"Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда", — эти слова древнегреческого баснописца Эзопа злободневны и через две половиной тысячи лет. В августе 2021 года на турбазе "Орлинка", расположенной на озере Селигер, прошла лекция "Почему дети не хотят учиться?". В форме диалога лектор помог слушателям получить ответ на этот волнующий вопрос.
В начале слушателей попросили нарисовать "дом", "дерево" и "реку". С этим заданием все справились легко. Когда попросили нарисовать "ропак", то один мужчина спросил: что это такое? Лектор ответил, что объяснит потом, и снова попросил нарисовать "ропак". Лишь один из слушателей начал рисовать, остальные сидели с карандашами в руках и ничего не делали. На рисунке выполнившего задание был изображён "рюкзак".
После этого лектор дал определение слову "ропак" — отдельная льдина, стоящая ребром среди ровной поверхности льда. Слушатели заулыбались и легко смогли нарисовать ропак.
"Если человек не понимает слово, то он не может действовать, останавливается или делает что-то неправильно", — объяснил лектор.
"Для того, чтобы понять что-то, есть Google", — сказала одна из женщин.
"Вы правы, можно использовать интернет, чтобы прояснить слово. Однако случается, что школьник встречается с непонятым словом, думая, что он его знает, хотя у него присутствует ложное представление об этом слове. К примеру, один ребёнок долгое время не мог выполнять математические действия с дробями. Напомню, что "дробь" — это математический термин, означающий "число, состоящее из частей единицы". Для ребёнка слово "дробь" означало шарики, которыми стреляют из охотничьего ружья. Естественно, он не мог применить "шарики" к решению математических уравнений. Когда с ним прояснили правильное значение, он смог решать примеры с дробями".
"Теперь я знаю, как помочь племяннице. Если она будет читать и не понимать, я попрошу найти слово, значение которого она не знает или не понимает", — вступила в общение ещё одна женщина: "Не нужно заставлять ребёнка перечитывать один тот же текст по несколько раз, как это делали со мной мои родители. Ведь сколько бы я не перечитывала главы учебника в детстве, я всё равно не знала материал урока".
"Внимание ребёнка застревает на тех местах, где было непонятое слово", — пояснил лектор: "Это как, если бы вы пошли на работу, а дома у вас остался включённый утюг. Скорее всего, ваше внимание будет на утюге, который может вызвать пожар, а не на вашей работе. Когда я был школьником, для меня было важно прочитать текст до конца, а уже потом разбираться — это был мой собственный метод обучения. Естественно, я ничего не понимал из прочитанного, но всегда мог сказать родителям, что прочитал до конца".
Вокруг "непонятого слова" началось оживлённое обсуждение, в конце которого лектор рассказал случай из своей практики. Он занимался с одним учащимся, который находился на домашнем обучении. Этого мальчика хотели оставить на третий год в 6-м классе. Знания ученика были на уровне 3-го класса. С помощью прояснения слов за четыре месяца ученик смог пройти материалы по математике за 4, 5, 6 классы и успешно сдал экзамен за 6-й класс.
Напоследок лектор дал рекомендацию родителям прояснять с детьми хотя бы по одному слову в день. Через месяц дети будут понимать 30 слов, а через 90 дней — 90 слов и т.д. Когда школьник приобретёт навык не пропускать непонятых слов, он сможет учиться самостоятельно.