. Стул для ведущего;
  7. Артистические дополнения.

Каждая труппа может иметь свои дополнительные приспособления, например: "дерево" ткани в правом заднем углу сцены — набор кусков ткани разных цветов, развешенных на перекладине или лестнице. Такой набор может быть использован в театральном действии. Или в задней части сцены может быть повешен простой занавес на перекладине для отделения скрытого от зрителей пространства, которое также может быть использовано актёрами во время действия. Всё это — возможные дополнения.

Ритм перфоманса

Сценарий отсутствует, однако есть ритм и последовательность перфоманса плейбек-театра. Ведущий руководит процессом и является посредником между актёрами и зрителями. После того, как завершились вводная часть перфоманса и разогрев, какой-либо доброволец вызывается рассказать свою историю. Это может быть история о каком-то небольшом эпизоде или о более длинном событии. Эта история может быть взята из прошлого, настоящего или будущего. Она может быть о чём-то особенном или же о том, что случается каждый день. За всё время выступления 3, 4 или 5, а может быть и больше, зрителей выйдут на сцену и расскажут свою историю такого рода. В конце перфоманса ведущий может попросить зрителей выразить своё отношение к прошедшему выступлению, и, согласно этим высказываниям, актёрская команда сымпровизирует финал перфоманса.

Тематика перфоманса

Иногда плейбек-перфоманс может изначально задаваться определённой темой, тогда зрителям предлагается рассказывать истории, раскрывающие эту тему. Иногда выступление проходит без заданной тематики, и тогда темы, которые волнуют собравшихся в зале людей, раскрываются через глубинный рисунок, образованный их рассказами. Он не всегда очевиден, но умелый ведущий способен донести его до сознания участников в конце выступления.

Последовательность рассказа

Главное в плейбек-перфомансе — рассказ истории:

  1. Когда кто-либо из зрителей выражает желание поделиться своим рассказом, то этот человек, называемый Рассказчиком, выходит из зрительного зала к стулу Рассказчика. Сидя на этом стуле, он рассказывает историю, ему помогает Ведущий.
  2. Затем при помощи Ведущего Рассказчик выбирает актёров, которые исполнят роли в его рассказе. Выбранные актёры встают на сцене. Когда история рассказана, Ведущий говорит: "Давайте посмотрим".
  3. Эта реплика является сигналом начала действия для актёров. Для создания определённой атмосферы и настроения может звучать музыка, актёры могут использовать свои стулья для разграничения пространства.
  4. Актёры и музыканты спонтанным образом импровизируют, разыгрывая эту историю, и эта импровизация может принимать различные артистические формы, с тем, чтобы ухватить и выявить суть и ядро истории.
  5. В конце действия актёры смотрят на Рассказчика в знак того, что теперь их инсценировка будет принята Рассказчиком.
  6. Затем следует заключение Рассказчика: ему предоставляется возможность высказаться, если он чувствует в этом потребность. Иногда нужно сказать всего несколько слов, а может быть, и вовсе ничего, а иногда Рассказчику даётся шанс, чтобы скорректировать или трансформировать представленную сцену. И актёры, соответственно, это разыграют. Ведущий благодарит Рассказчика, и тот возвращается на своё место. Затем приглашается следующий зритель, желающий рассказать свою историю, и так далее.

Простые правила такой последовательности формируют определённый ритуал, который является существенным положением в плейбек-театре.

Ритуал

Ритуал в плейбек-театре является очень важным вместилищем всей практики плейбека. Ритуал создаёт структуру, определяет весь процесс, внутри которого может проявиться нечто непредсказуемое и чудесное. Если ведущий и актёры правильно соблюдают ритуал действия, то у зрителя возникает подсознательное ощущение безопасности. И в такой атмосфере самое сокровенное и самое будничное в зрительских историях будет принято с достоинством и уважением.

Художественность

Разыгрывается натуралистическая сцена, или же абстрактное движение и звук, разыгрывается в танце, или при помощи кукол, или пением (или совмещением всех этих форм), — если при этом исполнители уловили суть истории на высоком уровне артистизма, то воздействие их исполнения может быть очень сильным и выводить на новый уровень преображения и исцеления. Если мы наблюдаем это в форме спонтанного совместного творчества, то такое творчество предлагает нам более глубокое переживание нашей человечности и совместного потенциала.

Социальное взаимодействие

Помимо фундаментальных принципов ритуала и художественности, плейбек-Театр уделяет внимание и социальному взаимодействию. Ритуал и артистический подход имеют смысл только тогда, когда присутствует хорошее понимание целостного группового участия. Эта театральная форма напрямую служит оздоровлению отношений, коммуникации и взаимопонимания среди людей. Такие ценности составляют её основу, так что ведущий в непосредственном взаимодействии с аудиторией проявляет уважение и человеческое тепло, а также он ощущает более широкий социальный контекст плейбек-действия. Слушая личные рассказы, мы чувствуем, как наши собственные истории вплетаются в паутину сообщества людей, сливаясь таким образом с коллективным и универсальным опытом. Так начинаются социальные изменения и преобразования, когда мы при помощи индивидуальных голосов создаём пространство историй сообщества и поддаёмся их воздействию.

Актёр плейбек-театра

Аутентичность спонтанности лежит в основе практики плейбек-театра. Понятие "гражданский актёр" имеет большое значение в мире плейбека — любой человек обладает природной способностью играть в плейбек-театре достаточно хорошо. плейбек-театр призывает актёров слушать, высвобождает их интуицию и вдохновение, предполагает доверие и поддержку друг друга, апеллирует к присущей им личной мудрости и жизненному опыту. Поэтому при обучении плейбек-театру, в дополнение к актёрскому мастерству, необходимо развивать в актёрах глубокое самосознание и самопонимание. Актёрами плейбек-театра становятся люди из самых разных сфер деятельности — социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них — профессиональные актёры, многие — талантливые работники творческих профессий, тренеры и терапевты.

Организация плейбек-театра"

Для группы плейбек-театра" нормой является наработка совместной практики плейбека в течение некоторого периода, возможно, один вечер в неделю, прежде чем начать открытые для публики выступления. Многие группы решают устраивать регулярные перфомансы, один раз в месяц или два месяца, для своего сообщества в каком-либо публичном месте. Когда группа достигает определённого мастерства, они могут предложить проведение своих перфомансов по специальным заказам. Интересный феномен заключается в том, что участники организации плейбек-театра остаются в организации на многие годы, зачастую получая совсем небольшое вознаграждение за свои усилия и потраченное время, а то и вовсе без вознаграждения. В некотором смысле ценности и сама направленность работы плейбек-театра — ориентация театра на оказание непосредственной помощи обществу — уже предполагает достаточное вознаграждение для участников группы. К тому же применение совместной практики за большой период времени формирует артистическое мастерство, которое может стать экстраординарным.

Разнообразие контекстов и аудиторий

Гибкость форм плейбек-театра позволяет ему с высокой чувствительностью реагировать на нужды разнообразных специфических групп общества. Вот несколько примеров:

  1. Социальное изменение и воздействие:На севере Австралии плейбек-группа выступала для сообществ коренного населения в рамках программы, имеющей целью реабилитацию и повышение достоинства этих сообществ в условиях последствий их угнетения и эксплуатации. Плейбек-театр был задействован, как попытка услышать обе стороны в Палестино-Израильском конфликте. В Аргентине плейбек оказал помощь в реконструкции общественной памяти социально-политических аспектов истории страны.
  2. Корпоративный контекст:В Швейцарии аудитория, состоящая из инженеров и бухгалтеров, при помощи плейбек-театра делится своими рассказами об организационном реструктурировании. В Вашингтоне аудитория почтовых служащих таким образом рассматривает проблему сокращения штатов.
  3. Образование:На Аляске школьники при помощи плейбек-театра переживают свою скорбь по поводу смерти школьного товарища. В Гонконге подростки выступают в плейбек-театре в рамках социальных программ.
  4. В психотерапии:плейбек-театр также используется психотерапевтами в качестве дополнительного инструмента в групповой работе. В Чикаго группа больных шизофренией, находящихся на амбулаторном лечении при психиатрической больнице, регулярно встречается и устраивает выступления плейбек-театра друг для друга. Они рассказывают друг другу истории, копирующие повседневную жизнь.
  5. События различных сообществ:В Сиднее плейбек-театр является частью свадебных торжеств. В Лондоне он устраивается вечером в День памяти погибших в Первую и Вторую мировые войны. В Японии группа плейбек-театра выступает ежемесячно для умственно-отсталых людей, их друзей и родственников.
  6. Публичные выступления:Плейбек-театр устраивает свои перфомансы для широкой публики в театрах и домах искусства по всему миру. О плейбеке говорят, что это — "театр соседей". Вы можете прийти в этот театр как незнакомец, но почти наверняка к концу вечера вы почувствуете живость и лёгкость в общении с окружающими вас людьми.

Трансперсональные основания

Можно было бы сказать, что плейбек — это форма исцеляющего, даже сакрального театра, которая даёт возможность божественному проникнуть во взаимодействие собравшихся вместе людей. Однако, нельзя не почувствовать, что такой театр основывается на повседневной жизни и её событиях, когда спонтанное разыгрывание ситуаций из жизненного опыта выстраивает отношения между людьми посредством уважения к достоинству, драматизму и уникальности рассказанных ими историй.

Психология и психотерапия

Смотрите также